УВИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 января 2010 года
Увинский районный суд в составе судьи Ёлкиной В.А.,
При секретаре О.Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации МО "У" об отказе в совершении нотариального действия нотариусом Увинского района УР З.О.,
установил:
Администрация МО "У" обратилась в суд с заявлением об отказе нотариуса Увинского района УР З.О. в совершении нотариального действия, мотивируя свои требования тем, что Администрация МО "У" обратилась к нотариусу Увинского района З.О. о выдаче свидетельства о праве наследство по закону после смерти С.В., умершей <...>, на квартиру, расположенную по адресу: <...>. В совершении нотариального действия Администрации было отказано, о чем нотариусом было вынесено постановление от <...>, полученное по почте <...>. Причины отказа в совершении нотариального действия следующие: нотариусу известно, что у умершей имеются наследники и проживают они в Прибалтике, адрес их не известен; в Уставе муниципального образования "У" не указаны полномочия на подачу заявления о принятии наследства по закону; рекомендовано обратиться в суд для признания квартиры выморочным имуществом. Администрация МО "У" Удмуртской Республики считает отказ в совершении нотариального действия неправильным. Во-первых, после смерти наследодателя на протяжении 10 лет никто из имеющихся наследников не принял наследство, во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований до сих пор не определен законом. В то же время, согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать имущественные права органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования (высшее должностное лицо), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы, предусмотренные уставом. В соответствии со ст. 20 Устава муниципального образования "У" структура органов местного самоуправления муниципального района оставлена без изменений, т.е. иные органы местного самоуправления Уставом также не предусмотрены. Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "У". Таким образом, исходя из полномочий органов местного самоуправления, только Администрация муниципального образования "У", являющаяся исполнительным органом, вправе обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону муниципальному образованию "У". Отсутствие зафиксированного полномочия на подачу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство не может лишить предусмотренного законом права. Кроме того, согласно ст. 35 Устава муниципального образования "У" к полномочиям Администрации района относится осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики, Уставом и решениями районного Совета депутатов. Понятие выморочного имущества, данное в ст. 1151 ГК РФ не предполагает обращения в суд для признания имущества выморочным. Кроме того, в соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется, следовательно, срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, на выморочное имущество не распространяется, и оснований для обращения в суд с самостоятельным иском у Администрации муниципального образования "У" нет. Заявитель просит признать отказ нотариуса Увинского района З.О. в совершении нотариального действия от 15.12.2009 года неправильным и обязать нотариуса Увинского района З.О. выдать Администрации муниципального образования "У" свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель Администрации МО "У" С.О., действующая на основании доверенности, требование поддержала и привела те же доводы, что и в заявлении.
Нотариус Увинского района УР З.О. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление Администрации МО "У" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что С.В. по день смерти была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: <...>. Квартира С.В. принадлежала на праве собственности на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от <...>.
<...> С.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии <...> № <...>.
<...> П.О., действующая по доверенности в интересах Администрации МО "У", обратилась с заявлением к нотариусу Увинского района З.О. о принятии Администрацией МО "У" как наследником по закону имущества наследодателя- квартиры, расположенной по адресу: <...>, и просьбой выдать свидетельство о праве на наследство по закону.
<...> постановлением нотариуса Увинского района З.О. отказано Администрации в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на том основании, что в Уставе МО "У", утвержденном 16.06.2005 года, не указаны полномочия на подачу заявления о принятии наследства по закону и наследование имущества; нотариусом рекомендовано внести соответствующие изменения в Устав и обратиться в суд для признания квартиры выморочным имуществом.
Данный отказ нотариуса в совершении нотариального действия суд считает неправильным по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 1151 ГК РФ имущество является выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 № 281-ФЗ, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Судом установлено, что после смерти наследодателя С.В. на протяжении 10 лет никто наследство умершей не принял.
Согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Однако до настоящего времени соответствующего федерального закона не принято.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования (высшее должностное лицо), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы, предусмотренные уставом.
Согласно ст. 20 Устава муниципального образования "У" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "У" является местная администрация, иного исполнительно-распорядительного органа в структуре не предусмотрено. Таким образом, только Администрация муниципального образования "У", являющаяся исполнительным органом, вправе обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону муниципальному образованию "У". Отсутствие указания в Уставе на конкретное полномочие - подача заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство - не может лишить исполнительный орган предусмотренного законом права. Кроме того, согласно ст. 35 Устава муниципального образования "У" к полномочиям Администрации района относится осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики, Уставом и решениями районного Совета депутатов.
Суд соглашается с доводами представителя заявителя о том, что понятие выморочного имущества, данное в ст. 1151 ГК РФ, не предполагает обращения в суд для признания имущества выморочным. Кроме того, в соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется, соответственно, срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, на выморочное имущество не распространяется, и оснований для обращения в суд с самостоятельным иском у Администрации муниципального образования "У" нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 311 - 312 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Администрации МО "У" об отказе в совершении нотариального действия нотариусом Увинского района УР З.О. удовлетворить.
Обязать нотариуса Увинского района УР З.О. выдать Администрации муниципального образования "У" свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья
В.А.ЁЛКИНА