Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2008 г. по делу № А04-109/08-22/10

(извлечение)

Дата принятия решения 12 мая 2008 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 16 мая 2008 г.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
ООО "Юность"
к муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды", Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, муниципальному образованию городу Тында в лице финансового управления администрации г. Тынды, министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации г. Тынды
о взыскании 427756 руб. 70 коп.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Юность" (далее - ООО "Юность") с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" о взыскании основного долга в размере 427756 руб. 70 коп.
Судом по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Амурская область в лице министерства финансов Амурской области, муниципальное образование города Тында в лице финансового управления администрации г. Тынды, министерство социальной защиты населения Амурской области, администрация г. Тынды.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчиков задолженность в размере 395144 руб. 17 коп., в том числе задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 284756 руб. 57 коп., задолженность по арендной плате в размере 110387 руб. 60 коп. за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года.
Судом уточнение исковых требований принято в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Свои требования истец обосновывает тем, что 1 января 2007 года между ООО "Юность" как арендодателем и МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" как арендатором был заключен договор № 1 аренды нежилых помещений, по которому ответчик арендовал помещения общей полезной площадью 407, 7 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Тында, ул. Красная Пресня, 49, и обязался оплатить расходы по коммунальным услугам (водоснабжение, канализация, отопление, передача тепловой энергии вывоз мусора).
В соответствии с условиями договора арендатор производит оплату арендной платы и расходов по коммунальным услугам в течение 15 дней с момента заключения договора за месяц авансом.
В нарушение условий договора аренды ответчик не в полном объеме внес арендную плату, а также плату за коммунальные услуги.
За период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года задолженность по платежам составила 395144 руб. 17 коп., в том числе задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 284756 руб. 57 коп., задолженность по арендной плате в размере 110387 руб. 60 коп.
8 ноября 2007 года в адрес ответчика была направлена претензия на сумму 461388 руб. 01 коп. В ответе на претензию, полученном ООО "Юность" 19 ноября 2007 года, ответчик признает имеющуюся задолженность по договору № 1 от 1 января 2007 года без учета выставленных счетов-фактур за ноябрь и декабрь 2007 года на сумму 295840 руб. 95 коп.
На основании изложенного, ст.ст. 309, 539 - 547, 614, 779, 781 ГК РФ истец просит взыскать с ответчиков задолженность в размере 395144 руб. 17 коп., в том числе задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 284756 руб. 57 коп., задолженность по арендной плате в размере 110387 руб. 60 коп. за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года.
В судебном заседании 12 мая 2008 года представитель истца настаивал на уточненных исковых требованиях в полном объеме, просил в порядке субсидиарной ответственности произвести взыскание с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области и с казны муниципального образования г. Тынды в лице финансового управления администрации г. Тынды; свои требования к субсидиарным ответчикам основывал на ст. 120 ГК РФ.
В судебном заседании 12 мая 2008 года представитель ответчика министерства финансов Амурской области был не согласен с исковыми требованиями в полном объеме. В обоснование своих возражений на иск указал, что в соответствии со ст. 9 Закона Амурской области № 409-ОЗ от 19 января 2005 года "Об обслуживании отдельных категорий граждан социальными службами Амурской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с 1 января 2005 года на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по осуществлению социального обслуживания отдельных категорий граждан. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий предусматриваются в областном фонде компенсаций в виде субвенций.
В соответствии с отчетом главного распорядителя средств областного бюджета - министерства социальной защиты населения Амурской области г. Тында были переданы субвенции в размере 100% утвержденных бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете, - 12297031 тыс. руб.
В судебное заседание 12 мая 2008 года представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В Арбитражный суд Амурской области от ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области поступил отзыв на иск, в котором он указал, что согласно п.п. 6 - 10 п. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года ответственность за деятельность своих учреждений несет муниципальное образование за счет собственных средств; порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом; главный распорядитель бюджетных средств министерство социальной защиты населения Амурской области подтверждает лимит бюджетных средств по разделу 1100, включая содержание МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды", и фактическое финансирование в объеме 12297031 руб., в связи с чем считает, что ответчиком министерством социальной защиты населения Амурской области своевременно и в полном объеме выполнены свои обязательства.
Представитель ответчика муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" в судебное заседание 12 мая 2008 года не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В Арбитражный суд Амурской области от ответчика муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" поступил отзыв на иск, в котором он указал, что в связи с принятием Закона Амурской области № 409-ОЗ от 12 октября 2007 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты области в связи с прекращением осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий", в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", постановлением мэра г. Тынды № 1991 от 1 ноября 2007 года "О ликвидации муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" муниципальное учреждение "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" ликвидировано. Новое территориальное подразделение "Управление министерства социальной защиты населения Амурской области по г. Тында и Тындинскому району" не является правопреемником управления социальной защиты населения администрации г. Тынды.
Постановлением мэра г. Тынды № 2147 от 29 ноября 2007 года создана ликвидационная комиссия, срок работы которой установлен по 31 мая 2008 года.
В Арбитражный суд Амурской области от ликвидационной комиссии муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" поступил отзыв на иск, в котором ликвидационная комиссия признала исковые требования в сумме 395144,17 руб. в полном объеме.
В судебное заседание 12 мая 2008 года представитель ответчика администрации г. Тынды не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В Арбитражный суд Амурской области от ответчика администрации г. Тынды поступил отзыв на иск, в котором он указал, что не согласен с исковыми требованиями в полном объеме. В обоснование своих возражений на иск указал, что в соответствии со ст. 9 Закона Амурской области № 409-ОЗ от 19 января 2005 года "Об обслуживании отдельных категорий граждан социальными службами Амурской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с 1 января 2005 года на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по осуществлению социального обслуживания отдельных категорий граждан. Частью 2 указанного Закона установлено, что средства на реализацию полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции.
Поскольку методикой расчета объема субвенции на осуществление полномочий, передаваемых муниципальным образованиям, в части социального обслуживания отдельных категорий граждан может быть определен только примерный объем затрат, сумма субвенции постоянно уточняется.
Фактические затраты МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" на осуществление полномочий превысили запланированные. Дополнительных средств из областного бюджета не поступило.
Таким образом, как считает ответчик администрация г. Тынды, задолженность МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" перед ООО "Юность" образовалась вследствие недостаточного финансирования из областного бюджета переданных органам местного самоуправления полномочий.
Кроме того, в Арбитражный суд Амурской области от ответчика администрации г. Тынды поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебное заседание 12 мая 2008 года представитель ответчика финансового управления администрации г. Тынды не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В Арбитражный суд Амурской области от ответчика финансового управления администрации г. Тынды поступил отзыв на иск, в котором он указал, что не согласен с исковыми требованиями в полном объеме, в обоснование своих возражений привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве ответчика администрации г. Тынды, дополнительно пояснил, что фактические затраты МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" на осуществление полномочий в размере 379347,60 руб. по арендной плате и 1465812,62 руб. за услуги по содержанию имущества превысили запланированные 268960 руб. за арендную плату и 1181056,05 руб. за услуги по содержанию имущества.
Кроме того, в Арбитражный суд Амурской области от ответчика финансового управления администрации г. Тынды поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителей истца, ответчика министерства финансов Амурской области, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

]]>
1 января 2007 года между муниципальным учреждением "Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Тынды" как арендодателем и ООО "Юность" как арендатором был заключен договор № 95 аренды муниципального имущества, в соответствии с которым обществу "Юность" представлено в аренду муниципальное имущество - нежилое здание по адресу: г. Тында, ул. Красная Пресня, 49, общей площадью 4199,9 кв. м, в том числе спорные помещения, на срок с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года.
Указанный договор прошел государственную регистрацию, что подтверждается подписью и печатью регистратора.
Право собственности муниципального образования города Тынды на нежилое здание общей площадью 4199,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Тында, ул. Красная Пресня, д. 49, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 28АА № 157862 от 22 мая 2007 года.
Пунктом 4.1.2 договора предусмотрено право сдачи объекта в субаренду.
По акту передачи административного здания от 1 января 2007 года, подписанному между сторонами, указанное имущество передано ООО "Юность", в том числе под офис соцзащиты следующие помещения: 3 - 12, 21 - 30, 32, 34 - 78.
Истцом получено согласие комитета по управлению муниципальным имуществом г. Тынды на сдачу спорных помещений в субаренду, что подтверждается письмом № 1696 от 14 декабря 2007 года, подписанным председателем комитета Л., в соответствии с которым комитет согласовал перечень субарендаторов муниципальных помещений, расположенных по адресу: г. Тында, ул. Красная Пресня, 49, в том числе в качестве субарендатора спорных помещений согласовано МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды".
1 января 2007 года между ООО "Юность" как арендодателем и МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" как арендатором был заключен договор № 1 аренды нежилых помещений, в соответствии с п. 1.1, 1.2 которого ООО "Юность" обязалось передать МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" в аренду помещения общей площадью 407, 7 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Тында, ул. Красная Пресня, 49.
По акту передачи административного здания от 1 января 2007 года, подписанному между сторонами, указанное имущество передано ООО "Юность", в том числе под офис соцзащиты следующие помещения: 3 - 12, 21 - 30, 32, 34 - 78.
Пунктом 1.4 договора установлен следующий состав основных помещений (номера комнат по техническому паспорту): 3, 4 - 12, 21 - 30, 32, 34 - 68, 70 - 78.
В соответствии с разделом 2 договора арендуемые помещения предоставляются арендатору для размещения конторы.
Согласно п. 4.1 договора с учетом дополнительного соглашения от 15 июня 2007 года срок аренды установлен сторонами с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года.
В соответствии с п. 5.1 договора размер арендной платы составляет 25631,05 руб. в месяц.
Пунктом 6.1 договора установлено, что коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, отопление, передача тепловой энергии, вывоз мусора) оплачиваются арендатором сверх арендной платы. Оплата за оказание коммунальных услуг является договорной и составляет 130249,63 руб. в месяц.
В дальнейшем дополнительными соглашениями к договору № 1 аренды нежилых помещений от 1 января 2007 года, подписанными между сторонами, размеры арендной платы и коммунальных услуг изменены и составляют соответственно 31612,3 руб. и 130278,97 руб.
Согласно п. 5.3 договора арендатор обязан в течение 15 дней с момента заключения договора перечислить арендную плату за месяц авансом.
В соответствии с п. 5.5 договора арендатор имеет право вносить арендную плату вперед за любой срок в размере, определяемом на момент оплаты.
Согласно п. 6.2 договора коммунальные платежи уплачиваются арендатором в течение того же срока, что и арендная плата.
Истцом за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года начислена арендная плата в размере 379347,60 руб., за указанный период истцом ответчику были предъявлены к оплате счета-фактуры N№ 00161 от 29 марта 2007 года на сумму 76893,15 руб., 00196 от 10 апреля 2007 года на сумму 25631,05 руб., 00260 от 8 мая 2007 года на сумму 25631,05 руб., 00082 от 6 июня 2007 года на сумму 25631,05 руб., 00118 от 4 июля 2007 года на сумму 25631,05 руб., 00158 от 9 августа 2007 года на сумму 25631,05 руб., 00195 от 7 сентября 2007 года на сумму 25631,05 руб., 00234 от 4 октября 2007 года на сумму 85443,55 руб., 00277 от 5 ноября 2007 года на сумму 31612,30 руб., 00317 от 3 декабря 2007 года на сумму 31612,30 руб., всего на сумму 379347,60 руб.
Ответчиком задолженность по арендной плате оплачена частично в сумме 268960 руб.
По расчету истца задолженность ответчика по арендной плате за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года составляет 110387,60 руб.
Кроме того, истцом за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года предъявлены к оплате коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, отопление, передача тепловой энергии, вывоз мусора) в размере 1595792,77 руб., за указанный период истцом ответчику были предъявлены к оплате счета-фактуры N№ 00036 от 10 января 2007 года на сумму 109472,45 руб., № 00062 от 17 января 2007 года на сумму 2488,12 руб., 00092 от 8 февраля 2007 года на сумму 111059,55 руб., 00139 от 12 марта 2007 года на сумму 112136,03 руб., 00162 от 29 марта 2007 года на сумму 62331,54 руб., 00197 от 10 апреля 2007 года на сумму 133107,28 руб., 00261 от 8 мая 2007 года на сумму 118542,90 руб., 00306 от 7 июня 2007 года на сумму 132860,41 руб., 00362 от 3 июля 2007 года на сумму 132657,86 руб., 00410 от 9 августа 2007 года на сумму 132939,78 руб., 00454 от 6 сентября 2007 года на сумму 118542,90 руб., 00505 от 8 октября 2007 года на сумму 133246,01 руб., 00587 от 6 ноября 2007 года на сумму 133699,68 руб., 00317 от 3 декабря 2007 года на сумму 134164,58 руб., всего на общую сумму 1595792,77 руб.
Доказательствами несения истцом расходов по содержанию арендуемого ответчиком объекта являются договор № 40 от 1 октября 2006 года на услуги водоснабжения, договор № 21 от 1 января 2007 года на водоотведение, договор № 145 от 15 июня 2006 года оказания услуг по вывозу бытового мусора, договор энергоснабжения № 202 от 15 июня 2006 года, договор № 83 от 15 сентября 2006 года на предоставление услуги на передачу тепловой энергии теплоносителя в горячей воде, договор № 37 от 1 января 2007 года на пользование тепловой энергией в горячей воде, соответствующие счета-фактуры, платежные поручения об оплате истцом услуг.
Ответчиком задолженность по коммунальным услугам оплачена частично в сумме 1311036,20 руб.
По расчету истца задолженность ответчика по оплате коммунальных услуг за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года составляет 284756,57 руб.
Таким образом, всего задолженность ответчика МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" по оплате арендной платы и коммунальных услуг за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года составляет 395144 руб. 17 коп., в том числе задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 284756 руб. 57 коп, задолженность по арендной плате в размере 110387 руб. 60 коп.
Наличие задолженности по арендной плате и коммунальным услугам подтверждается представленными счетами-фактурами, расчетом истца.
Кроме того, наличие задолженности ответчика по оплате арендной платы и коммунальных услуг за период с 1 января 2007 года по 30 декабря 2007 года в размере 395144 руб. 17 коп. подтверждается актами сверки взаимных расчетов по состоянию на 31 декабря 2007 года, подписанных ответчиком МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" без возражений, из которых следует, что задолженность ответчика по оплате коммунальных услуг составляет 284756 руб. 57 коп, задолженность по арендной плате - 110387 руб. 60 коп. (всего - 395144 руб. 17 коп.)
Доказательств оплаты задолженности по оплате арендной платы и коммунальных услуг в размере 395144 руб. 17 коп. ответчиком МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" суду не представлено.
Согласно ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно ст.ст. 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, из материалов дела следует, что в нарушение указанных норм гражданского законодательства, п. 5.3, 6.1, 6.2 договора № 1 от 1 января 2007 года аренды нежилых помещений МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" не произвело оплату ООО "Юность" арендной платы и коммунальных услуг в сумме 395144 руб. 17 коп.
Судом установлено, что МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" является учреждением, входящим в структуру администрации г. Тынды (п. 1.1 Положения об учреждении).
В соответствии с п. 8 Положения за управлением комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Тынды закрепляется имущество на праве оперативного управления.
Согласно сведениям МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" о выделении денежных средств в 2007 году были выделены денежные средства в сумме 12297031 руб., которые были израсходованы учреждением в полном объеме.
В соответствии с отчетом МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" по кредиторской задолженности по организации, финансируемой за счет средств городского бюджета в 2007 году, по строке 224 "Арендная плата" бюджетные ассигнования запланированы в 2007 году в сумме 268960 руб., кассовые расходы составили 268960 руб., фактические расходы превысили запланированные и профинансированные и составили 379347,60 руб., при этом кредиторская задолженность, образованная в отчетном году, составила 110387,60 руб.; по строке 225 "Услуги по содержанию имущества" бюджетные ассигнования запланированы в 2007 году в сумме 1181056,05 руб., кассовые расходы составили 1181056,05 руб., фактические расходы превысили запланированные и профинансированные и составили 1465812,62 руб., при этом кредиторская задолженность, образованная в отчетном году, составила 284756,57 руб.
В соответствии с балансом (промежуточным) главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" по состоянию на 1 апреля 2008 года (источник финансирования, наименование бюджета: городской бюджет) средства от приносящей доход деятельности и средства во временном распоряжении у учреждения отсутствуют, кредиторская задолженность учреждения по расчетам с поставщиками и подрядчиками составляет 12020168,81 руб., финансовый результат учреждения (финансовый результат прошлых отчетных периодов) составляет - 12021918,81 руб.
Следовательно, МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" не имеет достаточно собственных денежных средств для оплаты имеющейся задолженности по оплате арендной платы и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в постановлении Пленума № 21 от 22 июня 2006 года, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть РФ, субъект РФ, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Судом установлено, что МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" находится в стадии ликвидации.
Постановлением мэра г. Тынды № 713 от 7 апреля 2008 года "Об изменении состава ликвидационной комиссии" внесены изменения в состав ликвидационной комиссии. Указанным постановлением срок работы ликвидационной комиссии установлен по 30 июня 2008 года.
Согласно п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Пунктами 1, 2, 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК РФ определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
Доказательством предъявления обществом "Юность" требований кредитора в процессе осуществления ликвидационных процедур является заявление ликвидационной комиссии МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" № 287 от 12 марта 2008 года, подписанное председателем ликвидационной комиссии П., согласно которому ликвидационная комиссия МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" признает в полном объеме исковые требования ООО "Юность" о взыскании основного долга в размере 395144,17 руб., а также сведениями о кредиторской задолженности МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" на 1 апреля 2008 года, согласно которым в состав кредиторской задолженности МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" включены требования ООО "Юность" в общей сумме 395144 руб. 17 коп., в том числе задолженность по оплате технического обслуживания в размере 284756 руб. 57 коп, задолженность по арендной плате в размере 110387 руб. 60 коп.
Между тем, согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Таким образом, основной должник МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" на стадии рассмотрения дела не может быть освобожден от ответственности за нарушение обязательств. Отсутствие у основного должника МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" денежных средств не может служить основанием для отказа в иске к этому лицу, а учитывается лишь на стадии исполнительного производства.
Судом не принят довод истца о том, что надлежащим субсидиарным ответчиком по данному делу является Амурская область в лице министерства финансов Амурской области, так как исковые требования к субсидиарному ответчику истец основывает на ст. 120 ГК РФ, согласно которой субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества. Собственником муниципального учреждения является публично-правовое образование город Тында, от имени которого в суде выступает финансовое управление администрации г. Тынды. Довод о том, что Амурская область не в полной мере профинансировала затраты муниципального учреждения на осуществление государственных полномочий, не имеют правового значения для разрешения данного спора. В этом случае муниципальное образование город Тында вправе защитить нарушенные права способом, предусмотренным действующим законодательством.
На основании изложенного, суд считает, что задолженность по оплате арендной платы и коммунальных услуг в размере 395144 руб. 17 коп. подлежит взысканию с МУ "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды"; при отсутствии или недостаточности денежных средств взыскание на основании ст. 120 ГК РФ, п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ следует произвести с муниципального образования города Тынды в лице финансового управления администрации г. Тында за счет средств казны.
В удовлетворении иска к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации г. Тынды следует отказать. Указанные ответчики являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу, так как они не являются собственниками имущества, и в данном случае отсутствуют условия, предусмотренные п. 6 ст. 63, ст. 120 ГК РФ, для привлечения данных ответчиков к субсидиарной ответственности.
Общая сумма уточненных исковых требований составила 395144 руб. 17 коп., госпошлина с указанной суммы составляет 9402 руб. 88 коп.
При предъявлении иска истцом по платежному поручению № 208 от 19 декабря 2007 года была уплачена госпошлина в размере 10055,14 руб., в том числе излишне уплачена госпошлина в размере 652,26 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины с уточненных исковых требований следует отнести на ответчика муниципальное учреждение "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды". При недостаточности денежных средств у учреждения взыскание госпошлины следует произвести с муниципального образования города Тынды в лице финансового управления администрации г. Тында за счет средств казны.
Арбитражный суд, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176 АПК РФ,

решил:

взыскать с муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации г. Тынды" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юность" 395144 руб. 17 коп., в том числе задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 284756 руб. 57 коп., задолженность по арендной плате в размере 110387 руб. 60 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 9402 руб. 88 коп.
При недостаточности денежных средств взыскание произвести с муниципального образования города Тынды в лице финансового управления администрации г. Тында за счет средств казны.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Юность" излишне уплаченную госпошлину в размере 652 руб. 25 коп.
В иске к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации г. Тынды отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru