АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2008 г. по делу № А04-296/08-19/16
(извлечение)
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление
управления государственного автодорожного надзора по Амурской области
к индивидуальному предпринимателю Ф.
о привлечении к административной ответственности
установил:
управление государственного автодорожного надзора по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил назначить наказание предпринимателю в пределах установленной санкции.
Предприниматель, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве с нарушениями, указанными в протоколе об административном правонарушении согласился, вину признал; ходатайствовал о рассмотрении материалов дела без его участия.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в порядке ст. 156 АПК РФ без участия предпринимателя.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Ф. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области за основным государственным номером 304280728600063.
Согласно заявлению предпринимателя управлением государственного автодорожного надзора по Амурской области ФСНСТ выдана лицензия от 8 февраля 2006 г. АСС 28 303119 серии ВА № 212506 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия с 9 февраля 2006 г. по 8 февраля 2011 г.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В период с 14 января 2008 г. по 21 января 2008 г. управлением государственного автодорожного надзора по Амурской области проведена внеплановая проверка индивидуального предпринимателя Ф. по вопросу соблюдения ею транспортного законодательства в связи с поступившим сообщением от ГИБДД, в результате которой выявлены нарушения лицензионных условий:
1) нарушен режим труда и отдыха водителей. Превышен норматив продолжительности еженедельного рабочего времени (61 час 50 минут вместо 40 часов по п/л № 190, № 193 - 197 за декабрь 2007 г.);
2) отсутствует контроль за соблюдением расписания движения, согласованного с администрацией г. Свободного: по путевому листу от 28 декабря 2007 г. № 197 и по путевому листу от 23 декабря 2007 г. № 192 послерейсовый медосмотр пройден в 18.40 и 18.50 и данное время зафиксировано как время возврата с линии в журнале учета путевых листов, вместо 19.42 и 19.29 по согласованному графику, время выхода по путевому листу № 192 в 7.40 вместо 6.46 по графику;
3) не обеспечено проведение предрейсового и послерейсового медосмотра 12 декабря 2007 г. (путевой лист № 175, информационное сообщение ГИБДД);
4) не обеспечено проведение технического обслуживание автомобилей в соответствии с нормативными требованиями (не соблюдается периодичность проведения ТО). Автобусу ГАЗ-322132 № АС837 проведено ТО-2 1 октября 2007 г., затем ТО-1 14 января 2008 г. через 27700 км;
5) не обеспечено ежемесячное проведение сверок с органами ГИБДД сведений о ДТП. Сверка была произведена 23 июля 2007 г. и 11 января 2008 г.
Приведенные нарушения зафиксированы актом от 21 января 2008 г. № 7 внеплановой проверки субъекта транспортного комплекса, осуществляющего перевозку пассажиров на маршрутах общего пользования.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 21 января 2008 г. № 7, действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В подтверждение факта совершения правонарушения административным органом представлены: акт внеплановой проверки от 21 января 2008 г. № 7, протокол об административном правонарушении от 21 января 2008 г. № 7, информационное сообщение ОГИБДД ОВД по г. Свободному и Свободненскому району, копия сервисной книжки по техническому обслуживанию автомобиля, копия путевых листов N№ 175, 190, 192 - 197; копия графика N№ 6, 7 маршрута 46, копия из журнала регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя; копия журнала учета дорожно-транспортных происшествий.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным; заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения; осуществления государственного контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязанность предпринимателя обеспечивать соблюдение водителями режима труда и отдыха и ведения учета рабочего времени водителей установлена ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ; п. 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденных приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2; п. 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 г. № 15.
В соответствии с п. 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
В п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15, установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Как следует из материалов дела, предпринимателю вменяется совершение административного правонарушения, которое выразилось в не обеспечении контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей (61 час 50 минут вместо 40 часов - путевые листы N№ 190, 193 - 197 за декабрь 2007 г.).
Обязанность по организации контроля за соблюдением графиков (расписаний) движения, выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, а также анализ причин возникающих отклонений, корректировки расписания в соответствии с п. 5.2.5, 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2; п. 51, 70 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200, возложена на предпринимателя.
Материалами дела подтверждается, что расписание движения, согласованное с администрацией г. Свободного, водителями не соблюдалось.
Согласно статьям 20, 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Данная обязанность предусмотрена и пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 9 марта 1995 г. № 27.
Пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 30 марта 1994 г. № 15, предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают своевременное прохождение водителями медицинского освидетельствования, контроль состояния водителей перед выездом на линию.
Как установлено судом, проведение предрейсового медосмотра водителя Т. 12 декабря 2007 г. не осуществлялось, что подтверждается отсутствием соответствующей отметки на путевом листе № 175 от 12 декабря 2007 г. и информационным сообщением ОГИБДД по г. Свободному и Свободненскому району о факте нахождения водителя Т. 12 декабря 2007 г. в 06 часов 20 минут на улице Дзержинского, 60 за рулем автобуса ГАЗ-322132 г/н К 866 МВ/28, принадлежащего Ф. в алкогольном опьянении, что подтверждено медицинским освидетельствованием.
В соответствии со ст.ст. 18 и 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ для обеспечения безопасности дорожного движения транспортные средства должны находиться в исправном состоянии, для чего необходимо проводить их техническое обслуживание и ремонт. Обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения возложена на индивидуального предпринимателя, осуществляющего на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Аналогичные положения содержатся в п. 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2; ГОСТ Р 51709-2001.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем не обеспечивался контроль за соблюдением периодичности проведения технических осмотров транспортных средств в соответствии с нормативными требованиями.
Согласно п. 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647, владельцы транспортных средств обязаны ежемесячно проводить сверку с территориальными органами внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
В нарушение указанных норм ответчик не обеспечил проведение сверок в установленные сроки. Записями в журнале учета дорожно-транспортных происшествий подтверждается, что сверка была произведена 23 июля 2007 г. и 11 января 2008 г.
Приведенные выше факты допущенных нарушений предпринимателем не оспаривались. Предприниматель свою вину признал, с требованиями заявителя согласился.
Исходя из установленных судом обстоятельств, представленных сторонами документов, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем, осуществляющим лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не представлено достаточных доказательств тому, что им надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.
Таким образом, анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо доказательств наличия отягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств суду не представлено.
С учетом приведенного, суд считает необходимым назначить предпринимателю наказание в пределах минимального, установленного санкцией ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 206 АПК РФ, суд
решил:
требования удовлетворить.
Признать индивидуального предпринимателя Ф., зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Назначить ей наказание в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ Амурской области (ОФУ 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2801030057, КПП 280101001, р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, БИК 041012001, ОКАТО 10430000000, Код 10611630020023000140.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.