Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 декабря 2009 г. по делу № А45-16964/2009

резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2009 года
решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2009 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Поляковой В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска (город Новосибирск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Медиана" (город Новосибирск)
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица
при участии представителей: не явились, извещены

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Медиана" в качестве юридического лица, признании недействительной записи за номером ОГРН 1075402005040 в Едином государственном реестре юридических лиц.
Заявленные требования обоснованы ссылками на статьи 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьи 5, 8, 12, 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По мнению заявителя, представленными им в материалы дела документами подтверждается, что Белоусова Екатерина Алексеевна, обозначенная в качестве учредителя общества, на самом деле намерения создать общество для осуществления предпринимательской деятельности не имела, в свое время потеряла паспорт, который, видимо, был использован мошенниками.
При таких обстоятельствах, как полагает заявитель, представленные на государственную регистрацию документы (решение учредителя о создании общества, устав общества) должны быть признаны мнимыми, а значит, ничтожными сделками.
Общество, как утверждает заявитель, зарегистрировано на подставное лицо, а регистрация общества произведена на основании сфальсифицированных документов.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте его проведения, явку своих представителей не обеспечили, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев доводы заявления, исследовав обстоятельства спора и представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.
Из материалов дела усматривается, что решением единственного участника общества Белоусовой Екатерины Алексеевны от 12.04.2007 было создано общество с ограниченной ответственностью "Медиана".
Директором назначена Белоусова Екатерина Алексеевна.
23.04.2007 на основании представленных документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска было принято решение № 1223А о государственной регистрации создания общества с ограниченной ответственностью "Медиана" (ГРН 1075402005040).
В рамках осуществления мероприятий налогового контроля должностным лицом налогового органа был проведен допрос Белоусовой Екатерины Алексеевны, которая сообщила, что никаких организаций не учреждала, руководителем юридических лиц не является, в свое время ею был утерян паспорт, которым, по всей вероятности, воспользовались мошенники. Результаты допроса оформлены протоколом допроса свидетеля от 23.10.2008.
Налоговый орган, полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об учредителе и руководителе общества является основанием для признания недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Медиана", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав действующее законодательство, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По правилу статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2. Решение о создании юридического лица;
3. Учредительные документы юридического лица;
4. Документ об уплате государственной пошлины.
Учитывая установленный законом уведомительный характер регистрации юридических лиц, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с заявлением о регистрации.
Положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит.
Факт представления заявителем в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска, являющуюся надлежащим регистрирующим органом, для государственной регистрации юридического лица полного пакета необходимых документов заявителем не оспаривается.
Таким образом, правовых оснований для отказа в государственной регистрации общества у налогового органа не имелось.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 29.01.2009 № 325/09, признание судом недействительной государственной регистрации не может рассматриваться в качестве правовых последствий представления в регистрирующий орган недостоверных, по мнению налогового органа, сведений о юридическом лице.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В частности, частями 3 и 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за предоставление недостоверных сведений о юридическом лице, а также за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Таким образом, правовые последствия представления в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице заключаются не в признании судом недействительной государственной регистрации, а в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, одних только показаний руководителя общества о том, что он не подавал в налоговый орган заявлений о государственной регистрации общества и не является его законным представителем, недостаточно для признания установленным факта регистрации юридического лица по подложным документам или вывода о том, что данное лицо не является руководителем данной организации.
Доводы указанного лица могут быть расценены как попытка ухода от ответственности перед кредиторами общества, поскольку установленная законом процедура ликвидации юридических лиц предполагает удовлетворение требований всех кредиторов, в том числе осуществление расчетов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований налогового органа.
Отказывая Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска в удовлетворении заявленных требований, суд помимо изложенного не может не отметить того, что требования о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Медиана" не могут быть предъявлены к обществу, поскольку решение о регистрации оно не принимало и действий, связанных с государственной регистрацией, как регистрирующий орган не осуществляло. По существу инспекцией оспариваются свои же действия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
В.А.ПОЛЯКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru