Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2008 г. по делу № А04-134/08-7/12

(извлечение)

18 марта 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
19 марта 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
к министерству финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
о взыскании 14022 руб. 22 коп.
третьи лица:
муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Зейского района";
муниципальная средняя общеобразовательная школа с. Чалбачи

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" с исковым заявлением к министерству финансов Амурской области о взыскании с Амурской области в лице минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области убытков, понесенных в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам льгот по оплате электроэнергии за период с 1 августа 2007 г. по 30 ноября 2007 г. в размере 14022 руб. 22 коп.
В заседании 7 февраля 2008 г. представитель истца заявил ходатайство об увеличении исковых требований - просит взыскать с Амурской области в лице минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области убытки, понесенные в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам льгот по оплате электроэнергии за период с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в размере 19576 руб. 98 коп.
Ходатайство истца судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
В заседании 18 марта 2008 г. представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований - просит взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны РФ в пользу истца убытки, понесенные в результате предоставления мер социальной поддержки в виде льгот по оплате электроэнергии за период с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 19576 руб. 98 коп.
Ходатайство истца судом принято к рассмотрению на основании ст. 49 АПК РФ.
Определением от 16 января 2008 г. судом на основании ст. 51 АПК РФ привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Зейского района", муниципальная средняя общеобразовательная школа с. Чалбачи.
Определением суда от 28 февраля 2008 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Свои требования истец обосновывает тем, что между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и муниципальной средней общеобразовательной школой с. Чалбачи заключен договор на оказание услуг по предоставлению льгот за электроэнергию от 1 февраля 2007 г. № 16, согласно Закону Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий". Согласно условиям договора ОАО "ДЭК" предоставляет льготы по оплате за электрическую энергию педагогическим работникам МСОШ с. Чалбачи, а последний возмещает расходы, возникшие в результате предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам.
До настоящего времени ответчиком не оплачена задолженность, образовавшаяся за период с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Представитель РФ в лице Министерства финансов РФ в заседании 18 марта 2008 г. и в отзыве на иск указал, что льгота для работников образования установлена ст. 55 Федерального закона "Об образовании", в которой предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. Закон Амурской области от 31 января 2005 г. № 427-ОЗ устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе педагогическим работникам. Поскольку предоставление социальной поддержки педагогам относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, средства из федерального бюджета в 2007 г. в доход областного бюджета не передавались.
Представитель министерства финансов Амурской области с иском не согласен, в отзыве на иск указал, что в соответствии с отчетом Зейского района об использовании субвенций за декабрь 2007 г. из областного бюджета на реализацию льгот предусмотренных специалистам, проживающим в сельской местности, выделено 14249 тыс. руб., кроме того, дополнительно в отзыве указал, что расходы на предоставление льгот должны быть возложены на Российскую Федерацию.
Представитель муниципального учреждения "Финансового управления администрации Зейского района" в судебное заседание 18 марта 2008 г. не явился, уведомлен судом о времени и месте судебного заседания заказным письмом № 21162. Из представленного отзыва на исковое заявления следует, что финансовым управлением администрации Зейского района субвенция на оказание мер социальной поддержки в полном объеме направлена бюджетным учреждениям Зейского района. Главным распорядителем средств районного бюджета является отдел образования администрации Зейского района Амурской области. По состоянию на 1 января 2007 г. задолженность областного бюджета отделу образования администрации Зейского района составляла 4175310 руб. Фактические расходы по оплате льгот ЖКУ за 2007 год - 10674520 руб., финансирование из бюджета района за 2007 год - 10791000 руб. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2008 г. - 1058850 руб. Исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств бюджета Амурской области.
В судебное заседание 18 марта 2008 г. муниципальная средняя общеобразовательная школа с. Чалбачи явку своего представителя не обеспечила, извещена судом о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 121 - 122 АПК РФ - заказным письмом № 21161, запрошенные судом документы, в том числе и письменный отзыв на иск, в суд не представила.
Дело рассматривается в отсутствие не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд установил:
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" согласно договору на оказание услуг по предоставлению льгот за электроэнергию от 1 февраля 2007 г. № 16 предоставляло льготы по оплате за электрическую энергию педагогическим работникам МСОШ с. Чалбачи, а МСОШ с. Чалбачи обязался возмещать расходы, возникшие в результате предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам.
Пунктом 4 договора установлено, что организация выставляет абоненту счет-фактуру на сумму предоставленной льготы, а абонент в течение 10 дней после получения счета-фактуры оплачивает понесенные организацией расходы.
На момент судебного разбирательства истцу не возмещены убытки, понесенные в результате предоставления гражданам (педагогическим работникам) мер социальной поддержки в сумме 19576 руб. 98 коп. за период с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате электроэнергии, счета от 31 августа 2007 г., 30 сентября 2007 г., 31 октября 2007 г., 30 ноября 2007 г., 22 декабря 2007 г., 31 декабря 2007 г., акты сверки взаимных расчетов.
Возражений по представленным документам от сторон не поступило.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 ФЗ № 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 27 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон № 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан и принят во исполнение Закона РФ "Об образовании".
В п. 10 статьи 1 Закона № 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках):
- педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и работающие не менее чем на 0,75 ставки по основной должности, в сельских малокомплектных школах - вне зависимости от педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (п. 10).
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы Федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), раздела 4 программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Учитывая изложенное, в том числе указанное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных сторонами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
В соответствии с отчетом Зейского района об использовании субвенций за декабрь 2007 г. из областного бюджета на реализацию льгот специалистам, проживающим в сельской местности, выделено 14249,9 тыс. руб., из них перечислено поставщикам 14429,9 тыс.
Полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено в отчете об использовании субвенций по Зейскому району за 2007 г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Зейского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, предусмотренные и выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования денежных средств, полученных бюджетом Зейского района, не представлено.
Как следует из материалов дела, Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ доказательств того, что денежные средства на предоставление субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" были предусмотрены и выделены из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (Амурской области) в 2007 г. не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании" и принятого во исполнение его Закона Амурской области № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ "Об образовании" из федерального бюджета в 2007 г. не передавались.
Средств предусмотренных в бюджете Амурской области на 2007 г. и переданных бюджету Зейского района было недостаточно.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Амурской области в 2007 г. не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону "Об образовании".
На основании изложенного в иске к министерству финансов Амурской области следует отказать.
Госпошлина по настоящему иску составляет в силу требований ст. 333.21 НК РФ 783 руб. 08 коп. и подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
В силу ст. 104 АПК РФ излишне уплаченная по платежному поручению № 7850 от 14 декабря 2007 г. госпошлина в размере 278 руб. 61 коп. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, суд

решил:

в иске к министерству финансов Амурской области отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам за период с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 19576 руб. 98 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 783 руб. 08 коп., всего 20360 руб. 06 коп.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" излишне уплаченную по платежному поручению № 7850 от 14 декабря 2007 г. госпошлину в размере 278 руб. 61 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru