Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2008 г. по делу № А04-287/08-11/19

(извлечение)

Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев дело по иску
ООО "Фирма "Санер"
к: 1. ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер".
2. Министерству финансов Амурской области
о взыскании 884901,08 руб.
3-и лица:
министерство здравоохранения Амурской области

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО "Фирма "Санер" к ОГУЗ "Амурской области наркологический диспансер" о взыскании задолженности по государственным контрактам в сумме 884901,01 руб.
Определением суда от 25 января 2008 г. судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены министерство финансов Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области.
Определением от 18 февраля 2008 г. суд в соответствии со ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве ответчика министерство финансов Амурской области.
Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ОГУЗ "Амурской области наркологический диспансер" обязательств по заключенным с истцом государственным контрактам от 2 декабря 2006 г. на проведение частичного ремонта кровли, на проведение электромонтажных работ, на проведение ремонтно-строительных работ экспертного отдела и от 30 июля 2007 г. на проведение сантехнических работ.
Сумма задолженности с учетом частичной оплаты составила 884901,08 руб., которую просит взыскать истец на основании ст. 309, 314, 702, 703 ГК РФ.
В предварительное судебное заседание 25 января 2008 г. истец представил письменное уточнение исковых требований, принятое судом к рассмотрению, в соответствии с которым просил взыскать с ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" основной долг в сумме 884901,08 руб. При недостаточности у ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" денежных средств, взыскание основного долга в сумме 884901,08 руб. произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Уточнение исковых требований обосновано тем, что собственником имущества ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" является Амурская область, что следует из Устава учреждения, и при недостаточности у ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" денежных средств, взыскание основного долга надлежит произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области, на уточненных требованиях настаивал в полном объеме.
В настоящем судебном заседании истец на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика - ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер", задолженность по государственным контрактам от 2 декабря 2006 г. и от 30 июля 2007 г. в размере 884901,08 руб. не оспорил, указал, что данная задолженность сложилась в результате ненадлежащего финансирования из областного бюджета, представил письменный отзыв на иск, согласно которому ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" финансируется из областного бюджета.
На 2006 год лимит бюджетных обязательств был предусмотрен в размере 2228664 руб., профинансировано на сумму 1312900 руб.
По государственному контракту на проведение ремонтно-строительных работ экспертного отдела было оплачено 579930,89 руб., по государственному контракту на проведение электромонтажных работ было оплачено 157905 руб., по государственному контракту на частичный ремонт кровли было оплачено 205431 руб.
В 2007 году лимит бюджетных обязательств предусмотрен в размере 1051 тыс. руб., профинансировано на сумму 151787,40 руб. Оплачено по государственному контракту от 30 июля 2007 г. - 85287,03 руб.
Представитель третьего лица - министерства здравоохранения Амурской области, поддержал позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве на иск, в котором в частности указал, что, поскольку казну Амурской области представляет министерство финансов Амурской области, министерство здравоохранения не может выступать от имени публично-правового образования.
Ответчик - министерство финансов Амурской области, извещенное судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом не явилось, письменный отзыв на иск не представило.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:
2 декабря 2006 г. ООО "Фирма "Санер" (Подрядчик) и ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" (Заказчик) заключили государственный контракт, согласно п. 1.1 которого Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту в здании ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" по лоту № 1 "Проведение частичного ремонта кровли".
Общая стоимость подлежащих выполнению Подрядчиком работ определяется сметой и составляет 570000 руб. (п. 3.1 контракта).
Истцом обязательства по проведению частичного ремонта кровли исполнены надлежащим образом, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат от 8 декабря 2006 г. на сумму 205431 руб., от 22 декабря 2006 г. на сумму 364569 руб., актами о приемке выполненных работ № 1 от 8 декабря 2006 г., № 2 от 22 декабря 2006 г.
Ответчиком обязательства по контракту выполнены частично на сумму 260531 руб.
Задолженность по состоянию на 23 января 2008 г. составляет 309469 руб., что подтверждается актом сверки взаиморасчетов, подписанным сторонами без возражений.
2 декабря 2006 г. между ООО "Фирма "Санер" (Подрядчик) и ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" (Заказчик) заключен государственный контракт, в соответствии с п. 1.1 которого Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту в здании ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" по лоту № 2 "Проведение электромонтажных работ".
Пунктом 1 дополнительного соглашения к государственному контракту определена общая стоимость подлежащих выполнению Подрядчиком работ определяется сметой и составляет 193200 руб.
Истец обязательства по указанному контракту исполнил в полном объеме, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат от 8 декабря 2006 г. на сумму 157905 руб., от 22 декабря 2006 г. на сумму 26095 руб., от 25 декабря 2006 г. на сумму 9200 руб., актами о приемке выполненных работ № 1 от 8 декабря 2006 г., № 2 от 22 декабря 2006 г., № 1 от 25 декабря 2006 г.
Ответчиком обязательства по контракту выполнены частично на сумму 157905 руб.
Задолженность по состоянию на 23 января 2008 г. составляет 35295 руб., что подтверждается актом сверки взаиморасчетов, подписанным сторонами без возражений.
2 декабря 2006 г. между ООО "Фирма "Санер" (Подрядчик) и ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" (Заказчик) был заключен государственный контракт, согласно п. 1.1 которого Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту в здании ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" по лоту № 3 "Проведение ремонтно-строительных работ экспертного отдела".
Общая стоимость ремонтно-строительных работ, согласно п. 1 дополнительного соглашения к государственному контракту составила 997500 руб.
Истец обязательства по указанному контракту исполнил в полном объеме, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат от 8 декабря 2006 г., от 20 декабря 2006 г., от 22 декабря 2006 г., 25 декабря 2006 г., актами о приемке выполненных работ от 8 декабря 2006 г. на сумму 403886 руб., от 20 декабря 2006 г. на сумму 349070 руб., от 25 декабря 2006 г. на сумму 47500 руб., на общую сумму 997500 руб.
Ответчиком обязательства по данному контракту исполнены частично на сумму 579930,89 руб.
Задолженность по состоянию на 23 января 2008 г. составляет 417569,11 руб., что подтверждается актом сверки взаиморасчетов, подписанным сторонами без возражений.
30 июля 2007 г. между ООО "Фирма "Санер" (Исполнитель) и ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" (Заказчик) был заключен государственный контракт, п. 1.1 которого определено, что Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить сантехнические работы согласно спецификации, а Заказчик обязуется оплатить эти работы.
Общая сумма контракта составила - 207825 руб. (п. 3.1 контракта).
Истец обязательства по указанному контракту исполнил в полном объеме, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 10 сентября 2007 г. на сумму 207825 руб. и актом о приемке выполненных работ от 10 сентября 2007 г.
Ответчиком обязательства по данному контракту исполнены частично на сумму 85257,03 руб.
Задолженность по состоянию на 23 января 2008 г. составляет 122567,97 руб., что подтверждается актом сверки взаиморасчетов, подписанным сторонами без возражений.
На день рассмотрения дела задолженность ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" перед ООО "Фирма "Санер" по государственным контрактам от 2 декабря 2006 г. на проведение частичного ремонта кровли, на проведение электромонтажных работ, на проведение ремонтно-строительных работ экспертного отдела и от 30 июля 2007 г. на проведение сантехнических работ, с учетом частичной оплаты задолженности в размере 1083623,92 руб. составила 884901,08 руб.
Оценивая условия государственных контрактов от 2 декабря 2006 г. на проведение частичного ремонта кровли, на проведение электромонтажных работ, на проведение ремонтно-строительных работ экспертного отдела и от 30 июля 2007 г. на проведение сантехнических работ суд считает, что указанные контракты относятся к государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд, возникшие между сторонами отношения регулируются нормами о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд, а также общими положениями о подряде.
Согласно ст.ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Судом установлено, что ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" является учреждением, подведомственным министерству здравоохранения Амурской области, собственником учреждения является Амурская область (п. 1.3 Устава ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер").
Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета на 1 января 2007 г., при запланированных расходах бюджета по статье "Услуги по содержанию имущества" в размере 2228664 руб. фактически было профинансировано 1312900 руб., размер кредиторской задолженности составил 915764 руб.
В соответствии с отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета на 1 января 2008 г., при запланированных расходах бюджета по статье "Услуги по содержанию имущества" в размере 1051000 руб. фактически было профинансировано 151787,40 руб., задолженность составила 899212,60 руб.
Следовательно, ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" не имеет достаточно собственных денежных средств для оплаты имеющейся задолженности за выполненные электромонтажные, ремонтно-строительные, сантехнические работы.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: одни и те же слова повторяются дважды.

Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает от имени казны РФ по искам о по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в постановлении Пленума № 21 от 22 июня 2006 года, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть РФ, субъект РФ, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Между тем, согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Таким образом, основной должник ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" на стадии рассмотрения дела не может быть освобожден от ответственности за нарушение обязательств. Отсутствие у основного должника ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" денежных средств не может служить основанием для отказа в иске к этому лицу, а учитывается лишь на стадии исполнительного производства.
По мнению суда, основания для возложения ответственности по оплате выполненных работ на Амурскую область в лице министерства здравоохранения Амурской области отсутствуют в связи с тем, что министерство здравоохранения Амурской области не осуществляет финансирование расходов ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" в части ремонтных работ; финансирование расходов, связанных с оплатой услуг по содержанию имущества, находящемуся на балансе ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер", производится из бюджета Амурской области собственником данного учреждения - Амурской областью в лице министерства финансов Амурской области.
Кроме того, согласно п. 3.1.19 Положения о министерстве здравоохранения Амурской области, министерство осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение полномочий, возложенных на министерство, однако полномочий на финансирование подведомственных ему учреждений в части ремонтных работ данным Положением не предусмотрено.
Между тем в силу пунктов 3.1.36, 3.1.47 Положения о министерстве финансов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области № 461 от 3 августа 2007 года, министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета; исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства областного бюджета.
На основании изложенного, суд считает, что задолженность по оплате выполненных работ в размере 884901,08 руб. подлежит взысканию с ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер"; при отсутствии или недостаточности денежных средств взыскание на основании ст. 120 ГК РФ, п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ следует произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области.
Госпошлина, исходя из размера исковых требований, составляет 15349,01 руб.
При предъявлении иска истцу была представлена отсрочка уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлину в размере 15349,01 руб. следует отнести на ответчика - ОГУЗ "Амурский областной наркологический диспансер" и взыскать в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 171, 180 АПК РФ суд

решил:

взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Амурский областной наркологический диспансер" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Санер" основной долг в сумме 884901,08 руб.
При недостаточности у областного государственного учреждения здравоохранения "Амурский областной наркологический диспансер" денежных средств взыскание произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Амурский областной наркологический диспансер" в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 15349,01 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд г. Хабаровск, либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru