Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2009 г. по делу № А03-10382/2009

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи М.Д.В., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Л", с. Ларичиха Тальменского района Алтайского края к Управлению лесами Алтайского края, г. Барнаул о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
При участии в заседании:
от заявителя - О.Т.А. по доверенности от 07.05.2009,
от заинтересованного лица - Б.В.В. по доверенности от 26.03.2009 № 06-2-33/80, Ч.А.С. по доверенности от 11.01.2009 № 06-2-33/2,

установил:

открытое акционерное общество "Л" (далее - заявитель, общество, ОАО "Л") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Управлению лесами Алтайского края (далее - управление, административный орган) с заявлением об отмене постановления от 29.07.2009 № 03-26-03/09 о привлечении к административной ответственности по ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
В обоснование заявленных требований общество указало, что дело об административном правонарушении возбуждено незаконно, должностное лицо управления лесами в ходе проверки, по мнению заявителя, осуществило подмену одной функции (представление интересов арендодателя) на другую, не связанную с целью проверки (осуществление государственного лесного контроля), и в рамках гражданско-правовых отношений привлек леспромхоз к административной ответственности. Заявитель считает, что лесной участок, указанный в материалах административного дела, не входил в объект проверки, на момент проведения проверки предельный срок проведения весенней доочистки не наступил. При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности Управлением была нарушена процедура привлечения к административной ответственности и тем самым нарушены права заявителя, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. В уточнении нормативно-правовых обоснований заявленных требований (л.д. 65 - 66) общество также указало, что в нарушение действующего законодательства по одному акту проверки возбуждено несколько административных дел за одно правонарушение, привлечение общества должностным лицом к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ не основано на законе.
Административный орган в отзыве на заявление указал, что в соответствии с распоряжением заместителя начальника Управления от 13.05.2009 № 99 в период с 21.05.2009 по 31.05.2009 комиссией Управления проводилась проверка соблюдения обществом условий договора аренды земельного участка от 30.12.2008 № П-15/1 и договора аренды лесного участка от 07.04.2008 № 2008/02 АЗ-1-3. Поводом к возбуждению административного дела явилось непосредственное обнаружение должностными лицами Управления, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в связи с чем, возбуждение административного дела, по мнению Управления, было законным и не противоречащим законодательству. Заявитель был уведомлен о времени и предмете проверки. По результатам проверки был составлен акт от 22.05.2009, к которому приложена фототаблица. По результатам проверки соблюдения заявителем условий договора аренды земельного участка от 30.12.2008 № П-15/1 и договора аренды лесного участка от 07.04.2008 № 2008/02 АЗ-1-3 были составлены итоговые акты от 04.06.2009 № 1 и № 2, 29.06.2009 был составлен протокол об административном правонарушении № 03-26-03/09. Указанный протокол был составлен с участием представителя леспромхоза. Административный орган считает, что решение Управления о привлечении общества к административной ответственности по частям 1, 2, 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31, ст. 8.32 КоАП РФ законным и обоснованным, порядок его принятия соответствующим закону. В связи с чем, представитель Управления просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представители заявителя и административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ОАО "Л" является арендатором участка лесного фонда на основании договора аренды участка лесного фонда № 1 от 15.01.2005. Указанный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и подписан сторонами 30.12.2008 за № П-15/1.
На основании указанного договора для выполнения работ по заготовке и вывозке древесины в квартале № 74, выделах N№ 20, 35, 39, 44 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества обществу выдан лесорубочный билет № 48 от 25.06.2008. Согласно указанному лесорубочному билету очистка мест рубок от порубочных остатков производится путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в непожароопасный период. Лесорубочным билетом установлен срок окончания заготовки и вывозки древесины - 25.06.2009.
Начало пожароопасного периода 2009 года установлено с 10.04.2009 приказом управления лесами Алтайского края от 09.04.2009 № 42.
В ходе проведения Управлением 22.05.2009 проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1 в квартале № 74, выделах N№ 20, 35, 39, 44 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества выявлено, что порубочные остатки разбросаны по всей площади лесосеки, в кучи не уложены, имеются признаки частичного сжигания порубочных остатков. На лесосеке оставлена неубранной валежная и буреломная древесина. Очистка лесосеки одновременно с заготовкой древесины не осуществлена, лесосека захламлена отходами от лесоразработок. Представитель общества - М.С.С. допущенные нарушения признала, указав в акте проверки, что они будут устранены до окончания срока действия лесорубочного билета от 25.06.2008 № 48.
По данному факту в отношении общества 29.06.09 составлен протокол № 03-26-03/09 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора управления лесами Алтайского края, заместителем старшего государственного инспектора в лесничествах и лесопарках Б.В.В. с участием представителя общества М.С.С., действующей по доверенности от 29.06.2009.
Каких-либо ходатайств или заявлений от представителя общества при составлении протокола об административном правонарушении не поступило. В его объяснении указано на несогласие с выявленными замечаниями.
На основании указанного протокола и материалов заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора Управления лесами Алтайского края 29.07.2009 принято постановление № 03-26-03/09, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 2, 4 статьи 8.25, части 1 статьи 8.31, статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования не обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила), установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
В силу части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В соответствии с п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков.
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды утверждены приказом Минсельхоза России от 16.12.2008 № 532. В силу п. 3 указанных Требований меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в числе прочих и в снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков.
Как видно из материалов дела, общество при проведении работ по заготовке древесины в квартале № 74, выделах N№ 20, 35, 39, 44 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества не произвело очистку лесосеки одновременно с заготовкой древесины, не произвело весеннюю доочистку, чем нарушило п/п. "б" п. 3, п. 16, п/п. "а" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах.
Нарушение обществом Правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.32 КоАП РФ.
В силу п/п. "б", "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержденного приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786), Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 (разделы 48 - 84), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17), порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост, коротье) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства. Отходы от лесозаготовок, своевременно не уложенные в кучи и не сожженные, загрязняют леса.
Следовательно, невыполнение обществом своевременной очистки лесосеки, расположенной в квартале № 74, выделах N№ 20, 35, 39, 44 делянке № 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества, загрязнение лесного участка отходами от лесозаготовок нарушают п/п. "б", "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нарушение обществом Правил санитарной безопасности в лесах РФ влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
В силу п.п. 60, 61 Правил заготовки древесины при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается, в числе прочего, очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника. При этом очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины одним из нескольких способов, в том числе, сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период.
Таким образом, невыполнение обществом очистки лесосеки одновременно с заготовкой путем укладки порубочных остатков в кучи, неуборка неликвидной древесины и валежника нарушают п.п. 60, 61 Правил заготовки древесины.
Нарушение обществом Правил заготовки древесины влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Таким образом, нарушение обществом вышеуказанных правил является нарушением порядка осуществления рубок лесных насаждений.
Нарушение обществом порядка осуществления, рубок лесных насаждений влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 3.4.15, 3.4.32, 3.4.34, 3.4.38 договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1 общество обязано при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины, одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, не допускать захламления при рубке леса, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные нормы и правила, установленные действующим законодательством, не допускать захламления производственными отходами и иных действий, приводящих к загрязнению и ухудшению экологической обстановки на площади предоставленного лесного участка.
Исходя из вышеизложенного, невыполнение обществом очистки лесосеки одновременно с заготовкой путем укладки порубочных остатков в кучи, не уборка валежной древесины, загрязнение лесного участка отходами от лесозаготовок, нарушение обществом требований правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах РФ, правил заготовки древесины, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушают условия договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1, предусмотренные пунктами 3.4.15, 3.4.32, 3.4.34, 3.4.38.
Использование обществом лесов с нарушением договора аренды лесного участка влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Доказательства нарушения обществом требований лесного и природоохранного законодательства Российской Федерации в материалы дела представлены, поэтому административный орган на законных основаниях назначил обществу оспариваемым постановлением административное наказание.
Выявленные в ходе проверки нарушения, отраженные в акте проверки от 22.05.2009, были признаны представителем общества, о чем имеется соответствующая отметка в акте проверки.
Довод заявителя о незаконном возбуждении административного производства по результатам проведения в рамках гражданско-правовых отношений проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка судом отклоняется, поскольку в данном случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административных правонарушений.
Довод общества о том, что весенняя доочистка может быть проведена в срок до 30.05.2009 и на момент проверки 22.05.2009 не наступил предельный срок ее проведения, противоречит п. 16 Правил пожарной безопасности. Кроме того, в соответствии с пунктами 3.4.15, 3.4.34, 3.4.35, 3.4.36, 3.4.38 договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1 общество обязано при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины, одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, производить отвод и таксацию лесосек в соответствии с действующими нормами и правилами, при заготовке древесины в первую очередь осуществлять рубки погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные нормы и правила, установленные действующим законодательством. Невыполнение обществом очистки лесосеки одновременно с заготовкой путем укладки порубочных остатков в кучи, выполнение отвода и таксации лесосеки с нарушением действующих норм и правил, оставление в лесосеке погибших деревьев, нарушение требований пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах и правил заготовки древесины, свидетельствуют о нарушении обществом условий договора аренды лесного участка.
Общество с 15.01.2005 является арендатором участка лесного фонда, в связи с чем, оно не могло не знать о наступлении весной пожароопасного периода и о том, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, а вместе с ней и весеннюю доочистку.
Согласно приказу Управления от 09.04.2009 № 42 датой начала пожароопасного периода 2009 года является 10.04.2009. К этому времени обществом должна была быть произведена весенняя доочистка. Однако, как показала проверка на 22.05.2009 весенняя доочистка, в нарушение п/п "а" п. 17 Правил, не была проведена обществом.
Суд отклоняет довод заявителя о незаконности возбуждения нескольких административных дел по одному акту, поскольку в соответствии с пунктом 24 Постановления Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
Следовательно, одновременное возбуждение и последующее рассмотрение двух дел об административных правонарушениях по фактам, допущенных обществом нарушений лесного законодательства в разных лесосеках, в разное время, по различным обстоятельствам административного правонарушения, выявленных в ходе одной проверки, является обоснованным и правомерным.
Административное наказание обществу назначено в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, т.е. в пределах санкции статьи 8.32 КоАП РФ, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строго административного наказания.
Нарушений административным органом процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности судом не выявлено.
Административное наказание назначено с учетом степени вины и характера совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд считает привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде наложения административного штрафа в размере 25 000 рублей обоснованным.
Доводы, изложенные в заявлении общества, суд расценивает, как его желание избежать административную ответственность, допущенные административные правонарушения.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Л" об отмене постановления Управления лесами Алтайского края № 03-26-03/09 от 29.07.2009 о привлечении открытого акционерного общества "Л" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru