АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2008 г. по делу № А04-823/08-15/85
(извлечение)
Дата объявления решения 28 мая 2008 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 4 июня 2008 г.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП "Теплоэнергосервис"
к МУП "Жилсервис"
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору
Третьи лица: управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области (управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области);
администрация г. Свободного
установил:
в судебном заседании 21 мая 2008 г. в соответствии со ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 28 мая 2008 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергосервис" (МУП) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилсервис" (МУП) об обязании заключить соглашение об изменении приложения № 2 к договору энергоснабжения № 95 от 25 января 2007 г.
Исковые требования обоснованы тем, что МУП "Теплоэнергосервис" является гарантирующим поставщиком электроэнергии и обеспечивает энергоснабжением физических и юридических лиц на территории г. Свободного.
Между МУП "Теплоэнергосервис" и МУП "Жилсервис" 25 января 2007 г. был заключен договор № 95 по условиям которого истец обязался обеспечивать подачу электроэнергии на нужды электроснабжения мест общего пользования жилых многоквартирных домов г. Свободного, а МУП "Жилсервис" обязалось своевременно оплачивать электроэнергию.
В период с февраля по ноябрь 2007 г. МУП "Теплоэнергосервис" поставляло МУП "Жилсервис" электроэнергию для обеспечения электроснабжением мест общего пользования в жилых домах согласно условий приложения № 2 к договору № 95 по установленной мощности осветительных приборов, находящихся в подъездных помещениях многоквартирных жилых домов. Фактически расчет за потребляемую энергию, по мнению истца, должен был производиться в соответствии с пунктом 25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
В соответствии с вышеназванными Правилами расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного жилого дома, определяется исходя из следующих величин:
в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.
В связи с чем истец считает, что приложение № 2 к договору энергоснабжения № 95 от 25 января 2007 г., заключенного сторонами подлежит изменению.
26 ноября 2007 г. истец направил в адрес ответчика дополнительное соглашение с измененным приложением № 2 к договору, приведенным в соответствие с пунктом 25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований, поддержал свое ходатайство, поступившее в арбитражный суд по факсимильной связи 24 апреля 2008 г. вход. № 572 (исход. № 7-522), просит изменить договор энергоснабжения № 95 от 25 января 2007 г. - принять приложение № 2 к данному договору в редакции истца и изменить методику расчета по договору согласно пункту 25 приложения к "Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ суд принял уточнения истца к рассмотрению.
Ответчик в судебном заседании возражал против требований истца, представил письменный отзыв на иск, в котором обосновал свои возражения.
Ответчик указал в частности, что электроэнергия для населения, проживающего в многоквартирных домах, на освещение мест общего пользования учитывается и рассчитывается в тарифе по техническому обслуживанию и ремонту жилых домов. По жилым домам, оборудованным приборами учета (в местах общего пользования) расчет производится по фактическому количеству потребленных кВт/ч электроэнергии.
Также ответчик представил письмо управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 01-13/47 от 15 января 2008 г. (ответ на запрос МУП "Жилсервис" от 13 декабря 2007 г.), из которого усматривается, что требования истца неправомерны.
Суд в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области (управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области) и администрацию г. Свободного.
В судебном заседании управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области возражало против требований истца, представило письменные отзывы на иск № 01-13/1305 от 20 мая 2008 г., № 01-13/1402 от 28 апреля 2008 г., в которых обосновало свои возражения.
Третье лицо администрация г. Свободного в судебное заседание не явилась, запрошенные судом документы не представила по факсимильной связи уведомила суд о невозможности явки представителя.
Суд считает возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие представителя третьего лица администрации г. Свободного в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Между истцом МУП "Теплоэнергосервис" "гарантирующий поставщик" и ответчиком МУП "Жилсервис" "покупатель" 25 января 2007 г. был заключен договор энергоснабжения № 95.
В соответствии с условиями договора истец обязался обеспечить подачу электроэнергии на нужды электроснабжения мест общего пользования жилых многоквартирных домов г. Свободного, а ответчик обязался принимать и своевременно оплачивать электроэнергию.
Договор энергоснабжения № 95 от 25 января 2007 г. заключен сторонами с приложениями N№ 1, 2, являющимися его неотъемлемой частью.
В соответствии с условиями приложения № 2 к договору № 95 поставка и расчет за электроэнергию для обеспечения электроснабжения мест общего пользования в многоквартирных домах производился по установленной мощности осветительных приборов, находящихся в подъездных помещениях многоквартирных жилых домов.
Истец считает, что расчет за электроэнергию для обеспечения электроснабжения мест общего пользования многоквартирных домов должен производиться из расчета 7 кВт/ч в месяц с одного человека.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" от 23.05.2006 зарегистрировано за № 306, а не за № 206.
Данный довод истец обосновывает п. 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 206.
Истец считает, что приложение № 2 к договору энергоснабжения № 95 от 25 января 2007 г. противоречит п. 25 приложения к вышеназванным Правилам и просит принять приложение № 2 к договору энергоснабжения № 25 в его редакции.
Оценив доказательства в их совокупности, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 450 ГК РФ предусмотрены основания изменения и расторжения договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ч. 2 ст. 452 ГК РФ).
Истец МУП "Теплоэнергосервис" представил доказательства принятия мер о достижении соглашения с ответчиком по изменению условий договора № 95 от 25 января 2007 г. в части приложения № 2 к договору.
Стороны не достигли соглашения о внесении изменений в условия договора энергоснабжения № 95 в части приложения № 2 к договору.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приняты Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
Абзацем 2 пункта 25 приложения к вышеназванным Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования многоквартирного дома, являющегося общей собственностью, в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматически запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь определяется исходя из 7 кВт/ч в месяц на одного человека.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п.п. 24, 25 приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом.
7 кВт/ч - это расчетная величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. № 283. Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может.
Установленная абзацем 2 пункта 25 Правил величина 7 кВт/ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 в расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома включаются расходы на оплату освещения помещений общего пользования, предъявляемые жилищными организациями абонентам в составе тарифа оплаты ЖКУ - "тариф на содержание и ремонт жилья".
Расчет за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов жилищная организация оплачивает "гарантирующему поставщику" по тарифу, утвержденному для группы "население".
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не доказал правомерность своих требований.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению исковых требований не имеется.
Госпошлина по настоящему иску составляет на основании ст. 333.21 НК РФ сумму 2000 руб., оплачена истцом при обращении с иском в суд по платежному поручению № 199 от 17 марта 2008 г. и подлежит отнесению на истца по основаниям, предусмотренным ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167 - 170, 176, 180 АПК РФ, суд
решил:
в иске отказать в полном объеме заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.