Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2010 года

(извлечение)

Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Бл. об отмене решения № 21 окружной избирательной комиссии Рыбновского района Рязанской области от 4 февраля 2010 года "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Бл." и обязать Окружную избирательную комиссию зарегистрировать Бл. в качестве кандидата в депутаты Рязанской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 5.

установил:

Бл. обратился в суд с названным выше заявлением.
В обоснование своих требований он указал, что 28 декабря 2009 года в окружную избирательную комиссию Рыбновского района Рязанской области им было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Рязанской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 5 в порядке самовыдвижения.
27 января 2010 года им были сданы в избирательную комиссию подписные листы с 1061 подписью избирателей и другие необходимые документы.
Решением окружной избирательной комиссии Рыбновского района от 4 февраля 2010 года № 21 ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Рязанской областной Думы на основании пп. "д", п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 67-ФЗ) - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Бл. считает, что в подписных листах, действительно, имелись исправления, но пп. "ж" п. 10, п. 12 ст. Закона Рязанской области от 30 июля 2009 г. № 85-ОЗ "О выборах депутатов Рязанской областной Думы" предусмотрено внесение в подписные листы оговоренных исправлений.
4 февраля 2010 года в избирательную комиссию им представлены заявления от него, сборщиков подписей, избирателей, в которых оговорены названные в подписных листах исправления, за исключением 5 подписей (2,41% от 207 проверенных подписей), то есть до вынесения решения основания, препятствующие к вынесению решения о регистрации, были устранены. В связи с чем у избирательной комиссии не имелось правовых оснований для отказа в регистрации, поэтому Бл. просил удовлетворить его требования.
В судебном заседании Бл. и его представитель поддержали заявленные требования.
Представитель избирательной комиссии заявленные требования не признал и пояснил, что обжалуемое решение является законным, поскольку Бл. представлено в избирательную комиссию для регистрации его кандидатом недостаточное количество достоверных подписей избирателей и, кроме того, выявлено более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав заявителя и его представителя, представителя избирательной комиссии, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, считает, что заявление Бл. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Постановлением Рязанской областной Думы от 8 декабря 2009 года № 569-IV РОД назначены выборы депутатов Рязанской областной Думы пятого созыва.
27 января 2010 года Бл. были сданы в избирательную комиссию подписные листы с 1061 подписью избирателей и другие документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решением окружной избирательной комиссии Рыбновского района от 4 февраля 2010 года № 21 ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Рязанской областной Думы на основании пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; выявление более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В силу ст. 38 Закона № 67-ФЗ на избирательную комиссию возлагается обязанность по проведению проверки подписей избирателей.
Порядок проведения проверки установлен в ст. 43 Закона Рязанской области "О выборах депутатов Рязанской областной Думы" от 30 июля 2009 года № 85-ОЗ (далее - Закон № 85-ОЗ), в соответствии с которой:
- проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
- для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты.
- недействительными считаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями либо кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, заверяющими подписные листы; все подписи избирателей в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в частях 3 - 5 статьи 39 и частях 3 - 5 статьи 40 и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 2 - 5 к настоящему Закону.
- при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в этой строке (этих строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами "ж" и "л" части 10 настоящей статьи.
- если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в установленном настоящей статьей порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.
- по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов по единому избирательному округу составляется итоговый протокол.
На основании ч. 2 ст. 39 Закона № 85-ОЗ количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, составляет 2 процента от числа избирателей.
По данному избирательному округу зарегистрировано 51583 избирателя (постановление Рязанской областной Думы от 21.10.09), соответственно для регистрации кандидата необходимо представить 1032 подписи (2%).
Бл. представлена 1061 подпись в двух папках.
В силу названных норм закона, при выявлении у Бл. из 1061 представленных им подписей более 29 недостоверных (недействительных) подписей (как указывалось выше, для регистрации необходимо 1032 достоверные подписи) он регистрации не подлежал.
Избирательной комиссией в судебное заседание представлены: протокол случайной выборки от 01.02.10; итоговый протокол от 01.02.2010, к нему ведомость проверки подписных листов; итоговый протокол от 02.02.2010, к нему ведомость проверки подписных листов; папка № 2 с подписными листами.
Из данных документов следует, что для первоначальной проверки автоматизированной системой "Выборы", методом случайной выборки, выбраны 207 подписей из папки № 2. Из них избирательной комиссией выявлено 86 недостоверных (недействительных) подписей. При дополнительной проверке 15% подписей - 155 подписей, выявлено недостоверных (недействительных) 134 подписи. То есть всего было отобрано для проверки 362 подписи, из них выявлено 230 недостоверных (недействительных) подписей или 63,5%.
Суд считает, что из представленных подписей являются недействительными значительно более чем 29 подписей. Так, на листе № 43 в пункте под № 1 не указан адрес места жительства избирателя, как того требует закон.
Аналогичные нарушения в подписях под № 5 на листе № 43; № 2, 3, 4 на листе № 48; № 1, 2, 3, 4, 5 на листе № 49; № 1 - 5 на листе № 50; № 1 - 5 на листе № 51; № 5 на листе № 51; № 1 - 4 на листе № 52; № 1 - 5 на листе № 53; № 1,2,4,5 на листе № 54 - всего 147 подписей.
В частности, в п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ говорится, что под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В данном случае не указан район, в котором проживает избиратель, - Клепиковский район (наименование этого района определено в ст. 9 Устава Рязанской области), то есть эти подписи являются недействительными.
Довод заявителя о том, что при заполнении данных о месте жительства избирателя не требовалось указывать Клепиковский район, поскольку в паспортах избирателей не указан этот район, противоречит положениям п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ об обязательном указании района.
Кроме того, на недействительность подписей указывают и другие нарушения. Так, имеются неоговоренные исправления - № 3, лист 6; № 4, лист 10, лист 19 в графе сборщика подписей (влечет недействительность сразу 5-и подписей); лист 20, № 3; лист 24, № 5; лист 29, № 2, № 3; лист 32, в графе сборщика подписей (влечет недействительность сразу 5-и подписей); лист 33, № 5, - итого недействительными являются 17 подписей. На подписных листах № 15, 37, 40, 44 отсутствует дата или подпись кандидата, что указывает на недействительность 19 подписей.
В п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ говорится, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В силу этой нормы, ссылка заявителя на то, что после передачи подписей в избирательную комиссию избирательная комиссия должна была предложить ему исправить отдельные недостатки, противоречит требованиям закона.
Утверждение заявителя о том, что он после представления подписей в избирательную комиссию представил заявления, в которых оговорил допущенные недостатки, не имеет правового значения, поскольку закон не допускает такой возможности исправления допущенных недостатков.
Другие доводы заявителя и его представителя о том, что в силу закона, проверка подписей должна проводиться в присутствии Бл. (хотя он не отрицал, что о проверке комиссией извещался); ему неизвестно, в каком порядке проходил отбор подписей; отсутствовала необходимость в дополнительной проверке 15% подписей; в городе Спас-Клепики нет районов, не влекут удовлетворения его заявления, поскольку они основаны на неправильном толковании положений материального закона.
В соответствии с пп. "д" п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В силу ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт представления Бл. в избирательную комиссию необходимого количества достоверных подписей - 1032. Кроме того, доказан факт, что в ходе проверки подписей выявлено более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Поэтому избирательная комиссия приняла законное решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Рязанской областной Думы Бл., в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения заявления последнего.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Бл. об отмене решения № 21 окружной избирательной комиссии Рыбновского района Рязанской области от 4 февраля 2010 года - "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Бл." и обязать Окружную избирательную комиссию зарегистрировать Бл. в качестве кандидата в депутаты Рязанской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 5 - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней через Рязанский областной суд.
Справка: решение обжаловано в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и оставлено без изменения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru