Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2008 г. по делу № А04-36/08-11/3

(извлечение)

Арбитражный суд Амурской области
дело по иску
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
к: 1. Отделу социальной защиты населения администрации Тамбовского района.
2. Министерству социальной защиты населения Амурской области;
3. Министерству финансов Амурской области.
о взыскании 14779 руб. 02 коп.
3-и лица:
МУ "Финансовое управление администрации Тамбовского района"

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" с иском к отделу социальной защиты населения администрации Тамбовского района, министерству финансов Амурской области о взыскании 14779 руб. 02 коп., составляющих убытки, связанные с предоставлением социальной поддержки ветеранам труда, по договору № 03-08/07 от 23 марта 2007 г. "О возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Определением от 11 января 2008 г. судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации Тамбовского района".
Определением от 21 февраля 2008 г. суд с согласия истца в соответствии со ст. 46 АПК РФ привлек в качестве ответчика министерство социальной защиты населения Амурской области.
Требования истца обоснованы тем, что в соответствии с Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" от 5 декабря 2005 г., на основании договора № 03-08/07 от 23 марта 2007 г., заключенного с отделом социальной защиты населения администрации Тамбовского района, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" предоставило меры социальной поддержки по оплате электроэнергии ветеранам труда. Сумма убытков составила 14779 руб. 02 коп., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 309, 1069 ГК РФ.
В судебном заседании 21 февраля 2008 г. представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований в части взыскиваемого периода и размера исковых требований, просил взыскать задолженность в сумме 11221,54 руб. за период с 1 декабря 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено.
В судебном заседании 19 марта 2008 г. представитель истца на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме.
Ответчик - отдел социальной защиты населения администрации Тамбовского района, исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в представленном ранее отзыве на иск, в котором в частности указал, что в 2007 г. из областного бюджета на реализацию Закона Амурской области № 99-ОЗ бюджету Тамбовского района было выделено 11000203,93 рублей.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... задолженность на начало 2007 года ...".

Сумма фактических затрат за 2007 год предприятий составила 10417365,56 рублей. Кроме того, задолженность начало 2007 года перед предприятиями по указанной категории льготников составляла 716169,59 рублей.
В связи с чем за 2007 год образовалась кредиторская задолженность перед предприятиями в сумме 133331,22 руб.
Представитель ответчика - министерства социальной защиты населения Амурской области письменный отзыв не представил, ходатайствовал об отложении судебного заседания в связи с неполучением от истца копии искового заявления, доказательств, обосновывающих его требования.
Судом ходатайство министерства социальной защиты населения Амурской области отклонено.
Представитель третьего лица - муниципального учреждения "Финансовое управление администрации Тамбовского района", поддержал доводы отдела социальной защиты населения администрации Тамбовского района.
Ответчик - министерство финансов Амурской области, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом, в ранее представленном отзыве на иск, указал, что Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" было предусмотрено субвенций по осуществлению мер социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла в сумме 594614 тыс. руб., из них муниципальному образованию "Тамбовский район" 10934 тыс. руб.
Согласно отчету министерства социальной защиты Амурской области, МУ "Тамбовский район" в 2007 году выделено средств в размере 11000204 руб. (с учетом задолженности за предыдущий год), в то время как сумма фактических затрат района составила 10417365 руб. (с учетом задолженности за предыдущий год).
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд установил, что уточненные требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в связи со следующим.
23 марта 2007 г. между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (Организация) и отделом социальной защиты населения администрации Тамбовского района (Распорядитель) был заключен договор № 03-08/07 "О возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - Договор).
Предметом данного Договора является возмещение выпадающих доходов Организации от предоставления мер социальной поддержки по оплате электрической энергии ветеранам труда, ветеранам военной службы, Почетным донорам Амурской области, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, членам многодетных семей, в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (в редакции Закона Амурской области от 3 апреля 2006 г. № 168-ОЗ) (п. 1.1 Договора).
Организация взяла на себя обязательства по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги (электроснабжение) гражданам, определенным п.п. 1.1 настоящего Договора, проживающим в Тамбовском районе Амурской области, а также по ведению учета объема предоставленных услуг раздельно по категориям граждан, включенных в областной регистр (п.п. 2.1.1, 2.1.2 Договора).
В соответствии с п. 2.1.3 Договора Организация ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявляет Распорядителю счет, отдельно по категориям граждан, на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки с приложением списка граждан, получивших социальную поддержку за отчетный период. В списке указывается серия и номер удостоверения о праве на социальную поддержку, размер предоставленной скидки по категориям граждан в натуральном и стоимостном выражении.
Пунктом 2.2.2 Договора предусмотрено, что Распорядитель в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 "Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию", ежемесячно перечисляет Организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки на основании документов, указанных в п. 2.1.3.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" не возмещены убытки за декабрь 2007 г. в связи с предоставлением льгот согласно Закону Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" по оплате электроэнергии ветеранам труда в сумме 11221 руб. 54 коп.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счет от 31 декабря 2007 г. № БЭОО021820-1025, счет-фактура от 31 декабря 2007 г. № БЭОО018517-1025, списки лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, заверенные отделом социальной защиты населения администрации Тамбовского района.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Возражений по представленным документам от сторон не поступило.
Отделом социальной защиты населения администрации Тамбовского района в свою очередь обязательства по возмещению расходов от предоставления средств социальной поддержки надлежащим образом не исполнил. Задолженность отдела социальной защиты населения администрации Тамбовского района за декабрь 2007 г. по указанному Договору на день рассмотрения дела в суде составила 11221 руб. 54 коп., что подтверждается, кроме того, актами сверок взаимных расчетов, подписанными сторонами без возражений.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 22 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон № 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан.
В пункте 1 статьи 1 Закона № 99-ОЗ, определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: лица, имеющие звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости или за выслугу лет независимо от прекращения ими трудовой деятельности (далее - ветераны труда).
В приложении № 1 к вышеуказанному Закону № 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе граждан указанным в п. 1 ст. 1 Закона № 99-ОЗ в размере 50% уменьшения оплаты коммунальных услуг.
Пунктом 4 ст. 9 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пунктом 5 ст. 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ, установлено, что порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается губернатором области.
Главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является департамент социальной защиты населения администрации области (в настоящее время - министерство социальной защиты населения Амурской области) - в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1 - 6, 12 - 14, 15 пункта 1 статьи 1 Закона (п. 2 Порядка утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702).
Согласно Закону Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" № 420-ОЗ от 13 ноября 2007 г. субвенций по осуществлению мер социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла в сумме 594614 тыс. руб., из них муниципальному образованию Тамбовского района 10934 тыс. руб.
Согласно отчету министерства социальной защиты Амурской области, МУ "Тамбовский район" в 2007 году выделено средств в размере 11000204 руб. (с учетом задолженности за предыдущий год), в то время как сумма фактических затрат района составила 10417365 руб. (с учетом задолженности за предыдущий год).
В соответствии со сводным отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, установленных Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" на 1 января 2008 г. Тамбовскому району перечислено 10284034,34 руб., сумма фактических расходов составила 10417365,56 руб., размер задолженности составил 133331,22 руб., что также, подтверждено отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий Тамбовскому району за 4 квартал 2007 г.
Полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены.
Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность Тамбовского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Тамбовского района денежных средств не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отдел социальной защиты населения администрации Тамбовского района в 2007 г. не имел возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона из областного бюджета в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
На основании изложенного с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать в пользу истца убытки в размере 11221,54 руб.
В остальной части исковых требований следует отказать в связи с уменьшением истцом размера исковых требований.
В иске к остальным ответчикам следует отказать.
Размер госпошлины по настоящему иску с учетом уменьшения размера исковых требований составляет 448,87 руб.
При подаче иска истцом по платежному поручению № 8798 от 18 декабря 2007 г. уплачена госпошлина в сумме 591,16 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований, в связи с чем с министерства финансов Амурской области в пользу истца надлежит взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 448,87 руб., возвратить истцу из федерального бюджета РФ госпошлину в размере 142,29 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 171, 180 АПК РФ суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки на основании Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", за декабрь 2007 года в сумме 11221,54 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 448,87 руб.
В остальной части в иске отказать.
В иске к отделу социальной защиты населения администрации Тамбовского района, министерству социальной защиты населения Амурской области отказать.
Возвратить ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 142,29 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru