Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2008 г. по делу № А04-38/08-10/6

(извлечение)

16 апреля 2008 г. объявлена резолютивная часть решения.
16 апреля 2008 г. решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ОАО "ДЭК") в лице филиала "Амурэнергосбыт"
к: 1. Министерству финансов Амурской области.
2. Отделу социальной защиты населения администрации Тамбовского района.
3. Министерству социальной защиты населения Амурской области
о взыскании 6419 руб. 22 коп.
3-и лица:
финансовое управление администрации Тамбовского района

установил:

ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ОАО "ДЭК") в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области, отделу социальной защиты населения администрации Тамбовского района о взыскании убытков в сумме 6419 руб. 22 коп. за период с 1 августа 2007 г. по 30 ноября 2007 г., согласно договора № 03-08/07 от 23 марта 2007 г. о возмещении выпадающих доходов от предоставления социальной поддержки по оплате электроэнергии гражданам, включенным в областной регистр (членам многодетных семей), согласно п.п. 15 п. 1 ст. 1 Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержки граждан отдельных категорий", в соответствии со ст.ст. 16, 309, 1069 ГК РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... обосновал тем, что ...".

Свои требования истец обосновывал тем, согласно заключенного между истцом и ответчиком - отделом социальной защиты населения администрации Тамбовского района названного договора, последний обязался финансировать расходы истца, связанные с предоставлением льгот по оплате электрической энергии членам многодетных семей.
Истец свои обязательства исполнил полностью, однако, ответчики не возместили ему затраты за предоставленные льготы, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные требования.
Определением от 12 февраля 2008 г. Арбитражный суд в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора финансовое управление администрации Тамбовского района, министерство социальной защиты населения Амурской области.
Истец в предварительном судебном заседании 12 февраля 2008 г. заявил ходатайство (заявление от 11 февраля 2008 г.) об уменьшении размера исковых требований и уточнения периода взыскания, просил суд в соответствии со ст. 49 АПК РФ взыскать с ответчика сумму убытков, понесенных в результате предоставления гражданам льгот по оплате электроэнергии в размере 3593 руб. 50 коп. за период с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Арбитражный суд, рассмотрев указанное ходатайство истца, в силу ст. 49 АПК РФ его удовлетворил, уменьшение истцом размера исковых требований до 3593 руб. 50 коп. и уточнение периода взыскания с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г., принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Арбитражный суд Амурской области определением от 5 марта 2008 г. привлек к участию в деле в качестве ответчика по делу - министерство социальной защиты населения Амурской области.
Ответчик - министерство финансов Амурской области в настоящее судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно направленного в суд отзыва на иск от 3 марта 2008 г. не согласен с иском в полном объеме, поскольку считает, что главный распорядитель бюджетных средств - министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечен денежными средствами для погашения задолженности.
Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие ответчика - министерство финансов Амурской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется ввиду статья 163 АПК РФ, а не статья 156.

Арбитражный суд в судебном заседании 9 апреля 2008 г. в порядке ст. 156 АПК РФ объявил перерыв до 10 час. 30 мин. 15 апреля 2008 г., в судебном заседании 15 апреля 2008 г. перерыв до 11 час. 30 мин. 16 апреля 2008 г. для уточнения истцом требований к каждому из ответчиков.
В 11 час. 30 мин. 16 апреля 2008 г. судом было объявлено об окончании перерыва и продолжении судебного заседания.
После перерыва истец заявил ходатайство об уточнении надлежащего ответчика по делу, просит суд взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии в сумме 3593 руб. 50 коп. за период с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
В отношении остальных ответчиков: отдела социальной защиты населения администрации Тамбовского района, министерства социальной защиты населения Амурской области истец требования не уточнил.
Арбитражный суд, рассмотрев указанное ходатайство истца, в силу ст. 49 АПК РФ его удовлетворил, уточнение надлежащего ответчика по делу принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Ответчик - отдел социальной защиты населения администрации Тамбовского района в судебном заседании 9 апреля 2008 г., согласно отзыва на иск от 5 марта 2008 г. указал, что не является надлежащим ответчиком по иску.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление "О мерах по реализации Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2008 год" от 29.12.2008 № 48 принято Правительством Амурской области, а не губернатором Амурской области.

Ответчик - министерство социальной защиты населения Амурской области, согласно отзыва на иск от 15 апреля 2008 г. № 03-795, пояснил, что в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 29 декабря 2007 г. № 48 органами местного самоуправления остатки средств были возвращены в доход областного бюджета, остаток средств по Тамбовскому району составляет 226 руб.
Третье лицо - финансовое управление администрации Тамбовского района, согласно отзыва на иск от 3 марта 2008 г. № 36 в судебном заседании 9 апреля 2008 г. указало, что за 2007 год сумма фактических затрат предприятий составила 2508144 руб. 38 коп., которая превышает сумму перечисленных средств, по Тамбовскому району кредиторская задолженность за оказанные льготы многодетным семьям составила 122370 руб. 92 коп.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев и исследовав доказательств по делу, Арбитражный суд установил следующее:
Как установлено материалами дела, 23 марта 2007 г. между истцом - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", в лице филиала ОАО "ДЭК" "Амурэнергосбыт" (организация) и отделом социальной защиты населения администрации Тамбовского района (распорядитель) был заключен договор № 03-08/07 о возмещение выпадающих доходов от предоставления социальной поддержки по оплате электроэнергии гражданам, включенным в областной регистр согласно Закону Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", согласно п. 1.1 которого членам многодетных семей предоставлялись льготы по оплате электрической энергии.
Пунктом 2.2.2 договора № 03-08/07 от 23 марта 2007 г. предусмотрена обязанность отдела социальной защиты населения администрации Тамбовского района в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 "Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию", ежемесячно перечислять ОАО "ДЭК" денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки, на основании документов, указанных в п. 2.1.3 договора.
В связи с не возмещением расходов за предоставленные льготы членам многодетных семей, согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (с учетом уточнения исковых требований) за период с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в общей сумме 3593 руб. 50 коп., истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: счета-фактуры, списки начисленных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием основания предоставления льгот, списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате электроэнергии, акт сверки расчетов по состоянию на 1 января 2007 г., подписанного в сумме 3593 руб. 50 коп. без возражений.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме задолженности от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает представленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанных категорий граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в частности п. 15 ч. 1. ст. 1 Закона.
В приложении № 1 к вышеуказанному Закону № 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: одни и те же слова повторяются дважды.

Согласно приложения № 2 к решению районного Совета народных депутатов № 71 от 13 декабря 2007 г. "Доходы районного бюджета на 2007 год" на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям Тамбовскому району на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям было выделено 2386000 руб., перечислено предприятиям и организациям за оказанные льготы 2385773 руб. 46 коп., фактические расходы предприятий и организаций Тамбовского района составили 2508144 руб. 38 коп.
Согласно акта сверки расходования субвенций, выделенных из областного бюджета в 2007 году бюджету Тамбовского района, подписанного министерством социальной защиты населения Амурской области, министерством финансов Амурской области без возражений, по виду расходов - "субвенция на оказание мер социальной поддержки многодетным семьям" объем бюджетных ассигнований на 2007 год утвержден в размере 2386000 руб., профинансирован в сумме 2386000 руб., остаток средств на лицевом счете министерства социальной защиты населения Амурской области составил 226 руб. 54 коп.
Согласно постановления Правительства Амурской области № 48 от 29 декабря 2007 г. "О мерах по реализации Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2008 год" остатки средств, в т.ч. в сумме 226 руб. 54 коп., были возвращены в областной бюджет.
Таким образом, полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" по указанным категориям льготников были полностью распределены, что отражено в сводных отчетах об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по состоянию на 1 января 2008 г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Тамбовского района в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом муниципального образования Тамбовского района денежных средств не представлено.
Согласно представленного в материалы дела акта сверки взаиморасчетов по состоянию на 31 декабря 2007 г., подписанного истцом и отделом социальной защиты населения администрации Тамбовского района без возражений, задолженность составила 3593 руб. 50 коп.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с правилами ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку муниципальному образованию Тамбовского района в 2007 году в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам, согласно Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в сумме 3593 руб. 50 коп. в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2007 г. членам многодетных семей льгот по оплате коммунальных услуг должна нести казна Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны в силу ст. 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
В удовлетворении исковых требований к ответчикам - отделу социальной защиты населения администрации Тамбовского района, министерству социальной защиты населения Амурской области суд считает необходимым отказать, поскольку их вина в причиненных истцу убытков не доказана.
Истец при предъявлении иска в Арбитражный суд уплатил государственную пошлину в федеральный бюджет РФ по платежному поручению № 8793 от 18 декабря 2007 г. в сумме 500 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в пользу истца в сумме 500 руб., поскольку в соответствии с п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13 марта 2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" спор вытекает из гражданских правоотношений.
Руководствуясь п. 1, п. 5 ст. 49, ст.ст. 167 - 171, 176, 180, 110 АПК РФ суд

решил:

взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" убытки в связи с предоставлением льгот членам многодетных семей, согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 3593 руб. 50 коп., расходы по оплате госпошлины в сумме 500 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать в связи с уменьшением истцом размера иска.
В удовлетворении исковых требований к ответчикам - отделу социальной защиты населения администрации Тамбовского района, министерству социальной защиты населения Амурской области отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru