ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 15 апреля 2010 г. № 705
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях совершенствования системы оценки качества образования на территории Костромской области в условиях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о системе оценки качества образования на территории Костромской области.
2. Рекомендовать муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, разработать аналогичные Положения о системе оценки качества образования на территории соответствующего муниципального образования Костромской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента образования и науки Костромской области Гребнева А.В.
Директор департамента
образования и науки
Костромской области
Т.Е.БЫСТРЯКОВА
Приложение
Утверждено
приказом
департамента
образования и науки
Костромской области
от 15.04.2010 № 705
Положение
о системе оценки качества образования
на территории Костромской области
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение о системе оценки качества образования на территории Костромской области (далее - Положение) разработано на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы"; Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года № 246-р "О плане первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год", Приказа Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 года № 1075 "Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации", Закона
Костромской области от 6 июня 2005 года № 273-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере образования"; Закона
Костромской области от 9 ноября 2007 года № 213-4-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Костромской области по проведению аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений"; постановления
губернатора Костромской области от 25 июня 2009 года № 128 "О департаменте образования и науки Костромской области" и определяет модель региональной системы оценки качества.
2. Под системой оценки качества образования (далее - СОКО) понимается совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных результатов и факторов, влияющих на их получение.
3. Реализация СОКО осуществляется посредством:
1) государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов и обучающихся 9 классов;
2) мониторинга образовательных достижений обучающихся и воспитанников;
3) аттестации педагогических и руководящих работников;
4) лицензирования образовательной деятельности;
5) государственной аккредитации образовательных учреждений;
6) статистических (международных, государственных и ведомственных) и социологических исследований;
7) процедур контроля и оценки качества образования.
4. Под качеством образования в настоящем Положении понимается интегральная характеристика системы образования Костромской области, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
5. Оценка качества образования предполагает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также деятельности муниципальной и региональной образовательных систем на основе комплекса индикаторов (показателей).
]]>2) формирует и ведет базы данных о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов образования по вопросам оценки, контроля и обеспечения качества образования;
3) осуществляет организацию и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, методической и консультативной деятельности;
4) участвует в разработке основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных особенностей);
5) разрабатывает, реализует апробацию и внедрение комплексов индикаторов (показателей) оценки качества образования;
6) осуществляет экспертную, аналитическую деятельность в рамках СОКО;
7) оказывает аудиторские и консалтинговые услуги по вопросам:
создания, функционирования и развития систем оценки качества образования,
проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;
проведения мониторинговых и социологических исследований;
8) участвует в подготовке проектов публичных докладов о состоянии качества образования и перспективах развития системы образования региона.
17. Образовательные учреждения осуществляют следующие функции:
1) участвуют в реализации СОКО, в разработке комплекса показателей оценки качества образования, нормативных значений индикаторов (показателей), характеризующих качество образования на территории Костромской области;
2) разрабатывают и реализуют систему оценки качества образования образовательного учреждения, разрабатывают и используют комплекс индикаторов (показателей) оценки качества образования, нормативные значения индикаторов (показателей), характеризующих качество образования;
3) осуществляют в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования; а также представление информации о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения;
4) осуществляют организационно-техническое обеспечение стандартизированных процедур оценки качества образования;
5) обеспечивают проведение в образовательном учреждении мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам оценки качества образования;
6) разрабатывают локальные нормативно-правовые акты, регулирующие и обеспечивающие качество образования;
7) проводят мониторинг качества образования в образовательном учреждении;
8) осуществляют оценку и анализ образовательных процессов, условий и результатов образования через систему внутришкольного контроля;
9) осуществляют организационно-методическое сопровождение профессионального роста работников образовательного учреждения;
10) обеспечивают проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
11) готовят и предоставляют публичные доклады о состоянии качества образования и перспективах развития образовательного учреждения;
12) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
18. Общественные институты осуществляют следующие функции:
1) проводят внешнюю оценку качества образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
2) участвуют в разработке и реализации системы оценки качества образования, комплекса индикаторов (показателей) оценки качества образования, нормативных значений индикаторов (показателей), характеризующих качество образования образовательных систем;
3) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования, стратегии развития СОКО, образовательных систем.
19. Функции муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб (кабинетов, центров) определяются положениями о муниципальной системе оценки качества образования.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
20. Объектами СОКО являются индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, образовательные программы, образовательные организации (учреждения) и их системы.
21. Предусматривается пять основных уровней оценивания:
1) индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, динамика показателей их здоровья, портфолио);
2) уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности, портфолио);
3) уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
4) муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития муниципальной сети образовательных учреждений);
5) региональный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития региональной сети образовательных учреждений).
22. Номенклатура индикаторов (показателей) качества образования устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, в пределах своей компетенции.
23. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
24. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования в пределах своей компетенции.
25. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
26. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений. Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации определяются соответствующим регламентом, циклограммой сбора информации и соглашениями об информационном взаимодействии участников системы.
27. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках СОКО устанавливаются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, в пределах своей компетенции.