Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. по делу № А04-75/2009

(извлечение)

Дата объявления решения 18 марта 2009 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 25 марта 2009 г.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ЗАО "Страховая медицинская компания "АСК-Мед"
к министерству финансов Амурской области,
управлению государственного заказа Амурской области
о признании конкурса недействительным и действий незаконными
третьи лица:
ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах",
Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось закрытое акционерное общество "Страховая медицинская компания "АСК-Мед" (в лице филиала "АмурДАСК") с исковым заявлением к министерству финансов Амурской области и управлению государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области о признании конкурса по размещению государственного заказа по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования сотрудников министерства финансов Амурской области на 2009 год недействительным и действий министерства финансов Амурской области и управления государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области незаконными.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ определением от 4 февраля 2009 года ответчик - управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области заменено процессуальным правопреемником - управлением государственного заказа Амурской области.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах" (определение от 13 января 2009 года) и Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования (определение от 4 февраля 2009 года).
В предварительном судебном заседании 25 февраля 2009 года истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования - просил признать недействительным конкурс по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования сотрудников министерства финансов Амурской области на 2009 год, а также признать незаконными действия конкурсной комиссии по присвоению первого номера и признанию победителем конкурса ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах".
Свои требования истец обосновывает тем, что при подготовке и проведении указанного конкурса были допущены нарушения законодательства, в результате чего победителем конкурса на незаконных, по мнению истца, основаниях признано ГУП "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах". По утверждению истца, допущенные нарушения выразились в установлении не соответствующих законодательству критериев оценки заявок участников. Так, в разделе 1.4 конкурсной документации "Использование адаптированных программных средств" указан критерий оценки - наличие сертификата соответствия ФОМС (со ссылкой на форму № 25-У приказа Минздравсоцразвития № 225), однако данной формой определена форма медицинской карты амбулаторного больного. В критериях "Срок оказания услуг" установлено 40 баллов за выдачу полиса в один день при обращении граждан в ЛПУ, тогда как постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1018 установлено, что страховщик обязуется выдать страховые медицинские полисы застрахованным лицам в течение 3 дней со дня заключения договора либо со дня представления сведений о лицах, подлежащих страхованию вновь. Как указывает истец, конкурсная комиссия необоснованно сделала выводы о том, что им не установлены персонифицированный учет застрахованных в ЛПУ, а также медико-экономическая экспертиза ЛПУ. На основании изложенного истец считает, что условия размещения государственного заказа и действия конкурсной комиссии по выявлению лучших условий исполнения государственного контракта не соответствуют ФЗ от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика министерства финансов Амурской области с заявленными требованиями не согласился, счел, что оспариваемый конкурс проведен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Ранее представил письменный отзыв, в котором указал на то, что указанные в иске критерии оценки заявок не противоречат положениям законодательства. В частности, по утверждению ответчика, правовым основанием для включения критерия "персонифицированный учет застрахованных (наличие сертификата соответствия фонда ОМС)" является Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", в соответствии со статьей 12 которого фонды обязательного медицинского страхования ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан. Критерий "срок, в течение которого страховая медицинская организация обязуется обеспечить выдачу страховых полисов" соответствует постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1018 и утвержденному ФОМС типовому договору территориального ФОМС со страховой медицинской организацией, так как данными документами предусмотрена выдача медицинского полиса в течение трех дней. На основании изложенного просит в иске отказать.
Представитель ответчика управления государственного заказа Амурской области требования истца также счел необоснованными, в заседании привел доводы, изложенные в ранее представленном отзыве.
Представитель третьего лица ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах" исковые требования не признал. Указал на то, что оспариваемые истцом критерии оценки заявок на участие в конкурсе соответствуют положениям законодательства и направлены на оценку качественных характеристик подлежащих оказанию услуг.
Представитель Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования поддержал позицию ответчиков.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
21 ноября 2008 года управлением государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области в газете "Амурская правда" (№ 216) и на официальном сайте Амурской области www.gz.amurobl.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по размещению государственного заказа на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию сотрудников министерства финансов Амурской области.
Для проведения конкурса приказом управления государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области от 21 ноября 2008 г. № 180-у утвержден состав конкурсной комиссией. Кроме того, этого же числа управлением утверждена и размещена на официальном сайте конкурсная документация по размещению заказа.
22 - 23 декабря 2008 года проведен конкурс по размещению государственного заказа на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию сотрудников министерства финансов Амурской области. Согласно протокола от 23 декабря 2008 г. № 1204 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия приняла решение допустить к участию в конкурсе и признать его участниками следующих лиц:
1. ГУП Амурской области "Медицинская страховая компания "Дальмедстрах".
2. ЗАО "Страховая медицинская компания АСК-Мед" (филиал "АмурДАСК").
В соответствии с протоколом от 23 декабря 2008 г. № 1204 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе комиссия присвоила первый номер и, соответственно, признала победителем конкурса ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах", предложившее, по выводам комиссии, лучшие условия исполнения государственного контракта и набравшее наибольшее количество баллов (100 баллов). Соответственно, ЗАО "Страховая медицинская компания "АСК-Мед", набравшему 92 балла, был присвоен второй номер.
Как следует из указанного протокола и представленной в материалы дела конкурсной документации, критериями оценки заявок на участие в конкурсе являлись:
- квалификация участника (значимость от 4 до 20 баллов), включающая в себя следующие подкритерии: численность застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (от 1 до 3 баллов); наличие службы медико-экономического контроля качества оказания медицинской помощи (от 0 до 4 баллов); наличие структурных подразделений защиты прав застрахованных (от 0 до 4 баллов); использование адаптированных программных средств, в свою очередь включающая в себя: персонифицированный учет застрахованных (наличие сертификата соответствия Фонда ОМС) (от 1 до 3 баллов); медико-экономическая экспертиза оказанной медицинской помощи по ОМС (от 1 до 3 баллов); персонифицированный учет оказанной медицинской помощи (от 1 до 3 баллов);
- срок оказания услуг (срок, в течение которого страховая медицинская организация обязуется обеспечить выдачу страховых медицинских полисов при обращении граждан, но не более 3-х дней) (значимость от 10 до 40 баллов);
- цена контракта (процент расходов на ведение дела) (значимость от 35 до 40 баллов).
На основании итогов конкурса 2 января 2009 года министерством финансов Амурской области и ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах" заключен государственный контракт обязательного медицинского страхования граждан.
Полагая, что указанный выше конкурс был проведен с нарушением требований законодательства, ЗАО "Страховая медицинская компания "АСК-Мед" обратилось в суд с настоящим иском.
Оценив изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ основанием для признания торгов недействительными является их проведение с нарушением правил, установленных законом.
Предметом оспариваемого истцом конкурса являлось размещение государственного заказа на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию сотрудников министерства финансов Амурской области. Условия и порядок проведения подобного конкурса установлены главой 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Необходимость применения этого закона при проведении открытых конкурсов или открытых аукционов в целях осуществления отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг, в том числе услуг медицинского страхования, следует также из статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Истец в качестве нарушений, допущенных в ходе организации и проведения оспариваемого конкурса, ссылается на несоответствие законодательству отдельных критериев оценки заявок, установленных конкурсной документацией, в частности, требования о наличии сертификата соответствия ФОМС (подкритерий "Использование адаптированных программных средств") и критерия "Срок оказания услуг" (в части установления 40 баллов за выдачу полиса в один день при обращении граждан в ЛПУ). Кроме того, по мнению истца, конкурсная комиссия необоснованно сделала выводы о том, что им не установлены персонифицированный учет застрахованных в ЛПУ, а также медико-экономическая экспертиза ЛПУ.
Оценив указанные доводы, суд находит их несостоятельными и неоснованными на материалах дела и требованиях действующего законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг; расходы на эксплуатацию товара; расходы на техническое обслуживание товара; сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг; объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Согласно пункту 4 этой статьи при оценке и сопоставлении заявок в соответствии с критерием "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" конкурсная комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Исходя из указанных положений установление в конкурсной документации требования о наличии сертификата соответствия ФОМС (в рамках подкритерия "Использование адаптированных программных средств" критерия "Квалификация участников") соответствует законодательству, поскольку это требование направлено на оценку квалификации участников размещения заказа и качества подлежащих оказанию услуг. Включение данного требования обусловлено положениями приказа Федерального ФОМС от 29 октября 1999 г. № 92 "О введении системы добровольной сертификации программных средств, применяемых в обязательном медицинском страховании". Данным приказом в целях усиления контроля за качеством и эффективностью применения программных средств, применяемых в обязательном медицинском страховании, и дальнейшего совершенствования системы сертификации программных средств с 1 октября 1999 года введена система добровольной сертификации и утверждены правила ее проведения. В связи с этим само по себе требование о наличии сертификата соответствия не ограничивает доступ к участию в конкурсе, а лишь позволяет выявить участников, способных наилучшим образом оказывать услуги обязательного медицинского страхования.
Ссылки истца на необоснованное, по его мнению, указание в конкурсной документации на то, что персонифицированный учет застрахованных ведется согласно нормативной документации Минздрава РФ и Минздравсоцразвития РФ, в частности, согласно форме 25-у приказа Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. № 255, судом во внимание не принимаются. Приказом от 22 ноября 2004 г. № 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" утверждена форма № 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного". Указание в конкурсной документации на необходимость соответствия учета застрахованных данной форме произведено в целях систематизации такого учета при оказании медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Согласно примечанию к критерию "Использование адаптированных программных средств" (обозначенному порядковым номером 1.4) сведения по этому критерию представляются по ЛПУ Амурской области, то есть данный критерий позволяет выявить использование участниками размещения заказа программных средств, адаптированных к тем программным средствам, которые используются ЛПУ области. В конкурсной документации уполномоченным органом установлены следующие оценочные показатели и их значимость по этому критерию - "будет установлено" (1 балл), "установлено" (3 балла).
Согласно пункту 1.1 Порядка проведения сертификации сертификацию программных средств ОМС в системе добровольной сертификации программных средств проводят органы по сертификации, аккредитованные в этой системе, а при их отсутствии - Центральный орган по сертификации в системе добровольной сертификации. Как следует из материалов дела, победителем конкурса ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах" в составе документов заявки представлен сертификат соответствия используемых им программных средств РОСС RU.СП01.Н0009, выданный органом по сертификации программных средств Федерального ФОМС и зарегистрированный в реестре системы 21 декабря 2005 года, а также акты приемки выполненных работ от 28 марта 2008 года и от 28 декабря 2008 года, подтверждающие установку программных средств в ЛПУ. Истец в подтверждение соответствия указанному критерию представил документы о выдаче ФГУП "ГосНИИ "ТЕСТ" обществу "СВ" сертификата соответствия на информационную систему "СВ - лечебно-профилактическое учреждение" (решение от 25 ноября 2005 г. № 70, протокол испытаний и экспертизы документации). Между тем, документов, свидетельствующих о наличии у ФГУП "ГосНИИ "ТЕСТ" полномочий на проведение сертификации программных средств ОМС, а также документов, подтверждающих внедрение данного программного продукта как у самого истца, так и в ЛПУ Амурской области ЗАО "Страховая медицинская компания "АСК-Мед" на конкурс не представило. Указанное обстоятельство правомерно явилось основанием для присвоения истцу оценки 1 балл за каждый показатель подкритерия 1.4 "Использование адаптированных программных средств" (персонифицированный учет застрахованных, медико-экономическая экспертиза оказанной медицинской помощи по ОМС и персонифицированный учет оказанной медицинской помощи).
При этом ссылки истца на договор от 15 октября 2008 г. № 88 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, заключенный ЗАО "Страховая медицинская компания "АСК-Мед" и МУЗ г. Шимановска "Городская больница", а также на дефектную ведомость принятых медицинских услуг за ноябрь 2008 года, судом не принимаются, поскольку данные документы не свидетельствуют об использовании истцом адаптированных программных средств.
Установление в рамках критерия "Срок оказания услуг" оценки 40 баллов за выдачу страхового полиса в один день при обращении граждан в ЛПУ также соответствует действующему законодательству. Так, пунктом 7 типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1018 "О мерах по выполнению Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", предусмотрено, что страховщик обязуется выдать страховые медицинские полисы застрахованным лицам в течение 3 дней со дня заключения договора либо со дня представления сведений о лицах, подлежащих страхованию вновь. Применение указанного критерия обосновано необходимостью в наиболее короткие сроки осуществить замену страховых медицинских полисов, являющихся основными документами для получения медицинской помощи, и направлено на защиту прав застрахованных лиц. Выдача страхового полиса в течение одного дня не противоречит положению пункта 7 типового договора, а, напротив, позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с протоколом от 23 декабря 2008 г. № 1204 по данному критерию обществу "Страховая медицинская компания "АСК-Мед" была поставлена высшая оценка - 40 баллов, в связи с чем применение этого критерия не нарушило его права и законные интересы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что состоявшийся 22 декабря 2008 года - 23 декабря 2008 года конкурс, являющийся предметом оспаривания по настоящему делу, был проведен в соответствии с требованиями ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ФЗ "О защите конкуренции". При этом применение для целей оценки и сопоставления конкурсных заявок указанных истцом критериев является законным и обоснованным.
При принятии решения суд также учитывает, что в соответствии со статьей 449 ГК РФ правом на обращение в суд с требованием о признании торгов недействительными обладает заинтересованное лицо. Из этого следует, что, обращаясь с подобным требованием, истец должен доказать, что в результате отступления от установленных законом правил проведения торгов были нарушены его права и интересы и восстановление этих прав и интересов возможно путем признания торгов недействительными. Аналогичное правило установлено в части 1 статьи 4 АПК РФ, предусматривающей, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
Как следует из материалов дела, применение каждого из показателей подкритерия "Использование адаптированных программных средств" не могло существенно повлиять на итоги конкурса (определение победителя), поскольку разница в сумме набранных баллов между победителем конкурса ГУП Амурской области "МСК "Дальмедстрах" (100 баллов) и ЗАО "Страховая медицинская компания "АСК-Мед" (92 балла) составляет 8 баллов, тогда как разница между фактически присвоенной истцу и максимально возможной суммой баллов по этому подкритерию составляет 6 баллов.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований, предъявленных к министерству финансов Амурской области (государственный заказчик) и управлению государственного заказа Амурской области (уполномоченный орган) следует отказать.
В части требований, предъявленных к конкурсной комиссии открытого конкурса № 1204, производство по делу следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку конкурсная комиссия не имеет статуса юридического лица, а ее состав сформирован из числа сотрудников министерства финансов Амурской области и управления государственного заказа Амурской области, которые являются ответчиками по делу.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. (платежное поручение от 12 января 2009 г. № 16). Согласно статье 110 АПК РФ в связи с отказом в иске понесенные истцом расходы по уплате пошлины подлежат отнесению на него.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 110, 167 - 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в отношении конкурсной комиссии открытого конкурса № 1204 производство по делу прекратить.
В иске к министерству финансов Амурской области отказать.
В иске к управлению государственного заказа Амурской области отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru