Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. № 3-53/2009

(извлечение)

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, при секретаре судебного заседания, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконными постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики № 12 от 23 января 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" и № 17 от 28 января 2009 года "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 г. № 12" в части распространения их на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., и придания им обратной силы,

установил:

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" от 23 января 2008 г. утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Чувашской Республики (приложение № 1) и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (приложение № 2). Пунктом 4 данного постановления предусмотрено вступление его в действие через 10 дней после дня его официального опубликования и распространение данного постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Постановление официально опубликовано в республиканской газете "Вести Чувашии" за № 4 от 31 января 2008 г.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 17 от 28 января 2009 г. "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 г. № 12" внесены изменения в приложения № 1 и 2 указанного выше постановления. В пункте 3 данного постановления также предусмотрено распространение его на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконными указанных постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики в части распространения их на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 г., и придания им обратной силы, указывая, что постановления в указанной части нарушают его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом РФ, поскольку противоречат ст. ст. 15, 57 Конституции РФ и ст. 5 Налогового кодекса РФ как ухудшающие его положение как налогоплательщика. Так, указанные постановления утверждают повышение кадастровой стоимости земель населенных пунктов Чувашской Республики и повлияли на размер земельного налога с 2008 г. Несмотря на то что положение налогоплательщиков земельного налога указанные постановления ухудшают, Кабинет Министров Чувашской Республики придал им обратную силу, распространив на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. В газете "Советская Чувашия" постановления не опубликованы. Он, как плательщик земельного налога, 15 августа 2008 г. на основании извещений МИ ФНС № 5 по Чувашской Республике уплатил земельный налог за 2008 год, исчисленный МИ ФНС № 5 исходя из кадастровой стоимости, существовавшей до принятия указанных постановлений. Однако налоговым уведомлением от 17 октября 2008 г. ему предписано уплатить задолженность по земельному налогу за 2008 г., исчисленному на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 12.
Заявитель Р. в судебном заседании свое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики заявление в суде не признали, пояснив, что постановление "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" от 23 января 2008 г. принято Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий с соблюдением установленного порядка, постановление официально опубликовано в республиканской газете "Вести Чувашии" за № 4 от 31 января 2008 г. Решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земель, не устанавливают налоговые ставки и не могут быть отнесены к актам законодательства о налогах, в связи с чем ст. 5 НК РФ не распространяется на оспариваемое постановление Кабинета Министров Чувашской Республики, которое не может быть признано недействующим по основаниям, приведенным в заявлении.
Выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 12 от 23 января 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" и № 17 от 28 января 2009 г. содержат средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Чувашской Республики, которая обязательна для неопределенного круга лиц и рассчитана на неоднократное применение, а потому являются нормативно-правовыми актами.
Оспаривая данные нормативно-правовые акты, заявитель указывает, что придание им обратной силы путем распространения их действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., противоречит положениям ст. ст. 15, 57 Конституции РФ и ст. 5 Налогового кодекса РФ и привело к необоснованному требованию об обязанности по уплате земельного налога в повышенном размере, исчисленном из установленной данным постановлением кадастровой стоимости его земельного участка.
Вместе с тем данный довод является несостоятельным как основанный на ошибочном толковании норм права.
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. В силу ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ государственная кадастровая оценка земель проводится, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из оспариваемых постановлений, данными постановлениями Кабинет Министров ЧР утвердил средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Чувашской Республики и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, рекомендовал Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель в материалы государственного земельного кадастра, признав утратившим силу постановление от 3 марта 2003 г. № 45 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики". Положения, регулирующие властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, указанные постановления не содержат.
Таким образом, правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земли, относятся к земельному законодательству РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 945 и от 08 апреля 2000 г. № 316, как регулирующие земельные отношения, в силу п. 3 ст. 2 ЗК РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права, а не к нормативным актам о налогах и сборах.
То обстоятельство, что кадастровая стоимость земли, утвержденная оспариваемым постановлением, используется налоговыми органами для исчисления размера земельного налога, не свидетельствует о том, что оно относится к нормативным правовым актам о налогах и сборах. Кадастровая стоимость земли, как следует из положений Земельного кодекса РФ, может использоваться не только в целях налогообложения, но и в иных целях, в частности при определении цены земельного участка.
С учетом изложенного доводы о несоответствии оспариваемой нормы требованиям налогового законодательства, ст. 5 НК РФ, являются необоснованными и не могут быть приняты судом во внимание.
Доводы заявителя о том, что в результате применения оспариваемого постановления с 1 января 2008 г. было ухудшено его положение как налогоплательщика, поскольку кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков, утвержденная данным постановлением, существенно возросла, также не могут быть приняты во внимание при разрешении данного дела, так как не подтверждают доводов о противоречии принятой нормы закону, а относятся к вопросам применения данного нормативного акта налоговым органом при определении налогооблагаемой базы на конкретный налоговый период.
Также не может служить основанием для признания оспариваемых постановлений незаконными довод о их незаконности в связи с неопубликованием в газете "Советская Чувашия", поскольку постановление от 23 января 2008 г. официально опубликовано в республиканской газете "Вести Чувашии" за № 4 (1061) от 31 января 2008 г., а постановление от 28 января 2009 г. - в республиканской газете "Вести Чувашии" за № 3 (1111) от 30 января 2009 г.
Согласно п. 3 Указа Президента Чувашской Республики № 110 от 21 ноября 2001 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики" официальным опубликованием актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики считается первая публикация их полного текста в республиканской газете "Вести Чувашии", информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики" или на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет.
Иные доводы о противоречии оспариваемого нормативного акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, заявитель не приводит, и судом такие обстоятельства не установлены.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что оспариваемые заявителем постановления Кабинета Министров Чувашской Республики приняты правомочным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат требованиям Земельного кодекса РФ и других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, оснований для признания данных постановлений недействующими в части распространения их действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., и удовлетворения заявления Р. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Р. в удовлетворении заявления о признании незаконными постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики № 12 от 23 января 2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" и № 17 от 28 января 2009 года "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 января 2008 г. № 12" в части распространения их на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., и придания им обратной силы отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru