Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2005 г. по делу № А04-43/08-9/10

(извлечение)

Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление, исковое заявление
ФГОУ "ВПО "ДальГАУ"
к межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Амурской области
ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ по городу Благовещенску"
о признании незаконным бездействия государственного органа
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2008 года, решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2008 года.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ФГОУ "Дальневосточный государственный аграрный университет" с заявлением о признании незаконным решения межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 19 октября 2007 г. № 3803 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Просит обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области произвести зачет (возврат) денежных средств в сумме 699454,41 руб. ошибочно перечисленных платежным поручением № 1813 от 10 октября 2007 года по КБК 18210202020061000160 (страховые взносы на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии) в счет уплаты по КБК 18210202010061000160 как страховые взносы на ОПС на страховую часть трудовой пенсии.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области иск не признала, считая, что налоговым органам не предоставлено право принимать решение о возврате (зачете) страхователем излишне уплаченных в Пенсионный фонд РФ сумм страховых взносов. Страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса РФ, в связи с чем налоговый орган не обладает полномочиями на возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда России в г. Благовещенске Амурской области" в отзыве на иск пояснило, что у предприятия имеется переплата по страховым взносам в бюджет. Указало, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", ст. 78 Налогового кодекса РФ зачет и возврат излишне уплаченной суммы сбора производится налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Считает, что у Управления ПФР в городе Благовещенска отсутствуют полномочия на проведение указанных операций.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные материалы, судом установлено следующее.
ФГОУ "ВПО "ДальГАУ" при перечислении налоговых платежей по единому социальному налогу от фонда оплаты труда за сентябрь 2007 года в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 699454,41 руб. по КБК 18210202020061000160 ошибочно были перечислены указанные средства в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии по КБК 18210202010061000160 платежным поручением № 1813 от 10 октября 2007 года.
В связи с чем у заявителя образовалась переплата по страховым взносам на накопительную часть страховых взносов в сумме 1120797 руб. 54 коп., что подтверждается актом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
17 октября 2007 г. учреждением было направлено письмо № 893-01 межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области с просьбой денежные средства в сумме 699454,41 руб. ошибочно перечисленные платежным поручением № 1813 от 10 октября 2007 г. по КБК 18210202020061000160 как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии зачесть в счет уплаты по КБК 18210202010061000160 как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.
Решением межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 19 октября 2007 г. № 3803 о зачете излишне уплаченных сумм налога отказано с ссылкой на ст. 3 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, что страховые взносы определены законодательством как индивидуально обязательные возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ, однако действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов.
В связи с чем заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа и возврате указанных сумм.
Оценив указанные обстоятельства, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 25 данного закона указывает, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговый орган в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено право органов Пенсионного фонда РФ на возврат излишне уплаченных страховых взносов. Согласно вышеуказанным нормам таким правом обладают налоговые органы. Указанный вывод подтверждается также бюджетным законодательством.
Статьей 2 Федерального закона "О бюджетной классификации РФ" от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ установлено, что администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Администратором доходов бюджета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии является налоговый орган, который уполномочен принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В связи с чем налоговый орган необоснованно отказал в зачете указанных сумм взносов.
Согласно ст. 201 п. 5 Арбитражно-процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

решение межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 19 октября 2007 г. № 3803 признать недействительным, как несоответствующим ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Обязать межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области в пятидневный срок произвести зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 699454,41 рублей в погашение недоимки с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010061000160.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "Взыскать с межрайонной ...".

Взыскать в межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области в пользу Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный аграрный университет" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. 00 коп.
Исполнительные листы выдать взыскателю после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru