Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


УВИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 января 2010 года

Увинский районный суд в составе судьи Ёлкиной В.А.,
При секретаре О.Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации МО "У" об отказе в совершении нотариального действия нотариусом Увинского района УР З.О.,

установил:

Администрация МО "У" обратилась в суд с заявлением об отказе нотариуса Увинского района УР З.О. в совершении нотариального действия, мотивируя свои требования тем, что Администрация МО "У" обратилась к нотариусу Увинского района З.О. о выдаче свидетельства о праве наследство по закону после смерти С.В., умершей <...>, на квартиру, расположенную по адресу: <...>. В совершении нотариального действия Администрации было отказано, о чем нотариусом было вынесено постановление от <...>, полученное по почте <...>. Причины отказа в совершении нотариального действия следующие: нотариусу известно, что у умершей имеются наследники и проживают они в Прибалтике, адрес их не известен; в Уставе муниципального образования "У" не указаны полномочия на подачу заявления о принятии наследства по закону; рекомендовано обратиться в суд для признания квартиры выморочным имуществом. Администрация МО "У" Удмуртской Республики считает отказ в совершении нотариального действия неправильным. Во-первых, после смерти наследодателя на протяжении 10 лет никто из имеющихся наследников не принял наследство, во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований до сих пор не определен законом. В то же время, согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать имущественные права органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования (высшее должностное лицо), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы, предусмотренные уставом. В соответствии со ст. 20 Устава муниципального образования "У" структура органов местного самоуправления муниципального района оставлена без изменений, т.е. иные органы местного самоуправления Уставом также не предусмотрены. Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "У". Таким образом, исходя из полномочий органов местного самоуправления, только Администрация муниципального образования "У", являющаяся исполнительным органом, вправе обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону муниципальному образованию "У". Отсутствие зафиксированного полномочия на подачу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство не может лишить предусмотренного законом права. Кроме того, согласно ст. 35 Устава муниципального образования "У" к полномочиям Администрации района относится осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики, Уставом и решениями районного Совета депутатов. Понятие выморочного имущества, данное в ст. 1151 ГК РФ не предполагает обращения в суд для признания имущества выморочным. Кроме того, в соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется, следовательно, срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, на выморочное имущество не распространяется, и оснований для обращения в суд с самостоятельным иском у Администрации муниципального образования "У" нет. Заявитель просит признать отказ нотариуса Увинского района З.О. в совершении нотариального действия от 15.12.2009 года неправильным и обязать нотариуса Увинского района З.О. выдать Администрации муниципального образования "У" свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель Администрации МО "У" С.О., действующая на основании доверенности, требование поддержала и привела те же доводы, что и в заявлении.
Нотариус Увинского района УР З.О. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление Администрации МО "У" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что С.В. по день смерти была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: <...>. Квартира С.В. принадлежала на праве собственности на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от <...>.
<...> С.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии <...> № <...>.
<...> П.О., действующая по доверенности в интересах Администрации МО "У", обратилась с заявлением к нотариусу Увинского района З.О. о принятии Администрацией МО "У" как наследником по закону имущества наследодателя- квартиры, расположенной по адресу: <...>, и просьбой выдать свидетельство о праве на наследство по закону.
<...> постановлением нотариуса Увинского района З.О. отказано Администрации в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на том основании, что в Уставе МО "У", утвержденном 16.06.2005 года, не указаны полномочия на подачу заявления о принятии наследства по закону и наследование имущества; нотариусом рекомендовано внести соответствующие изменения в Устав и обратиться в суд для признания квартиры выморочным имуществом.
Данный отказ нотариуса в совершении нотариального действия суд считает неправильным по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 1151 ГК РФ имущество является выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 № 281-ФЗ, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Судом установлено, что после смерти наследодателя С.В. на протяжении 10 лет никто наследство умершей не принял.
Согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Однако до настоящего времени соответствующего федерального закона не принято.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования (высшее должностное лицо), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы, предусмотренные уставом.
Согласно ст. 20 Устава муниципального образования "У" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "У" является местная администрация, иного исполнительно-распорядительного органа в структуре не предусмотрено. Таким образом, только Администрация муниципального образования "У", являющаяся исполнительным органом, вправе обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону муниципальному образованию "У". Отсутствие указания в Уставе на конкретное полномочие - подача заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство - не может лишить исполнительный орган предусмотренного законом права. Кроме того, согласно ст. 35 Устава муниципального образования "У" к полномочиям Администрации района относится осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики, Уставом и решениями районного Совета депутатов.
Суд соглашается с доводами представителя заявителя о том, что понятие выморочного имущества, данное в ст. 1151 ГК РФ, не предполагает обращения в суд для признания имущества выморочным. Кроме того, в соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется, соответственно, срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, на выморочное имущество не распространяется, и оснований для обращения в суд с самостоятельным иском у Администрации муниципального образования "У" нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 311 - 312 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Администрации МО "У" об отказе в совершении нотариального действия нотариусом Увинского района УР З.О. удовлетворить.
Обязать нотариуса Увинского района УР З.О. выдать Администрации муниципального образования "У" свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья
В.А.ЁЛКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru