Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. № 6

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ
В 2010 ГОДУ

Я, Главный государственный санитарный врач по Кировской области Г.Н. Грухина, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2009 года и данные формы государственного статистического наблюдения "Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений за 2009 год", установила:
В летнем сезоне 2009 года на контроле Управления Роспотребнадзора по Кировской области (далее - Управление) находилось 892 летних оздоровительных учреждения различных типов (далее - ЛОУ), в том числе 22 загородных стационарных учреждения, с общей численностью отдохнувших детей 73865 человек.
В 2009 году количество летних оздоровительных учреждений, функционирующих на территории Кировской области, уменьшилось на 90, вместе с тем количество детей, охваченных отдыхом и оздоровлением, в 2009 году не уменьшилось за счет увеличения количества смен в лагерях с дневным пребыванием.
В целом по области наполняемость учреждений с дневным пребыванием составила 100%, загородных - 88,6%. Наиболее низкая наполняемость отмечалась в 1-ю смену в загородных лагерях "Вишкиль" - 22,8%, "Березка" - 25%, "Чайка" - 42%, "Звездный" - 47%, "Кстининский" - 61%.
Продолжительность смен в загородных лагерях общего типа составила 19 - 21 день, в лагерях с дневным пребыванием и профильных - 18 дней, санаторного типа - 24 дня. Перерыв между сменами - 2 - 3 дня.
В подготовительный период и период эксплуатации специалистами службы проведено 1179 санитарно-эпидемиологических обследований объектов, из них 87,9% - с лабораторными исследованиями (2008 год - 81,9%).
На протяжении ряда лет не улучшается материально-техническая база ряда летних оздоровительных учреждений: не канализованы - 5,2% учреждений, не имеют централизованного водоснабжения - 1,6%, не имеют центрального отопления - 4,2%.
В период проведения летней оздоровительной кампании 2009 года отмечались аварийные ситуации, связанные с отключением электроснабжения, в загородных лагерях "Звездный", "Березка" в г. Кирове и лагере с дневным пребыванием в с. Лойно Верхнекамского района, что не позволяло решать вопросы качественной организации водоснабжения и питания детей в период отдыха.
В связи с высокой активностью клещей в 2009 году и высоким уровнем заболеваемости населения природно-очаговыми инфекциями перед открытием ЛОУ и между сменами проводились обработки территорий и прилегающих к ним зон на площади 495,2 га (2008 год - 205,5 га) с последующим энтомологическим контролем эффективности акарицидных обработок, дератизационные мероприятия проведены в постройках на площади 167 га (2008 г. - 130 га). Несмотря на проведенные истребительные мероприятия, в период отдыха детей во вторую смену пострадало от укусов клещами 4 человека в 3-х ЛОУ: "Юность", "Родина", "Березка".
С первого предъявления в 2009 году службой открыто 95,8% летних учреждений (2008 год - 95,3%). Со второго, третьего предъявления были открыты 27 лагерей с дневным пребыванием в Арбажском, Афанасьевском, Белохолуницком, Верхнекамском, Вятскополянском, Зуевском, Кильмезском, Кирово-Чепецком, Лузском, Нагорском, Орловском, Подосиновском, Фаленском, Юрьянском районах в связи с неудовлетворительной подготовкой. Не приступили к работе 2 ЛОУ в Омутнинском и Кирово-Чепецком районах по причине их неготовности.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в период подготовки и функционирования ЛОУ проведено 1028 исследований питьевой воды из разводящей сети по микробиологическим показателям, из которых 5,8% проб (2008 год - 5,9%) не соответствовали требованиям санитарных нормативов, по санитарно-химическим показателям исследовано 724 пробы питьевой воды, из которых 7,3% (2008 год - 8,7%) не соответствовали требованиям.
В 2009 году ухудшилось качество воды из источников централизованного водоснабжения (скважин) по микробиологическим показателям на 4,3%, что говорит о проблемах организации водоснабжения в ЛОУ.
В период эксплуатации лагерей ухудшение качества питьевой воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям происходило в результате ее вторичного загрязнения в разводящих сетях. Наибольший процент неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям зафиксирован в Мурашинском (25,0%), Котельничском (36,8%), Нагорском (37,5%), Афанасьевском и Опаринском (50,0%), Верхнекамском (64,7%) районах; по микробиологическим показателям - в Лузском (18,5%), Фаленском (18,8%), Нагорском (20,0%), Мурашинском (28,6%), Афанасьевском (77,8%) районах.
Не менее актуальными остаются вопросы организации питания. Питание детей в оздоровительных учреждениях летом 2009 года было организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по загородным лагерям питание организовано на сумму 140 рублей при 5-разовом питании, в лагерях с дневным пребыванием - на сумму 60 - 75 рублей при 2 - 3-разовом питании. Питание организовано в соответствии с примерными 10-дневными меню, которые согласованы со службой. Углубленное изучение питания отдыхающих детей, проведенное в текущем году в различных типах оздоровительных учреждений, показало, что, несмотря на разнообразный ассортимент блюд и ежедневное включение в рацион необходимых натуральных продуктов, суточные нормы питания в лагерях с дневным пребыванием детей не выполнялись по рыбе, молоку и кисломолочным продуктам. Недостаточно в питании детей использовались продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами.
В 2009 году объем лабораторного контроля продовольственного сырья и готовой продукции по сравнению с 2008 годом уменьшился на 27,7% (с 2119 до 1532 исследований). Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб готовой продукции в 2009 году отмечен:
- по микробиологическим показателям в Унинском и Омутнинском (11,1%), Нагорском (14,8%), Слободском (20,6%), Арбажском (33,3%) районах;
- по калорийности в Слободском и Юрьянском (20,0%), Лузском (23,5%), Афанасьевском (25,0%), Куменском (33,3%), Унинском (37,5%), Шабалинском (50,0%), Свечинском (53,9%), Орловском (63,6%), Арбажском (66,7%) районах.
Анализируя заболеваемость детей, отдыхающих в летних оздоровительных учреждениях в 2009 году, следует отметить, что всего по области было зарегистрировано 61 заболевание, что в 3 раза ниже уровня заболеваемости 2008 года. В 3-ю смену в загородном лагере "Березка" зарегистрирована групповая заболеваемость ОКИ среди детей с количеством пострадавших 10 человек. Причиной заболеваемости явились нарушения санитарных правил на пищеблоке.
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей в летних оздоровительных учреждениях, явились:
- неудовлетворительное содержание территории летних оздоровительных учреждений;
- несоблюдение технологии приготовления блюд;
- несоблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов питания;
- неудовлетворительное качество питьевой воды;
- непрохождение в полном объеме медицинского осмотра персоналом;
- неудовлетворительное содержание помещений;
- отсутствие должного контроля со стороны медицинского персонала за работой оздоровительных учреждений.
В целом в период летних каникул удалось сохранить и укрепить здоровье детей, обеспечить их доброкачественной питьевой водой, физиологически полноценным питанием, а также расширить их адаптационные возможности. Выраженный оздоровительный эффект детей и подростков от летнего отдыха отмечен у 77,8% (РФ - 80,7%).
В летний период 2009 года за пределы Кировской области к местам отдыха и обратно железнодорожным транспортом перевезено 48 организованных детских коллективов с количеством 1170 детей при медицинском сопровождении. Нарушений санитарного законодательства при перевозках детей железнодорожным транспортом не выявлено. Случаев инфекционных заболеваний детей при перевозках железнодорожным транспортом не зарегистрировано.
За допущенные нарушения санитарного законодательства в период проведения летней оздоровительной кампании специалистами службы составлено 126 протоколов об административном правонарушении: вынесено 122 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа (2008 г. - 173 штрафа).
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в летний сезон 2010 года на территории Кировской области, на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 01.04.2008 № 23 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах" постановляю:
1. Рекомендовать главам муниципальных образований:
1.1. Разработать целевые программы организации отдыха и оздоровления детей, предусмотрев в них мероприятия по развитию материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей.
1.2. Заслушать организации, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, о ходе проведения их подготовки к летней оздоровительной кампании и отдыху детей, оказав им содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь, на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.
1.3. Организовать отдых детей, проживающих в зоне защитных мероприятий объекта по уничтожению химического оружия Марадыковский, в летних оздоровительных учреждениях области и за ее пределами.
1.4. Предусмотреть выделение необходимых средств для проведения эффективной противоклещевой обработки (не менее 3-х раз в сезон) и мероприятий по борьбе с грызунами на территориях размещения детских летних оздоровительных учреждений в целях профилактики природно-очаговых инфекций.
1.5. Предусмотреть профилактическую иммунизацию против клещевого энцефалита всех работников загородных оздоровительных учреждений и в первую очередь работников, привлекаемых к расчистке и благоустройству территорий в подготовительный период, с выделением необходимого финансирования.
1.6. Обеспечить продолжительность смен в загородных учреждениях общего типа не менее 21 дня, при организации санаторных смен - не менее 24 дней, в лагерях с дневным пребыванием - не менее 18 дней.
1.7. Обеспечить обязательное медицинское сопровождение при перевозках организованных групп детей железнодорожным и автомобильным транспортом с целью предупреждения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.
2. Открытому акционерному обществу "Кировэнергосбыт" (Фленько И.В.):
2.1. Не допускать случаев отключения электроэнергии в оздоровительных учреждениях, обратив особое внимание на обеспечение бесперебойного электроснабжения загородных лагерей.
3. Департаменту здравоохранения Кировской области (Матвеев Д.А.):
3.1. Обеспечить своевременное и качественное проведение профилактических медицинских осмотров персонала, направляемого для работы в летние оздоровительные учреждения.
3.2. Обеспечить методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала учреждений отдыха.
4. Департаменту образования Кировской области (Чурин А.М.):
4.1. Обеспечить своевременную подготовку учреждений отдыха с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений и загородных оздоровительных лагерей департамента образования.
4.2. Обеспечить соблюдение законодательства о защите прав потребителей при заключении возмездных договоров на оказание услуг по летнему отдыху и оздоровлению детей.
5. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям летних оздоровительных учреждений:
5.1. Обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства и создание благоприятных и безопасных условий для отдыха детей.
5.2. Улучшить материально-техническую базу летних оздоровительных учреждений, предусмотрев ремонт и реконструкцию жилых помещений, оснащение их системами централизованного отопления, водоснабжения, канализования, необходимой мебелью, постельными принадлежностями, современным холодильным и технологическим оборудованием, оборудование мест купания, в т.ч. плавательными бассейнами.
5.3. Обеспечить оздоровительные учреждения доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями, в том числе и путем приобретения и установки фильтров, использования бутилированной питьевой воды.
5.4. Организовать не позднее чем за 2 недели до открытия лагеря и между сменами энтомологическое обследование, противоклещевую (акарицидную) и дератизационную обработку территории лагеря и территории, прилегающей к нему на расстоянии не менее 50 м.
5.5. Не допускать открытия летних оздоровительных учреждений без приемки их районными (городскими) комиссиями. Заезд детей осуществлять при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам.
5.6. Организовать полноценное, рациональное питание детей. Обеспечить выполнение норм питания по наборам продуктов с учетом физиологических потребностей согласно п. 8.10 СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей". Использовать в рационах питания пищевые продукты, обогащенные комплексом витаминов, микро- и макронутриентами.
5.7. Максимально ужесточить требования к поставщикам пищевой продукции и усилить контроль за качеством и безопасностью продуктов питания.
5.8. Обеспечить комплектование загородных оздоровительных лагерей квалифицированным медицинским персоналом, имеющим практику работы в детских учреждениях и прошедшим гигиеническую подготовку.
5.9. Обеспечить прием на работу в ЛОУ персонала при условии прохождения ими медицинского обследования согласно установленному порядку, привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и прошедшими профессиональную гигиеническую подготовку с аттестацией.
5.10. Обеспечить немедленное информирование о каждом случае инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, травматизма детей и персонала, об аварийных ситуациях в работе водопроводных, канализационных систем и систем электроснабжения в установленном порядке Управление Роспотребнадзора по Кировской области, департамент здравоохранения, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области".
6. Кировскому отделению Горьковской железной дороги (Корнилов В.Н.):
6.1. Организовать обеспечение формирования пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп к местам отдыха и обратно, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил. Осуществлять продажу билетов для организованных детских контингентов только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
6.2. Организовать при длительной поездке организованных групп детей (более одних суток) прицепку вагонов-ресторанов в состав пассажирских поездов.
7. Комбинату питания Горьковской региональной дирекции обслуживания пассажиров ФПК (Ромашин В.Ф.):
7.1. Организовать полноценное горячее питание организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше одних суток и наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") с согласованием их ассортимента с Управлением Роспотребнадзора по Кировской области.
8. Заместителю начальника Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Долговой Н.Д.:
8.1. Обеспечить осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом к местам отдыха и обратно.
9. Управлению транспорта и связи Кировской области (Агафонов Ю.В.):
9.1. Обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие и безопасность перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом в период летней оздоровительной кампании.
10. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" (Абросимова Л.П.):
10.1. Обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований в летних оздоровительных учреждениях в период их подготовки и эксплуатации.
10.2. Обеспечить качественное гигиеническое обучение с аттестацией руководителей и работников летних оздоровительных учреждений.
11. Начальникам территориальных отделов, отделов санитарного надзора и эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Кировской области:
11.1. Обеспечить:
11.1.1. Надзор и контроль за деятельностью летних оздоровительных учреждений в соответствии с действующим законодательством, обратив особое внимание на готовность водопроводных, канализационных сетей, пищеблоков, гигиеническую подготовку и аттестацию персонала, места купания.
11.1.2. Контроль за выполнением планов-заданий (предписаний) в период подготовки детских оздоровительных учреждений.
11.1.3. Контроль за проведением противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений в целях профилактики клещевого энцефалита и ГЛПС.
11.1.4. Контроль за организацией полноценного сбалансированного питания и выполнением норм питания по наборам продуктов с учетом физиологических потребностей детей, использованием в рационах питания пищевых продуктов, обогащенных комплексом витаминов, макро- и микронутриентами.
11.1.5. Контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, входящих в наборы питания ("сухие пайки"), в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов с обязательным согласованием наборов продуктов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов.
11.1.6. Открытие летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, выданных в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
11.2. В случаях нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей применять меры административного воздействия вплоть до приостановления эксплуатации объектов.
11.3. Направить в срок - 20.05.2010 отчет о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании. Информацию о ходе санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными учреждениями направлять в Управление Роспотребнадзора по Кировской области по окончании каждой смены, о чем будет сообщено дополнительно.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусову Е.А.

Главный государственный
санитарный врач
по Кировской области
Г.Н.ГРУХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru