Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2008 г. по делу № А04-115/08-23/8

(извлечение)

Дата принятия решения 18 марта 2008 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 21 марта 2008 г.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
ООО "Амурстройсервис"
к ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" Амурской области в лице министерства финансов Амурской области
о взыскании 234206 руб.
3-и лица:
министерство здравоохранения Амурской области;
министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Амурстройсервис" (далее - ООО "Амурстройсервис") с иском к областному государственному учреждению здравоохранения "Дом ребенка специализированный" (далее - ОГУЗ "Дом ребенка специализированный") о взыскании задолженности по оплате за выполненные подрядные работы по ремонту изолятора в размере 234206 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области, министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области.
В предварительном судебном заседании 20 февраля 2008 года истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, уточнил исковые требования: просил взыскать с ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" основной долг в размере 234206 руб., при недостаточности денежных средств взыскание произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области.
Судом ходатайство и уточнение исковых требований приняты в соответствии со ст.ст. 46, 49 АПК РФ.
В обоснование иска истец указал, что по государственному контракту без номера от 14 декабря 2006 года, заключенному между ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" как заказчиком и ООО "Амурстройсервис" как подрядчиком, он выполнил работы по ремонту помещения изолятора по адресу: г. Благовещенск, ул. Воронкова, 28, на сумму 234206 руб.
Между тем ответчиком ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" задолженность за выполненные работы не оплачена в полном объеме.
На основании изложенного, ст.ст. 309, 314, 702, 703 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" основной долг за выполненные работы в размере 234206 руб., при недостаточности денежных средств взыскание произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области.
Представитель ответчика ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" с исковыми требованиями согласился в полном объеме, признал наличие задолженности за выполненные истцом работы в размере 234206 руб., наличие указанной задолженности объяснил отсутствием бюджетного финансирования.
Пояснил, что ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" неоднократно обращался в департамент здравоохранения с просьбой принятия мер для погашения кредиторской задолженности по выполненным ремонтным работам. По факту кредиторской задолженности ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" прокуратурой Амурской области была проведена проверка, в представлении № 7-15/52-07 от 7 мая 2007 года указано, что в нарушение ст. 72 БК РФ финансовым департаментом Амурской области не принято мер по финансовому обеспечению выполненных работ.
Кроме того, представитель ответчика ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" пояснил, что на 2008 год задолженность перед ООО "Амурстройсервис" не санкционирована, до настоящего времени средства на погашение задолженности перед ООО "Амурстройсервис" за выполненные работы не выделены.
Представитель третьего лица поддержал исковые требования, считал, что от имени публично-правового образования в суде в качестве ответчика должно выступать министерство финансов Амурской области.
В судебное заседание 18 марта 2008 года представитель ответчика министерства финансов Амурской области не явился, письменного отзыва на иск и запрошенных судом документов не представил, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебное заседание 18 марта 2008 года представитель третьего лица министерства имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области не явился, письменного отзыва на иск не представил, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
Заслушав представителей истца, ответчика ОГУЗ "Дом ребенка специализированный", третьего лица министерства здравоохранения Амурской области, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
14 декабря 2006 года между ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" как заказчиком и ООО "Амурстройсервис" как подрядчиком был заключен государственный контракт, согласно п. 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту изолятора по адресу: г. Благовещенск, ул. Воронкова, 28, а заказчик, в свою очередь, принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 2.2 договора и локального сметного расчета от 7 декабря 2006 года, утвержденного ответчиком ОГУЗ "Дом ребенка специализированный", общая стоимость работ составляет 234206 руб.
Согласно п. 4.1 договора при оплате работ установлена предоплата 20%.
На основе анализа условий государственного контракта от 14 декабря 2006 года суд считает, что указанные контракты относятся к государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд, возникшие между сторонами отношения регулируются нормами о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд (параграф 5 главы 37 ГК РФ), а также общими положениями о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ).
В период с 14 декабря 2006 года по 25 декабря 2006 года истцом были выполнены работы по ремонту помещения изолятора по адресу: г. Благовещенск, ул. Воронкова, 28, на общую сумму 234206 руб., что подтверждается актом приемки выполненных работ формы КС-2 № 1 от 21 декабря 2006 года, справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 21 декабря 2006 года на сумму 234206 руб.
Поскольку государственным контрактом от 14 декабря 2006 года предусмотрена предварительная оплата работ в размере 20%, и по актам выполненных работ работы приняты ответчиком ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" без возражений, следовательно, в части окончательной оплаты выполненных работ применению подлежит общее правило о сроке оплаты выполненных работ, предусмотренное п. 1 ст. 711 ГК РФ, согласно которому заказчик обязан оплатить выполненные работы непосредственно после сдачи результатов работы.
Таким образом, ответчик ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" обязан был оплатить выполненные работы непосредственно после их приемки.
Между тем ответчиком ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" выполненные истцом работы по ремонту помещения изолятора по государственному контракту от 14 декабря 2006 года в размере 234206 руб. не оплачены в полном объеме.
Наличие задолженности ответчика ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" перед истцом за выполненные работы по государственному контракту от 14 декабря 2006 года в размере 234206 руб. подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 20 февраля 2008 года, подписанным ответчиком ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" без возражений.
Доказательств оплаты задолженности за выполненные работы в полном объеме ответчиком ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" суду не представлено.
Согласно ст.ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Таким образом, из материалов дела следует, что в нарушение указанных норм гражданского законодательства, п. 1.1 государственного контракта от 14 декабря 2006 года ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" не произвело оплату ООО "Амурстройсервис" за выполненные работы по ремонту помещения изолятора в сумме 234206 руб.
Судом установлено, что ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" является учреждением, подведомственным министерству здравоохранения Амурской области, собственником учреждения является Амурская область (п. 1.3, 1.4 устава ОГУЗ "Дом ребенка специализированный").
Согласно уведомлениям о бюджетных ассигнованиях и об изменениях бюджетных ассигнований на 2006 год, отчету об исполнении бюджета получателя средств бюджета на 1 января 2007 года уточненные лимиты бюджетных ассигнований учреждения на 2006 год по статье расходов "Услуги по содержанию имущества" составили 2425 тыс. руб., фактически было профинансировано 589235 руб.
В соответствии с анализом счета 225 "Содержание имущества" указанные денежные средства в размере 589235 руб. были в полном объеме перечислены контрагентам за выполненные работы.
Согласно уведомлениям о бюджетных ассигнованиях и об изменениях бюджетных ассигнований на 2007 год, отчету об исполнении бюджета получателя средств бюджета на 1 января 2008 года уточненные лимиты бюджетных ассигнований учреждения на 2007 год по статье расходов "Услуги по содержанию имущества" составили 2354,0 тыс. руб., фактически было профинансировано 880,7 тыс. руб.
Согласно анализу счета 225 "Содержание имущества" указанные денежные средства в размере 880719 руб. были в полном объеме перечислены контрагентам за выполненные работы.
В соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета по состоянию на 1 января 2008 года доходы составили 400000 руб., исполнено 395661,20 руб.
Согласно отчетам по кассовым расходам по внебюджетной деятельности кассовые расходы ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" по внебюджетной деятельности за 2006 год составили 369263,76 руб., за 2007 год - 395661,20 руб.
Согласно пояснению представителя ответчика доходы от внебюджетной деятельности формируются за счет спонсорской помощи, каких-либо платных услуг учреждение не оказывает. Как правило, лица, оказывающие спонсорскую помощь, указывают целевое назначение предоставляемых денежных средств. Учреждением денежные средства расходуются на строго определенные цели. Так, в 2006 году по статье 225 из внебюджетных источников денежные средства не выделялись, в 2007 году по статье 225 было выделено 900 руб. на обслуживание оргтехники в соответствии с целевым назначением денежных средств.
В соответствии со сведениями о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по коду расходов 225 ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" по состоянию на 1 января 2008 года у ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" числится кредиторская задолженность перед ООО "Амурстройсервис" в размере 234206 руб.
Согласно уведомлению о бюджетных назначениях на 2008 год ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" у учреждения на счете по статье 225 "Услуги по содержанию имущества" имеются денежные средства в размере 70000 руб., на счете министерства здравоохранения Амурской области по указанной статье имеются денежные средства в размере 620300 руб., предназначенные для финансирования государственных контрактов, заключаемых в 2008 году. При этом, как пояснил представитель третьего лица министерства здравоохранения Амурской области в судебном заседании 18 марта 2008 года, денежные средства в размере 620300 руб. не могут быть использованы на погашение кредиторской задолженности за предыдущие годы.
Следовательно, ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" не имеет достаточно собственных денежных средств для оплаты имеющейся задолженности за выполненные работы по ремонту помещения изолятора.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в постановлении Пленума № 21 от 22 июня 2006 года, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть РФ, субъект РФ, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Между тем, согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Таким образом, основной должник ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" на стадии рассмотрения дела не может быть освобожден от ответственности за нарушение обязательств. Отсутствие у основного должника ОГУЗ "Дом ребенка специализированный" денежных средств не может служить основанием для отказа в иске к этому лицу, а учитывается лишь на стадии исполнительного производства.
Судом установлено, что финансирование расходов, связанных с оплатой услуг по содержанию имущества, находящемуся на балансе ОГУЗ "Дом ребенка специализированный", производится из бюджета Амурской области собственником данного учреждения - Амурской областью в лице министерства финансов Амурской области.
Согласно п. 3.1.19 Положения о министерстве здравоохранения Амурской области, министерство осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение полномочий, возложенных на министерство, однако полномочий на финансирование подведомственных ему учреждений в части ремонтных работ данным Положением не предусмотрено.
Между тем в силу пунктов 3.1.36, 3.1.47 Положения о министерстве финансов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области № 461 от 3 августа 2007 года, министерство осуществляет бюджетные полномочия, возложенные бюджетным законодательством на главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, получателя бюджетных средств; исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства областного бюджета.
На основании изложенного, суд считает, что задолженность по оплате выполненных работ в размере 234206 руб. подлежит взысканию с ОГУЗ "Дом ребенка специализированный"; при отсутствии или недостаточности денежных средств взыскание на основании ст. 120 ГК РФ, п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ следует произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области.
Общая сумма заявленных исковых требований составила 234206 руб., госпошлина с указанной суммы составляет 6184 руб. 12 коп.
При предъявлении иска истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлину с исковых требований следует отнести на ответчика ОГУЗ "Дом ребенка специализированный". При недостаточности денежных средств у учреждения взыскание госпошлины следует произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Арбитражный суд, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176 АПК РФ,

решил:

взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Дом ребенка специализированный" в пользу ООО "Амурстройсервис" основной долг за выполненные работы в размере 234206 руб.
При недостаточности денежных средств у учреждения взыскание основного долга произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Дом ребенка специализированный" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 6184 руб. 12 коп.
При недостаточности денежных средств у учреждения взыскание госпошлины произвести с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Решение может быть обжаловано в месячный срок Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru