Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2006 по делу № А11-17808/2005-К2-22/699 данное решение отменено, производство по делу прекращено.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2006 г. по делу № А11-17808/2005-К2-22/699

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2006.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: председательствующего
судьи Кузьминой Т.К., судей Фиохиной Е.А., Москвичевой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой Т.К.
рассмотрев в судебном заседании заявление прокурора Владимирской области о признании частично недействующим решения Гусь-Хрустального городского Совета народных депутатов от 29.11.2004 № 102/26 "Об уплате земельного налога и арендной платы за землю в 2005 году",
при участии:
от заявителя - Гиндулиной В.Ю. - старшего прокурора отдела (служебное удостоверение № 98977 со сроком действия до 08.08.2008);
от заинтересованного лица - Савина А.В. - по доверенности от 24.11.2005 № 1237 (срок действия 1 год);
В судебном заседании 26.12.2005 объявлялись перерывы до 28.12.2005, 10.01.2006, 17.01.2006, 18.01.2006.

Прокурор Владимирской области обратился в арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействующими пунктов 2.1, 2.2 решения Гусь-Хрустального городского Совета народных депутатов от 29.11.2004 № 102/26 "Об уплате земельного налога и арендной платы за землю в 2005 году".
Он считает пункты 2.1 и 2.2 указанного решения не соответствующими статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", нарушающими права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор Владимирской области отметил, что установление Советом народных депутатов дополнительных сроков уплаты земельного налога, изменение порядка уплаты налога ставит юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в неравное положение с другими лицами, являющимися плательщиками земельного налога. Заявитель сослался в обоснование своего требования на подпункт 2 части 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если он отменяет или ограничивает права налогоплательщиков.
Совет народных депутатов утверждает, что при принятии решения от 29.11.2004 № 102/26 он руководствовался нормами статей 15, 58 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю". При этом заинтересованное лицо пояснило, что статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к местным налогам; в силу статьи 58 Кодекса порядок уплаты местных налогов устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; в статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать другие сроки уплаты земельного налога.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 имеет номер 13-П, а не П-3.

По мнению Совета народных депутатов, установление помесячного срока уплаты земельного налога не противоречит налоговому законодательству, поскольку этот срок предусматривался как отчетный, а не налоговый период. При этом Совет сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 № П-3, определения от 12.05.2003 № 186-О, от 06.02.2004 № 48-О. Он отметил, что распределение налогового бремени помесячно позволяет налогоплательщикам равномерно в течение года осуществлять налоговые платежи и одновременно равномерно пополнять городской бюджет.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
29.11.2004 Гусь-Хрустальным городским Советом народных депутатов было принято решение № 102/26 "Об уплате земельного налога и арендной платы за землю в 2005 году". Решение опубликовано в газете "Гусевские вести" № 134 от 01.12.2004.
Пунктом 2.1 указанного решения предусмотрено, что уплата земельного налога по срокам 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 июня производится равными долями из расчета 1/12 суммы земельного налога причитающегося к уплате в предыдущем году.
Согласно пункту 2.2 решения уплата земельного налога по срокам 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября, 15 декабря производится равными долями по расчету на основании налоговой декларации по земельному налогу за текущий год за минусом авансовых платежей по предыдущим срокам.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы местного самоуправления с учетом местных условий вправе устанавливать другие сроки уплаты налога. Следовательно, сроки уплаты налога на землю (15 сентября и 15 ноября) могут быть изменены органами местного самоуправления на другие даты. В то же время основной принцип уплаты налога, а именно два раза в год равными долями, должен оставаться неизменным, поскольку он относится не к элементу "срок уплаты", а к порядку уплаты налога.
Установив дополнительные сроки уплаты земельного налога (15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 октября, 15 декабря), Совет народных депутатов фактически изменил порядок уплаты налога на землю, установленный статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате на землю". Он незаконно возложил на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность по уплате авансовых платежей по земельному налогу. Кроме того, несвоевременная уплата земельного налога в сроки, установленные в решении от 29.11.2004 может привести к нарушению прав названных выше налогоплательщиков и тем, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым органом могут быть взысканы пени, а также налоговые санкции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 30.01.2001 № 2-П, определениях от 07.02.2002 № 37-О и от 10.07.2003 № 342-О, правовое регулирование не должно ухудшать положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как оно определяется федеральным законом, носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, то есть нарушать конституционный принцип равенства. Это обусловлено выводимыми из ст. ст. 8, 15, 34 и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия у субъектов хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Спорные нормы могут повлечь произвольное и дискриминационное ее применение государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками.
Поэтому требование прокурора Владимирской области подлежит удовлетворению.
Ссылки Совета народных депутатов на статьи 15, 58 Налогового кодекса Российской Федерации не приняты судом во внимание, поскольку они не имеют значения для разрешения спора по существу в силу изложенного ниже.
Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог". Статьей 8 данного Федерального закона установлено, что он вступает в силу с 01.01.2005, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, утрачивает силу с 01.01.2006. В силу статьи 3 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 01.01.2005 в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
Таким образом, вступление в силу главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации не означает ее автоматического применения на территории всех муниципальных образований Российской Федерации. Земельный налог является местным налогом, введение его в действие на территории конкретного муниципального образования осуществляется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Гусь-Хрустальным городским Советом народных депутатов Владимирской области нормативный правовой акт о введении на территории города Гусь-Хрустальный земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации не был принят на момент принятия оспариваемого решения. Следовательно, земельный налог был введен на территории данного муниципального образования законодательством Российской Федерации, а именно статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", таким образом, при принятии обжалуемого решения Совет народных депутатов должен был руководствоваться нормами этих Законов Российской Федерации, в которых установлены элементы налогообложения по земельному налогу, а также предоставлено органам местного самоуправления право предусматривать конкретные ставки налога и изменять сроки уплаты налога с учетом местных условий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ до введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 - 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, ссылки в пункте 4 статьи 58 на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ, то есть до 01.01.2005.
Поскольку земельный налог не был введен на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный в соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, то ссылки в пункте 4 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления порядка уплаты местного налога приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ, то есть на Закон Российской Федерации "О плате за землю".
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 4, 5 постановления от 08.10.1997 № 13-П "По делу о проверке конституционности закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", местные налоги являются только тогда законно установленными в муниципальных образованиях, когда они введены в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными федеральным законом.
Ссылка Совета народных депутатов на пункт 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 № 186-О, как обосновывающий право органов местного самоуправления устанавливать месячный срок уплаты земельного налога, не принята судом во внимание. Предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации в данном случае являлось соответствие статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в части установления налогового периода, а не сроков уплаты земельного налога.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Гусь-Хрустального городского Совета народных депутатов подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 192, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействующими пункты 2.1, 2.2 решения Гусь-Хрустального городского Совета народных депутатов Владимирской области от 29.11.2004 № 102/26 "Об уплате земельного налога и арендной платы за землю в 2005 году", как не соответствующие статье 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю".
Взыскать с Гусь-Хрустального городского Совета народных депутатов Владимирской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий
Т.К.КУЗЬМИНА

Судьи
Е.А.ФИОХИНА
Т.В.МОСКВИЧЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru