Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 12 апреля 2010 г. № 3026/10

О РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2009 ГОДУ

Необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации, так как увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам гарантий возможности устройства ребенка в дошкольное учреждение.
Решению этих задач способствует гибкая, многофункциональная система дошкольного образования, обеспечивающая право каждого гражданина на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
По состоянию на 01.01.2010 в Республике Татарстан функционируют 1903 дошкольных образовательных учреждения (далее - ДОУ), 99,5% из которых - муниципальные.
Тенденция увеличения численности воспитанников в дошкольных учреждениях сохраняется и составляет на сегодняшний день 162,2 тысячи детей (в 2008 г. - 160 тыс.).
Показатель охвата детей дошкольным образованием в целом по республике составляет 72% (по РФ - 59,1%).
В ряде муниципальных образований, таких как Атнинский, Высокогорский, Дрожжановский и Камско-Устьинский, дошкольные учреждения посещают менее 50% детей дошкольного возраста. В Азнакаевском, Бугульминском, Елабужском, Нижнекамском муниципальных районах данный показатель составляет более 80% (приложение 1).
Резкое снижение охвата детей дошкольным образованием по сравнению с 2008 годом наблюдается в Камско-Устьинском (на 13%), Бавлинском (10%), Кукморском (8%), Сармановском (8%), Кайбицком (7%) муниципальных районах, в г. г. Чистополь (10%), Лениногорск (7,5%).
Значительный рост показателя охвата детей достигнут в Буинском (на 20%), Новошешминском (10%), Рыбно-Слободском (10%), Атнинском (7%), Высокогорском (6,5%) муниципальных районах, в г. Набережные Челны (6%).
Показатель средней укомплектованности детских садов составляет 106 детей на 100 проектных мест. Наполняемость групп превышает установленные нормативы в 33% муниципальных образований республики, в том числе в г. г. Казань (122 ребенка на 100 мест), Набережные Челны (121), Арском (121), Зеленодольском (119), Нурлатском (114), Елабужском (112) муниципальных районах и др.
Вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования показатель очередности по устройству в ДОУ в целом по республике вырос на 16% и составил 23,5 тысячи человек, значительная часть которых приходится на г. г. Казань (16 тысяч человек), Набережные Челны (1646), Чистополь (903), Альметьевск (500), Лаишевский (526) и Высокогорский (465) муниципальные районы.
В решении проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях на первый план выдвигаются задачи расширения сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и создания в них дополнительных мест.
Так, в 2009 году введено в строй 6 новых детских садов на 730 мест в г. Казань, Буинском, Муслюмовском, Нурлатском, Альметьевском, Чистопольском муниципальных районах.
Наряду со строительством новых детских садов в 2009 году в республике за счет рационального использования действующей сети дошкольных учреждений дополнительно открыты 74 группы, в том числе в г. г. Казань (23 группы), Нижнекамск (13), Елабуга (12), Набережные Челны (6) и др.
В то же время сеть дошкольных учреждений по сравнению с прошлым годом сократилась на 25 единиц. Так, в 2009 году из-за отсутствия детей закрылись 22 ДОУ на 379 мест: в Арском, Лениногорском муниципальных районах по 3 дошкольных учреждения, в Мензелинском - 2, в Агрызском, Азнакаевском, Апастовском, Буинском, Елабужском, Заинском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Мамадышском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Сармановском, Тюлячинском, Ютазинском муниципальных районах по 1 ДОУ. Из-за ветхости зданий закрылись 2 ДОУ на 176 мест в Арском, Альметьевском муниципальных районах. Из-за оптимизационных мероприятий (объединение с другими детскими садами) закрыты 4 ДОУ на 107 мест в г. Казани (3) и в Азнакаевском муниципальном районе (1). В Высокогорском муниципальном районе 1 ДОУ на 15 мест прекратил существование в результате пожара. 2 дошкольных учреждения г. Казани перепрофилированы под учреждения коррекции и реабилитации детей с сохранением в них дошкольных групп.
Параллельно с развитием традиционных форм в республике внедряются новые модели дошкольного образования, такие как организация дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, систематическое образование детей в условиях семейного детского сада, создание групп кратковременного пребывания на базе детских садов, школ и учреждений дополнительного образования.
В республике функционируют 14 общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: в г. г. Казань (1), Набережные Челны (4), Агрызском муниципальном районе (9). В дошкольных группах данных учреждений воспитываются около 400 детей.
В Заинском, Арском муниципальных районах имеется опыт создания семейных детских садов как структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Следует отметить, что если в г. Заинск семейный детский сад создан по месту проживания многодетной семьи, имеющей 3-х детей-инвалидов, то в Арском муниципальном районе 2 детских сада организованы на дому у воспитателей в селах, где были закрыты детские сады по причине малого количества детей. Данные детские сады функционируют в 9-часовом режиме. Для организации полноценного трехразового питания введены 0,5 ставки повара. Таким образом, 8 детей охвачены дошкольным образованием в условиях семейного детского сада.
В дошкольных образовательных учреждениях республики функционируют 74 группы кратковременного пребывания различной направленности, которые посещают более 700 детей. Большой популярностью среди родителей пользуются адаптационные группы, которые посещают 472 ребенка раннего возраста.
В группах кратковременного пребывания по предшкольному образованию проходят подготовку к школе 4,2 тыс. детей, из них: 881 - на базе детских садов, 2633 - на базе школ, 663 - на базе учреждений дополнительного образования и 57 детей на дому. Из общего количества муниципальных образований 18 добились 100% охвата предшкольным образованием (Азнакаевский, Актанышский, Алексеевский, Апастовский, Арский, Балтасинский, Буинский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мензелинский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Черемшанский муниципальные районы). Средний показатель охвата предшкольным образованием детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, по республике составил 80% (в 2008 г. - 62,7%) (приложение 2).
Продолжается федеральный эксперимент по апробации Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста, в котором участвуют 6 дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан (3 ДОУ в г. Казани и 3 - в Альметьевском муниципальном районе). В текущем учебном году данные учреждения работают по проблеме предшкольного образования детей с особенностями в развитии.
Сохраняется тенденция увеличения количества дошкольных учреждений, реализующих вариативные комплексные и парциальные программы дошкольного образования. На сегодняшний день 60% воспитанников дошкольных учреждений вовлечены в инновационный воспитательно-образовательный процесс.
В республике уделяется значительное внимание развитию новых организационно-правовых форм дошкольного образования. На сегодняшний день функционируют 248 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений: в г. г. Казань (219), Набережные Челны (21), Альметьевск (4), Нижнекамск (3), Чистополь (1), а также 2 автономные некоммерческие организации в г. г. Казань, Бугульма.
Анализ отчетов муниципальных органов управления образованием показывает, что, несмотря на уменьшение количества детских садов с воспитанием и обучением на татарском языке (840 в 2009 г.; 854 в 2008 г.), охват детей дошкольного возраста воспитанием и обучением на татарском языке в целом по республике увеличился на 0,3% и составил 67,6%. Уменьшение сети национальных ДОУ происходит в основном за счет закрытия детских садов на селе из-за отсутствия детей. На 01.01.2010 в республике функционируют 493 русско-татарских ДОУ (в 2008 г. - 499), в них 807 групп с воспитанием и обучением на татарском языке. Таким образом, на сегодняшний день 52772 ребенка (в 2008 г. - 52246 чел.) воспитываются и обучаются на родном татарском языке (приложение 3).
За прошедший год показатель охвата детей воспитанием на родном татарском языке вырос в Алексеевском (на 5,7%), Алькеевском (2,3%), Арском (2%), Бавлинском (6,6%), Елабужском (6,6%), Заинском (3%), Лаишевском (3,9%), Мамадышском (5,8%), Спасском (9%), Тетюшском (8,5%), Тюлячинском (5,3%) муниципальных районах, а также в г. Казани (1,6%).
В 23 территориях республики функционируют дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом, в том числе 8 с марийским, 52 - чувашским, 11 - удмурдским и 1 группа с мордовским.
В решении кадровых проблем по республике в целом наблюдаются позитивные изменения: повышается образовательный и профессиональный уровень педагогов. Так, высшее образование имеют 46,5% педагогов ДОУ (в 2008 г. - 43,7%). Доля заведующих с высшим образованием увеличилась с 71,3% в 2008 г. до 77,7% в 2009 г. (в сельской местности - 68%, в городах - 95,5%). Кроме того, 148 руководителей ДОУ обучаются в высших учебных заведениях, из них 138 - из сельской местности. Следует отметить, что в г. г. Азнакаево, Альметьевск, Елабуга, Заинск, Зеленодольск, Авиастроительном, Вахитовском, Московском, Советском районах г. Казани, Тетюшском, Тукаевском, Тюлячинском муниципальных районах все заведующие имеют высшее образование. Вместе с тем данный показатель значительно ниже республиканского в Рыбно-Слободском (24%), Алькеевском (29%), Атнинском (36%), Спасском (37%), Дрожжановском (38%), Новошешминском (45%) и др. муниципальных районах (приложение 4). В этой связи органам управления образованием необходимо активизировать работу с руководителями дошкольных учреждений в части соответствия уровня образования тарифно-квалификационным требованиям, а также уделить внимание формированию соответствующего кадрового резерва.
На начало текущего года 15,6 тысяч (76%) педагогов дошкольных образовательных учреждений имеют квалификационные категории (в 2008 г. - 74,2%), из них 60,8% - педагоги первой и высшей категорий.
Увеличивается сеть дошкольных образовательных учреждений, оказывающих дополнительные платные услуги по художественно-эстетическому, интеллектуальному, физическому развитию детей. Так, если в 2008 г. такие услуги оказывали 22,8% ДОУ, то в 2009 г. - 27%. Из общего количества воспитанников детских садов 72,1 тыс. (44,4%) охвачены дополнительными платными услугами. Данный процесс характерен для крупных городов республики.
Кроме того, дошкольными учреждениями организуются дополнительные услуги на бесплатной основе, которыми на сегодняшний день охвачены 48 тыс. (29,5%) воспитанников детских садов.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В республике каждый седьмой детский сад реализует в качестве приоритетного направления физическое развитие воспитанников, каждый десятый - оздоровление детей.
Пропуски по болезни 1 ребенком в год в среднем по республике составляют 4,7 дня (4,6 дня в 2008 году).
Анализ отчетов за 2009 год показывает, что установленные натуральные нормы питания детей в дошкольных учреждениях по основным видам продуктов, таким как мясо, молоко, масло сливочное, фрукты, овощи, рыба, выполняются на 100% лишь в 3-х территориях: в г. Набережные Челны, Муслюмовском, Сабинском муниципальных районах, на 90 - 100% - в г. г. Казань, Нижнекамск, в Актанышском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Мамадышском, Пестречинском, Чистопольском муниципальных районах.
Наиболее низкие показатели выполнения натуральных норм по мясу наблюдаются в Кайбицком (82%), Алькеевском (83%) муниципальных районах; по сливочному маслу - в Алькеевском (81%), Апастовском (84%) муниципальных районах; по фруктам - в Зеленодольском (45%), Алькеевском (53,3%) муниципальных районах; по овощам - в Алькеевском муниципальном районе (59,5%), сельских детских садах Нижнекамского муниципального района (69%); менее чем на 50% выполняется норма по рыбе в Алькеевском (13,3%), Агрызском (48%), Зеленодольском (42%), Кайбицком (41%), Мензелинском (48%) муниципальных районах.
Органами управления образованием, дошкольными учреждениями республики ведется работа по созданию в детских садах условий для оздоровления и коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей. Так, в 529 ДОУ (в 2008 г. - 517) функционируют 1194 группы компенсирующей и оздоровительной направленности, в которых воспитываются 19867 детей, что составляет 12,2% (в 2007 г. - 12,7%) от общего количества воспитанников, охваченных дошкольным образованием.
Показатель охвата детей дошкольными учреждениями, осуществляющими коррекцию отклонений в развитии, присмотр и оздоровление детей, выше республиканского в Азнакаевском (24,5%), Чистопольском (21%) муниципальных районах, в г. Казани (19%), Заинском (18%), Бавлинском (15%), Нижнекамском (14%), Агрызском (13,5%), Муслюмовском (13%) муниципальных районах (приложение 5).
Несмотря на имеющуюся потребность (на 01.01.2010 в республике 12,7 тыс. детей нуждаются, но не обеспечены специализированными группами), в 15-и муниципальных образованиях республики учреждения, осуществляющие коррекцию отклонений в развитии и оздоровление детей, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, в целях реализации Законов Российской Федерации, Республики Татарстан "Об образовании" в части обеспечения общедоступности бесплатного дошкольного образования Министерство образования и науки Республики Татарстан рекомендует муниципальным органам управления образованием:
- обеспечить сохранение и расширение сети дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. за счет строительства новых, возврата зданий бывших детских садов, открытия дошкольных учреждений в зданиях школ;
- развивать вариативные модели дошкольного образования, в т.ч. организацию групп кратковременного пребывания, дошкольных групп в школах, семейных детских садов и др.;
- оказывать содействие развитию негосударственной сети образовательных учреждений, оказывающих населению услуги дошкольного образования на основе муниципального заказа;
- повышать качество подготовки детей к школе путем внедрения в воспитательно-образовательный процесс инновационных образовательных программ и технологий, организации дополнительных образовательных услуг, повышения профессионального уровня педагогов.
]]>
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Новошешминский     ¦       1      ¦       24        ¦   6,4    ¦    4    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Нурлатский         ¦              ¦                 ¦   1,7    ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Пестречинский      ¦       1      ¦       20        ¦    -     ¦    2    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Р.-Слободской      ¦       2      ¦       30        ¦   1,7    ¦    4    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Сабинский          ¦       1      ¦       25        ¦    -     ¦   1,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Сармановский       ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Спасский           ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Тетюшский          ¦       1      ¦       10        ¦    2     ¦    1    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Тукаевский         ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Тюлячинский        ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Черемшанский       ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Чистопольский      ¦      13      ¦       705       ¦    20    ¦   21    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Ютазинский         ¦       2      ¦       32        ¦   3,6    ¦   3,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Наб. Челны         ¦      48      ¦      2584       ¦   10,9   ¦   11    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Казань             ¦      255     ¦      8894       ¦   21,8   ¦   19    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Авиастроительный   ¦      20      ¦       786       ¦    16    ¦   17    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Вахитовский        ¦      23      ¦       678       ¦    30    ¦  21,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Кировский          ¦      32      ¦       994       ¦    26    ¦   25    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Московский         ¦      44      ¦      1672       ¦    27    ¦   26    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Ново-Савиновский   ¦      37      ¦      1270       ¦    17    ¦   15    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Приволжский        ¦      51      ¦      1736       ¦    22    ¦  18,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Советский          ¦      48      ¦      1758       ¦    23    ¦   16    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Итого по РТ:       ¦      529     ¦      19867      ¦   12,7   ¦  12,2   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru