- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления;
- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемое какими-либо признаками;
- оперативная информация - информация, предназначенная для оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), оценки вероятных последствий и принятия мер по ее ликвидации. Оперативную информацию составляют сведения о факте (угрозе) и основных параметрах чрезвычайной ситуации, первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ее ликвидации;
- текущая информация - информация, предназначенная для обеспечения повседневной деятельности в области защиты от ЧС. Текущую информацию составляют сведения о радиационной, химической, гидрометеорологической, медико-биологической, взрывопожарной и экологической безопасности, состоянии опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения, а также проводимых мероприятиях по предупреждению ЧС, поддержанию в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;
- оператор (администратор) информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
- оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
- распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
- сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;
- средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи;
- электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
1.4. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
1.5. Организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
1.6. Администрация муниципального района обязана обеспечить доступ к информации о своей деятельности в соответствии с федеральными законами, законами Ярославской области и нормативными правовыми актами Даниловского муниципального района. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
1.7. В случае если в результате неправомерного отказа в доступе информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
1.8. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
1.9. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
1.10. Документирование информации должно соответствовать требованиям Правительства Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536).
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
2.1. Основанием для принятия решения об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах являются:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- критерии информации о чрезвычайных ситуациях, утверждаемые постановлением главы муниципального образования.
2.2. Порядок сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, состав информации, представляемой администрацией Даниловского района предприятиям, организациям и учреждениям в области защиты от чрезвычайной ситуации, порядок оповещения и информирования населения утверждены постановлением главы администрации муниципального района.
Положение о порядке использования единой дежурно-диспетчерской службы при администрации муниципального района, действующей ретрансляционной сети и сети электросвязи для оповещения и информирования населения, положение о создании и поддержании в постоянной готовности к использованию технических средств управления, по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения утверждено постановлением главы муниципального района.
Положение о ЕДДС утверждено постановлением главы муниципального района.
2.3. Юридическом фактом, являющимся основанием для информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, является введение режимов функционирования звеньев ТП РСЧС "ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ" или "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ".
2.4. Информация о чрезвычайных ситуациях и пожарах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях является гласной и открытой.
Информирование населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на близлежащих территориях, производится ежегодно руководителями опасных производственных объектов через уполномоченные МЧС России средства массовой информации, в местном средстве массовой информации, а также в сети Интернет.
При информировании указываются:
- риски возникновения чрезвычайных ситуаций;
- состояние безопасности опасных объектов, расположенных вблизи территорий проживания;
- готовность сил и средств данных объектов;
- перечень мероприятий, осуществляемых для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
- порядок действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
2.5. При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа.
Схема информирования населения о состоянии безопасности, представления информации об авариях, угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций прилагается (не приводится).
2.6. Должностными лицами, ответственными за организацию информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях, являются:
- замглавы - председатель КЧС и ОПБ Даниловского муниципального района;
- завотделом ВМР и по делам ГОЧС Даниловского муниципального района;
- в муниципальных образованиях, на производственных объектах круг должностных лиц определяет соответствующий руководитель.
2.7. Максимальный срок выполнения действия по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях:
- после введения режима повышенной готовности - до 30 минут;
- после введения режима чрезвычайной ситуации - до 20 минут.
2.8. Оперативная информация об установленных границах зоны возникшей чрезвычайной ситуации, перечень мер по обеспечению защиты населения и решения по защите населения, принятых в установленном порядке должностными лицами ГОЧС (руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации), доводится ЕДДС (ДДС) до населения незамедлительно.
2.9. Оперативный контроль за своевременной организацией информирования населения через систему оповещения и средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях осуществляется завотделом ВМР и по делам ГОЧС.
2.10. Время получения и доведения ЕДДС распоряжения о введении повышенных режимов функционирования звена ТП РСЧС фиксируется в журнале регистрации поступающей информации.
2.11. Сводная оперативная информация о нарушениях условий жизнедеятельности, авариях и происшествиях, пожарах, чрезвычайных ситуациях представляется ежедневной оперативной сводкой главе Даниловского муниципального района.
Сводная текущая информация об авариях, происшествиях, пожарах, обращениях граждан представляется потребителям информации в соответствии с соглашениями по обмену информацией.
2.12. Права и обязанности, действия должностных лиц по осуществлению сбора, обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного оповещения населения, поддержания в готовности систем оповещения, информирования населения о приемах и способах защиты устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке соответствующими руководителями, исходя из следующих прав и обязанностей по решению данной задачи:
2.12.1. Руководитель координирующего органа (комиссии по чрезвычайным ситуациям), председатель КЧС и ОПБ осуществляет общее руководство по вопросам информирования.
2.12.2. Постоянно действующий орган управления звена ТП РСЧС - отдел ВМР и ГОЧС администрации муниципального района:
Обязан:
- организовать доведение до населения экстренной речевой информации при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
- распространять через средства массовой информации сведения о состоянии безопасности, об авариях, угрозах и возникновении ЧС муниципального уровня;
- организовать фотодокументирование обстановки, спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации;
- организовать сбор, обработку и учет оперативной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Имеет право запрашивать, перепроверять и получать в установленном порядке информацию от территориальных федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственной власти Ярославской области, от отдела мониторинга и прогнозирования ЧС Главного управления МЧС России по Ярославской области. Время перепроверки оперативной информации не должно превышать 2 часов.
2.12.3. Орган повседневного управления звена ТП РСЧС - ЕДДС, оператор (администратор) информационной системы:
Обязан:
- обеспечить постоянную готовность к применению системы электросвязи, оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- осуществлять прием от населения и организаций сообщения о любых происшествиях, экстремальных ситуациях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
- уточнять и проверять в соответствии с утвержденным алгоритмом действий степень достоверности информации с признаками ЧС;
- обобщать и анализировать совместно с органами управления звена ТП РСЧС муниципального района оперативную информацию об обстановке;
- готовить предварительную информацию о сложившейся обстановке по чрезвычайной ситуации и действиях по ее ликвидации должностным лицам по вопросам ГОЧС.
Время на подготовку предварительных данных по району чрезвычайной ситуации и масштабе чрезвычайной ситуации не должно превышать 40 мин. после получения информации о чрезвычайной ситуации;
- задействовать установленным порядком местную систему оповещения и информирования населения для передачи экстренного речевого сообщения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, о порядке действий населения, а также способах и приемах защиты;
- готовить совместно с органами управления звена РСЧС оперативную информацию о характеристиках ЧС. К характеристикам ЧС относится следующая оперативная информация:
- тип, время, место, границы и масштабы ЧС, причины возникновения ЧС, основные параметры, характер поражающих факторов, потери и приблизительный ущерб, собственник объекта (территории);
- радиационная, химическая и бактериологическая и иная обстановка;
- число работающих, численность и состав населения, находящихся в зоне ЧС;
- состояние местности, инфраструктура, состояние коммуникаций, гидрометеорологические условия;
- готовить прогноз развития ЧС во взаимодействии с отделом мониторинга и прогнозирования ЧС Главного управления МЧС России по Ярославской области, учреждениями системы наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК), органами управления звена ТП РСЧС, руководителем проведения аварийных работ;
- вести хронологию развития чрезвычайной ситуации и действий сил по ее ликвидации;
- распространять информацию в соответствии с регламентом работы ЕДДС и в пределах возможностей средств электросвязи;
- представлять оперативную информацию в соответствии с табелем срочных донесений;
- обобщать информацию (за сутки дежурства) о произошедших авариях, катастрофах, в том числе на системах жизнеобеспечения города, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ходе работ по их ликвидации;
- поддерживать схемы оповещения органов ГОЧС в актуальном состоянии;
- предоставлять консультационные услуги по вопросам ГОЧС.
Имеет право:
- запрашивать установленным порядком оперативную информацию от отдела мониторинга и прогнозирования ЧС Главного управления МЧС России по Ярославской области, организаций, входящих в СНЛК, имеющих опасные производственные объекты и эксплуатирующих объекты жизнеобеспечения;
- запрашивать фамилию, имя, отчество, контактный телефон, адрес заявителя;
- осуществлять прием от населения и организаций:
информацию по поставкам коммунальных и иных централизованных услуг от поставщиков;
информацию о состоянии коммунальных внутридомовых сетей от населения (в соответствии с соглашением с управляющими компаниями);
информацию от граждан, не относящуюся к категории информации о ЧС, нарушениях жизнеобеспечения (в соответствии с соглашением с администрациями поселений).
2.13. Результатом действия по информированию населения о чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты является:
- доведение соответствующей информации через систему оповещения и средства массовой информации;
- проведение аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации ЧС;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
2.14. Граждане вправе обжаловать действия (бездействия) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе реализации полномочий администрации муниципального района по исполнению настоящего регламента в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" либо в суде.