ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. № 07-18/2010-010
Дата оглашения решения: 3 марта 2010 г.
Дата изготовления решения: 3 марта 2010 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Уханова О.Р., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,
рассмотрев дело № 07-18/2010-010, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по фактам распространения с использованием технических средств стабильного территориального размещения рекламы пива с использованием мультипликационных образов и без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- индивидуального предпринимателя (<...>), установила:
При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в г. Иваново на крыше уличного павильона "ПИВНОЙ", находящегося рядом с магазином "Как раз" по адресу: г. Иваново, пр. Строителей, д. 104, размещалось рекламное панно следующего содержания: "ПИВНОЙ. Живое разливное пиво", а также вывеска в оконном проеме с указанием режима работы павильона и надписью: "ПИВНОЙ. Живое разливное пиво". Кроме того, в обоих случаях имеет место изображение мультипликационного персонажа - мужчины, держащего в руках кружки, наполненные пивом.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива (размер предупреждения не менее 10% от объема рекламы). В рассматриваемой рекламе указанное предупреждение отсутствует.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона о рекламе реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе.
Ивановским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 17 февраля 2010 года возбуждено дело № 07-18/2010-010 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения индивидуального предпринимателя <...>, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламное панно и вывеска с надписью: "ПИВНОЙ. Живое разливное пиво" - и с изображением мультипликационного персонажа - мужчины, держащего в руках кружки, наполненные пивом, содержат информацию рекламного характера исходя из следующих присутствующих в ней признаков рекламы:
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- распространена с помощью средств стабильного территориального размещения (в оконном проеме и на вывеске торгового павильона, расположенного по адресу: г. Иваново, пр. Строителей, д. 104, в котором осуществляется продажа пива);
- направлена на привлечение внимания к торговому павильону "Пивной" и к живому разливному пиву, реализуемому в данном павильоне, призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Объектами рекламирования в данном случае являются пиво и его продавец - торговый павильон "Пивной". Данный вывод следует из того, что надписи "ПИВНОЙ" и "ЖИВОЕ РАЗЛИВНОЕ ПИВО", а также изображение мультипликационного персонажа - мужчины, держащего в руках кружки, наполненные пивом, явно ассоциируется у потребителей рекламы с пивом и его продавцом - торговым павильоном "Пивной".
Согласно пункту 16 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 № 37), информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Реклама пива распространяется без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе, согласно которой реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (размер предупреждения не менее 10% от объема рекламы).
Реклама пива содержит мультипликационный образ мужчины, что свидетельствует о нарушении п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона о рекламе, в соответствии с которым реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Данные факты свидетельствуют о нарушении п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе.
За нарушение требований п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе, согласно части 6 и части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламораспространителем и рекламодателем в данном случае является индивидуальный предприниматель <...>.
Предприниматель <...> признала факт нарушения законодательства о рекламе и пояснила, что распространение рекламы с нарушением законодательства о рекламе произошло из-за незнания требований Закона о рекламе. <...> сообщила, что вывеска была приобретена вместе с торговым оборудованием у прежнего владельца павильона, который прекратил свою деятельность. Оформлять магазин на момент его открытия не было достаточных средств, поэтому ИП <...> воспользовалась вывесками, бывшими в употреблении. В настоящий момент реклама приведена в соответствие с действующим законодательством.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что вина за распространение рекламы пива с нарушением требований законодательства о рекламе в данном случае лежит на индивидуальном предпринимателе <...>.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пива, размещенную на вывеске и на крыше уличного павильона "ПИВНОЙ", находящегося рядом с магазином "Как раз" по адресу: г. Иваново, пр. Строителей, д. 104, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 6 части 1 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Т.А.МИХЕЕВА
Члены Комиссии:
А.А.СЕМЕНОВ
О.Р.УХАНОВА