Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2009 г. по делу № А79-1618/2009

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Д., Чувашская Республика, г. Канаш,
к Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Сергачский отдел), Нижегородская область, г. Сергач,
об оспаривании постановления от 17.12.2008 о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя - С. по доверенности от 06.01.2009,

установил:

индивидуальный предприниматель Д. (далее - предприниматель Д., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Сергачский отдел) (далее - Инспекция, административный орган) от 17.12.2008 № 12-037-170. Указанным постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Заявитель указал, что он не был уведомлен административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Уведомление о составлении протокола было получено предпринимателем после того, как был составлен протокол. Уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которое было назначено на 09.12.2008, получено предпринимателем только 10.12.2008.
Кроме того, предприниматель указал и на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель предпринимателя Д. заявление поддержал. Пояснил, что по телефону, телефонограммами Инспекция не уведомляла предпринимателя о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Указал, что административный орган не доказал того, что именно предприниматель Д. допустил нарушение Правил санитарного содержания территорий. Предприниматель арендовал только часть здания.
Инспекция представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Административный орган посредством факсимильной связи представил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя и отзыв. В отзыве Инспекция указала, что нарушения порядка извещения предпринимателя допущено не было; состав административного правонарушения имеется.
Выслушав представителя предпринимателя, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Канашского района Чувашской Республики 28.05.2002.
Из материалов дела следует, что 19.11.2008 Инспекцией проведена проверка в сфере благоустройства по адресу: Нижегородская область, г. Сергач, пос. Молодежный, д. 1 "а", магазин "Эксперт".
Результаты проверки отражены в акте от 19.11.2008 № 12-039-126. В акте указано, что у входа в магазин "Эксперт" организована свалка твердых бытовых отходов.
02.12.2008 Инспекцией в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 12-039-126. В протоколе административный орган указал, что предприниматель Д. не принял необходимых мер по исправному содержанию территорий, а именно, по адресу: Нижегородская область, г. Сергач, пос. Молодежный, д. 1 "а", магазин "Эксперт", организована свалка ТБО. Данное обстоятельство является нарушением пункта 6.5.13 Правил санитарного содержания территорий. Организация уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Сергач Сергачского района Нижегородской области, утвержденных решением Городской Думы г. Сергача от 31.12.2006 № 21.
Постановлением Инспекции от 17.12.2008 № 12-037-170 предприниматель Д. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях нарушение правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 12.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях установлено, что протокол об административном правонарушении составляется и направляется для рассмотрения уполномоченным должностным лицом в порядке, установленном статьями 28.2 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, установленном главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 13.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях).
В статье 28.2 КоАП содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности (его законного представителя), либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Установленные законом процессуальные требования являются обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях и применяющих взыскание. Этот порядок призван гарантировать обеспечение прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприниматель Д. надлежащим образом извещен не был. Составление протокола об административном правонарушении было назначено на 11 часов 00 минут 02.12.2008 по адресу: г. Сергач, пос. Молодежный, д. 16А, 3 этаж, Сергачский отдел инспекции административно-технического надзора Нижегородской области.
Уведомление о времени и месте составления протокола направлено предпринимателю по почте заказным письмом с уведомлением № 04880. Согласно представленному почтовому конверту уведомление о времени и месте составления протокола поступило в Чувашскую Республику 06.12.2008, то есть после составления протокола (л.д. 17). Из почтового уведомления о вручении заказного письма следует, что предприниматель получил данное письмо только 09.12.2008 (л.д. 38).
Таким образом, предприниматель не был извещен о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении; сведений об извещении предпринимателя у административного органа не имелось.
Доказательств обратного Инспекция суду не представила.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Дело об административном правонарушении рассмотрено Инспекцией 17.12.2008. Однако документов о том, что предприниматель был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суду не представлено.
Время и место рассмотрения дела об административном правонарушении указано в определении от 02.12.2008, которое направлено предпринимателю заказным письмом с уведомлением № 05033. При этом в определении указано, что рассмотрение дела состоится в 14 часов 00 минут 09.12.2008.
Однако это определение получено предпринимателем только 10.12.2008, что подтверждается конвертом и почтовым уведомлением (л.д. 16, 32).
Более того, предприниматель приглашен на рассмотрение дела об административном правонарушении на 09.12.2008, а постановление о привлечении к административной ответственности датировано 17.12.2008.
Таким образом, Инспекцией существенно нарушена процедура привлечения предпринимателя Д. к административной ответственности, что повлекло невозможность для предпринимателя в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как было указано выше, несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности независимо от того, имелся или отсутствовал факт правонарушения со стороны предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку Инспекцией существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, постановление от 17.12.2008 № 12-037-170 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Сергачский отдел) от 17.12.2008 № 12-037-170 о привлечении индивидуального предпринимателя Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru