Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2010 г. по делу № А29-12920/2009

(извлечение)

16 февраля 2010 года дата объявления резолютивной части решения
16 февраля 2010 года дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Совета муниципального образования городского округа "Ухта"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: Специализированная служба по вопросам похоронного дела Муниципальное унитарное предприятие "Ритуал"
О признании недействительным (незаконным) решения № 05-78/4955 от 12.10.2009 года и предписания № 05-78/4955 от 12.10.2009 года
при участии в заседании:
от заявителя: Ш.А. (по доверенности № 01-1448 от 06.10.2009)
от ответчика: И.Н. (по доверенности № 05-0690 от 18.01.2010), В.А. (по доверенности № 05-06/294 от 01.02.2010)
о третьего лица: В.В. (по доверенности от 20.01.2010)

установил:

Совет муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Совет) обратился с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения № 05-78/4955 от 12.10.2009 года и предписания № 05-78/4955 от 12.10.2009 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление).
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Третье лицо заявленные требования поддержало, доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Совета, представителей Управления, представителя третьего лица, суд установил следующее.
Управлением проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Республики Коми, а именно Советом городского округа "Ухта" требований антимонопольного законодательства на рынке ритуальных услуг.
В ходе проверки установлено, что пункты 2.4; 3.1; 3.7; 3.8; 3.12; 5.1; 5.2; 5.3; 6.3 Положения об организации похоронного дела и требований к предоставляемым услугам по захоронению, содержанию и обслуживанию кладбищ, (далее - Положение) утвержденного решением Совета муниципального образования "Город Ухта" 2-го созыва от 25.02.2005 года № 4 "Об утверждении Положения об организации похоронного дела и требования к предоставляемым услугам по захоронению, содержанию и обслуживанию кладбищ на территории МО "Город Ухта", содержат признаки нарушений ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Пунктами 3.5 и 3.11 Положения регламентировано создание муниципальным образованием специализированной службы по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба) в форме муниципального унитарного предприятия.
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что в случае пожелания умершего быть погребенным на другом указанном им месте (не рядом с ранее умершим), выполнение волеизъявления умершего определяется специализированной службой.
Пунктом 3.1 Положения определено, что похоронное обслуживание и содержание кладбища на территории муниципального образования возлагается на специализированную службу.
Пунктом 3.7 Положения установлено, что специализированная служба несет юридическую ответственность за содержание мест погребений.
Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что специализированная служба обеспечивает формирование и сохранность архивного фонда по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.
Из пункта 3.12 Положения следует, что специализированная служба обязана отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юридическими и физическими лицами.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что захоронение производится после оформления заказа специализированной службой.
Пунктом 5.2 Положения предусмотрено, что на свободном участке родственного участка захоронение разрешается специализированной службой.
Пунктом 5.3 Положения установлено, что захоронение в родственные могилы, на которые нет архивных документов, или свободные места в оградках с такими могилами производится с разрешения специализированной службы.
Пунктом 6.3 Положения определено, что установка надмогильных сооружений (памятников, оградок, цветников, цоколей и прочих) производится только с разрешения специализированной службы.
По результатам проверки Управлением принято решение № 05-78/4955 от 12.10.2009 года, которым Совет признан нарушившим части 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части принятия пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 6.3, часть 3 ст. 15 в части принятия пунктов 2.4, 3.1, 3.7, 3.8, 3.12.
12 октября 2009 года Совету Управлением выдано предписание № 05-78/4955, в соответствии с которым Совету предписано в тридцатидневный срок с даты получения предписания изменить Положение, путем исключения из п. 2.4 словосочетания "специализированной службой по вопросам похоронного дела", из п. 3.1 словосочетания "содержание кладбищ", из п. 3.7 словосочетания "содержание мест погребений", п. 3.8, 3.12, из п. 5.1 словосочетания "специализированной службой по вопросам похоронного дела", из п. 5.2 словосочетания "специализированной службой по вопросам похоронного дела", из п. 5.3 словосочетания "с разрешения специализированной службой по вопросам похоронного дела", из п. 6.3 словосочетания "с разрешения специализированной службой по вопросам похоронного дела".
Совету в сорокадневный срок с даты получения названного предписания представить в Управление надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих его исполнение.
Совет, не согласившись с указанным решением и предписанием, обжаловал их в судебном порядке.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона о погребении погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем придания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 9 и пункт 2 статьи 25 Федерального закона о погребении).
Из приведенных нормативных положений следует, что возможность осуществления коммерческой организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению законодатель связывает со статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, приобретаемым в порядке, предусмотренном органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Частью 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции Запрещено совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Закона об организации местного самоуправления организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения.
Пунктом 2 ст. 25 Закона о похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На основании ст. 29 Закона о похоронном деле органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
С учетом приведенных норм Положение принято Советом в рамках предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, оказанием ритуальных услуг может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 6 Закона о похоронном деле установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из названных в ст. 5 Закона о похоронном деле лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно ст. 9 Закона о похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Статьей 10 Закона о похоронном деле предусмотрено, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.
Следовательно, указанный Закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Статьей 25 Закона о похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
Из материалов дела видно, что согласно уставу МУП "Ритуал" создано с целью оказания ритуальных услуг в городском округе Ухта и получения прибыли; Предприятие является коммерческой организацией.
Предприятие осуществляет деятельность согласно Положению, в том числе отведение и учет мест под захоронение; обслуживание и содержание кладбищ на территории муниципального образования "Город Ухта"; формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению; ответственно за устройство и содержание мест погребений, обязана отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юридическими и физическими лицами;
Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют и порядок их деятельности.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта названным Федеральным законом № 8-ФЗ не предусмотрена.
Вывод Управления о нарушении Советом части 3 статьи 15 Закона правомерен.
При таких обстоятельствах, п. 2.4, 3.1, 3.7, 3.8, 3.12, 5.1, 5.2, 5.3, 6.3 Положения, наделяющие правом осуществления погребения умершего и оказания услуг по погребению лишь специализированную службу, противоречат требованиям Закона о похоронном деле и вводят ограничение конкуренции в сфере организации похоронного дела муниципальном образовании "Город Ухта".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй Арбитражный апелляционный суд, в апелляционном порядке.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru