Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2009 г. по делу № 33-1044

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу И. дело по иску администрации Островского района в интересах неопределенного круга лиц потребителей коммунальных услуг в порядке Закона РФ "О защите прав потребителей" к ООО "Островское ЖКХ" о признании незаконным прекращения предоставления услуги,

установила:

администрация Островского муниципального района Костромской области в порядке ст. 46 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга потребителей коммунальных услуг - жителей многоквартирных домов п. Островское обратилась в суд с иском к ООО "Островское ЖКХ". Просила признать незаконным отказ ООО "Островское ЖКХ" подписать с обратившимися гражданами договор на вывоз жидких бытовых отходов по цене 60 руб. 72 коп. за 1 куб. м и в объемах фактического водопотребления, признать п.п. 3.1, 3.2 договора на услуги транспорта по вывозу жидких бытовых отходов недействительными и обязать ООО "Островское ЖКХ" заключить с населением договоры на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов по обоснованной цене и в объемах фактического водопотребления. В обоснование требований указала, что порядок предоставления услуги по вывозу жидких бытовых отходов регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 "Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов". На территории п. Островское ООО "Островское ЖКХ" предоставляет населению услугу по вывозу жидких бытовых отходов. Ответчику на основании договора аренды передано муниципальное имущество для предоставления коммунальных услуг населению. В соответствии с Правилами форма договора установлена исполнителем. Ответчиком при направлении населению проекта договора на оказание услуги по вывозу жидких отходов транспортом в нарушение Правил предоставления услуг по вывозу жидких отходов не произведено согласование цены услуги, не обоснован объем предоставляемой услуги, предусмотрено повышение цены услуги в одностороннем порядке, чем ущемлены права потребителей. Ответчиком при оказании услуги предложена цена 88 руб. 15 коп., однако население считает данную цену экономически необоснованной. Граждане направили ответчику проект договора, в договоре указа цена 60 руб. 72 коп., взятая за основу как экономически обоснованная, утвержденная Собранием депутатов Островского муниципального района от 26 ноября 2008 г., в договоре был определен объем оказания услуг - в соответствии с прибором учета водоснабжения (при их наличии) или норматива потребления. Ответчик заключить договор на оказание услуги с населением на условиях, предложенных гражданами, отказывается, чем нарушает права потребителей услуг.
Дело неоднократно рассматривалось судебными инстанциями.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно изменял и уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил признать незаконным прекращение ООО "Островское ЖКХ" предоставления коммунальной услуги водоотведения бытовых стоков жителям многоквартирных домов улицы Гагарина, улицы Полевой, ул. Больничной, ул. Шолохова, улицы Сахарова п. Островское.
Решением Островского районного суда от 22 июля 2009 года администрации Островского муниципального района в удовлетворении уточненных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе глава администрации Островского муниципального района просит решение суда отменить. Указывает, что вывод суда о том, что дома не присоединены к центральной канализации, является необоснованным и опровергается технической документацией ГП "Костромаоблтехинвентаризация", кадастровыми планами земельных участков, схемами поселка Островское, поэтому вывод суда о том, что жителям этих домов не оказывалась услуга по водоотведению, не верен. Также суд не принял во внимание, что, несмотря на наличие управляющей организации, ответчик ООО "Островское ЖКХ" не отказывалось предоставлять жителям домов услугу, но на своих условиях, хотя лицензии на вывоз бытовых отходов в январе 2009 года не имело. Судом не дана оценка договорам управления многоквартирных домов, из которых видно, что оказание коммунальных услуг управляющей компанией в них не предусмотрено.
В возражениях относительно кассационной жалобы генеральный директор ООО "Островское ЖКХ" полагает кассационную жалобу подлежащей отклонению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, выслушав представителя администрации Островского муниципального района П., генерального директора ООО "Островское ЖКХ", судебная коллегия приходит к следующему.
Изучив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что многоквартирные дома улицы Гагарина, улицы Полевой, ул. Больничной, ул. Шолохова, улицы Сахарова п. Островское не подключены к централизованной канализации, в силу чего им не может быть оказана услуга по водоотведению.
Судом установлено и не оспаривается никем из лиц участвующих в деле, что указанные дома имеют выгребную канализацию, то есть стоки жидких бытовых отходов из них накапливаются в специально оборудованных резервуарах - выгребах (используются для одного или нескольких домов), из которых откачиваются специальной техникой и вывозятся на места захоронения жидких бытовых отходов (поля ассенизации).
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения только по присоединенной сети. В силу п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, под канализационной сетью понимается система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод; под водоотведением понимается технологических процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения; под централизованной системой коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. Таким образом, очистка выгребов при выгребной канализации не является услугой по водоотведению, поскольку для ее осуществления используется иной технологический процесс, без использования сети, конечной точкой которой являются очистные сооружения. Соответственно, тарифы на очистку выгребов и на водоотведение должны быть различны. То обстоятельство, что выгребная канализация не является централизованной, подтверждается и приложенным истцом пособием "Гидравлика, водоснабжение и канализация сельских населенных пунктов", из текста которого следует, что централизованная канализация (водоотведение) обеспечивает поступление сточных вод на очистные сооружения. Вывозная (выгребная) канализация является внутренней системой канализации, а не наружной системой водоотведения.
Услуга по вывозу жидких бытовых отходов является жилищной услугой, что подтверждается пп. д п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатацию жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, согласно которым предприятия по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза жидких и твердых бытовых отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. При этом место нахождения выгребов и контейнерных площадок, их балансовая принадлежность, использование их одним или несколькими домами значения не имеют.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, вывоз жидких бытовых отходов также относится к жилищной, а не к коммунальной услуге.
Представленные истцом доказательства не опровергают этого вывода.
Кроме того, из анализа представленных счетов на оплату коммунальных услуг за 2008 год (л.д. 29, 27 т. 2) и решения собрания депутатов Островского муниципального района от 23 ноября 2007 года об утверждении тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые ООО "Островское ЖКХ" на 2008 года № 250 (л.д. 211-213 т. 2) видно, что фактически жители перечисленных администрацией домов, в частности дома по ул. Шолохова, в 2008 году оплачивали услугу по вывозу жидких бытовых отходов (тариф 60,72 руб. за куб. м), а не по водоотведению (тариф 50,60 руб. за куб. м), то есть между ними и соответствующей обслуживающей организацией был заключен договор на вывоз жидких бытовых отходов
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд также обоснованно исходил из того, что все перечисленные дома выбрали способ управления - управляющую компанию ООО "Коммунальник", с которой заключили договоры управления. Проанализировав нормы ст. 161, 162 ЖК РФ, п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, суд пришел к правильному выводу о том, что исполнителем услуги по вывозу жидких бытовых отходов, впрочем, как и исполнителем коммунальных услуг, в отношении заявленных домов должна являться управляющая компания, а не ответчик. Этот вывод основан на законе, доводы, изложенные в жалобе, его не опровергают.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. В случае выбора способа управления -управляющая организация эти действия должна совершать управляющая организация. В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что в силу прямого указания закона с момента принятия собственниками помещений решения об избрании управляющей организации и принятия данной организацией многоквартирного дома в управление (одобрения принятого собственниками решения) между управляющей организацией, собственниками помещений и иными лицами возникают предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами обязательства.
В связи с этим избранная управляющая организация обязана в полном объеме, предусмотренном законом, выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома.
В сфере оказания жилищных и коммунальных услуг управляющая организация с момента принятия дома в управление приобретает статус исполнителя этих услуг, наделяющий ее правами и возлагающий обязанности в отношениях с потребителями услуг, поставщиками ресурсов, иными лицами.
Отступление от требований закона, допущенное при подписании договоров управления многоквартирными домами, не освобождает управляющую компанию от исполнения предусмотренных законом обязательств. Поэтому то обстоятельство, что в договоре управления стороны не предусмотрели осуществление управляющей компанией такой услуги как организация вывоза жидких бытовых отходов из выгреба, не возлагает обязанность по осуществление этой услуги на третье лицо, не являющееся управляющей компанией. Также это обстоятельство не делает договоры управления незаключенными, тем более, учитывая, что эти договоры уже исполняются сторонами.
Как правильно указал суд, согласно ст. 18 ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому после заключения договоров управления ответчик имел право расторгнуть договоры о предоставлении услуги по вывозу ЖБО с жителями домов, заключивших такие договоры, поскольку управляющей компанией не является.
То обстоятельство, что в настоящее время ООО "Островское ЖКХ" заключило и предлагает жителям домов заключить с ним договоры на вывоз ЖБО, но на своих условиях, а также факт предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению, не имеют значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку эти договоры и действия ответчика по их заключению предметом настоящего спора не являются, и им оценка в рамках настоящего дела не дается.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба Главы администрации Островского муниципального района - отклонению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Островского районного суда 22 июля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации Островского муниципального района - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru