Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. по делу № А33-29520/2005

Судья Арбитражного суда Красноярского края Рудова Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" (г. Красноярск);
к военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска (г. Красноярск);
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации;
к Министерству финансов в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования,
о взыскании 168 199 руб. 11 коп. задолженности,
при участии:
от истца: Р.И., представителя по доверенности № 04/юр от 01.01.2006,
от военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного района города Красноярска: Р.П., представителя по доверенности от 31.10.2006,
от Министерства финансов в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю: Е.М., представителя по доверенности от 11.01.2007,
от третьего лица: К.С., представителя по доверенности № 322 от 27.12.2006,
протокол настоящего судебного заседания вела судья Рудова Л.А. Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 10.04.2007, в полном объеме решение изготовлено 10.04.2007,

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с военного комиссариата Октябрьского района города Красноярска 168 199 руб. 11 коп. задолженности по договору об оказании медицинских услуг от 05.01.2005.
Решением от 28.03.2006 исковые требования удовлетворены. С военного комиссариата Октябрьского района г. Красноярска в пользу муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" взыскано 168 199 руб. 11 коп. долга.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2006 решение арбитражного суда первой инстанции от 28.03.2006 по делу № А33-29520/2005 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006 решение от 28.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2006 Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-29520/2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Определением от 26.09.2006 назначено предварительное судебное заседание.
Определением от 24.10.2006 предварительное судебное заседание откладывалось. В качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и Министерство финансов в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования. Произведена замена ответчика, военный комиссариат Октябрьского района города Красноярска на военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края.
Определением от 21.11.2006 назначено судебное разбирательство по делу.
Определениями от 18.12.2006, 17.01.2007, 15.03.2007 судебное разбирательство по делу откладывалось.
В настоящем судебном заседании, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству истца для подготовки возражений на отзыв ответчика, объявлялся перерыв до 10.04.2007 - 15 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанного лица.
Ответчики - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска представили отзыв на иск, в котором возражают против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на следующее: в материалах дела отсутствуют доказательства того, что понес ли истец какие-либо затраты и за счет каких средств - средств муниципального бюджета либо КФОМС во исполнение данного договора; медучреждения представляют необходимых специалистов, осуществляют медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу не в виде оказания гражданско-правовых услуг, а в силу Федерального закона от 28.03.98 № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", т.е. в переделах своей компетенции; вопросы финансового регулирования и федерального бюджета являются исключительными полномочиями Российской Федерации и не могут разрешаться договорным путем; истец неправильно квалифицировал между сторонами сложившиеся отношения как из договора возмездного оказания услуг; обязательства по оплате медицинского освидетельствования, медицинского обследования вытекают из властных, бюджетных правоотношений.
Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования представил отзыв на иск, в котором сообщает, что за счет средств фонда осуществляется реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования; программа государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2005 год утверждена Постановлением Совета администрации края № 53-п от 14.02.2005, которая по сути и является территориальной программой ОМС, не содержала мероприятий по медицинскому обследованию, связанному с исполнением гражданами воинской обязанности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика и третьего лица, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Между муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" (исполнитель) и военным комиссариатом Октябрьского района города Красноярска (заказчик) заключен договор об оказании медицинских услуг от 05.01.2005, предметом которого является обследование (лечение) граждан по направлению заказчика в соответствии Федеральным законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации № 704 от 01.12.2004 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 1.1 договора).
Заказчик обязан направлять граждан на обследование (лечение) со следующими сопроводительными документами: направление заверенное гербовой печатью, два экземпляра акта исследования состояния здоровья (пункт 2.1.1. договора).
В соответствии с пунктом 2.1.2 заказчик обязан оплачивать услуги в соответствии с пунктом 3 договора.
Оплата проведенных обследований производится заказчиком в соответствии с действующими тарифами, утвержденными согласительной комиссией системы обязательного медицинского страхования Красноярского края на основании счета и счет-фактуры, выставленной исполнителем один раз в месяц. К счет-фактуре исполнитель прилагает реестр с перечнем обследованных (пролеченных) граждан (пункт 3.1 договора).
Договор заключается сроком на один календарный год и вступает в силу с даты его подписания сторонами (пункт 5.1.).
В доказательство оказания услуг на сумму 168 199 руб. 11 коп. истец представил в материалы дела следующие счета-фактуры:
- № 226 от 30.04.2005 на сумму 88 404 руб. 82 коп. за март - апрель 2005;
- № 290 от 31.05.2005 на сумму 40 268 руб. 48 коп. за май 2005;
- № 345 от 30.06.2005 на сумму 22 024 руб. 62 коп. за июнь 2005;
- № 435 от 31.07.2005 на сумму 15 012 руб. 78 коп. за июль 2005;
- № 523 от 30.09.2005 на сумму 2 488 руб. 41 коп. за июль 2005.
К счетам-фактурам прилагаются реестры на оказанные услуги с указанием в них Ф.И.О. обследованного лица, даты рождения, периода обследования, стоимости услуги исходя из представленных в материалы дела тарифов.

]]>
В адрес ответчика направлены для оплаты, оказанных медицинских услуг соответствующие реестры на сумму 168 199 руб. 11 коп.
По настоящему иску истец просит взыскать с военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска и с субсидиарных ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства обороны и Министерства финансов Российской Федерации задолженность за оказанные по договору 05.01.2005 за оказанные услуги по медицинскому обследования больных, направленных военным комиссариатом Октябрьского района г. Красноярска Красноярского края.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующее:
- военный комиссариат Октябрьского района Красноярского края ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по договору от 05.01.2005;
- отсутствие у ответчика денежных средств по смете на финансирование вышеуказанных обследований не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов;
- при недостаточности денежных средств у учреждения для исполнения обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Министерство обороны является органом государственной власти Российской Федерации как публично-правового образования и главным распорядителем бюджетных средств между подведомственными ему органами и учреждениями;
- поскольку привлечение к субсидиарной ответственности Российской Федерации, как собственника имущества ответчика, означает взыскание денежных средств за счет казны, от ее имени выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае - Министерство финансов Российской Федерации.
- в соответствии со статьей 16 Федерального закона 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (которая действовала в период исполнения договора и до вступления к силу Федерального закона № 199-Ф3 от 31.12.2005) финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществляется за счет средств федерального бюджета;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.99 № 1441. утвердившим Положение о подготовке граждан к военной службе, также предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе, которая включает в себя медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Оценив материалы дела, доводы искового заявления и отзывов на исковое заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и должны исполняться в соответствии с его условиями и требованиями закона.
Истец полагает, что в результате заключения договора от 05.01.2005 между сторонами сложились гражданско-правовые отношения по договору возмездного оказания услуг.
Суд полагает, что исходя из заявленных требований, их правовой квалификации в предмет судебного исследования подлежат включению вопросы соответствия условий оспариваемого договора от 05.01.2005 законам и другим нормативным актам, регулирующим правоотношения в области здравоохранения и бюджетных правоотношений.
Из договора следует, что его сторонами являются учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Правовой статус и деятельность военкоматов регулируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 № 1372 (далее - Положение).
Согласно Положению, военкоматы имеют статус юридического лица, создаваемого Министерством обороны Российской Федерации для решения вопросов в области обороны Российской Федерации путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы Российской Федерации.
При этом материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В указанном Положении усматривается совокупность признаков, характерных для бюджетных учреждений:
- учредителем является орган государственной власти - Министерство обороны Российской Федерации;
- деятельность военкоматов носит некоммерческий характер;
- финансирование военкоматов осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 12 Положения к основным задачам военкоматов относится обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемой сделки) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляется военными комиссариатами.
Положение № 1441 от 31.12.99 "Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" устанавливает (пункты 28, 29, 31, 32):
28. Лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
29. Лечебно-оздоровительные мероприятия включают в себя:
а) проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием граждан до их первоначальной постановки на воинский учет;
б) проведение профилактических медицинских осмотров и иных мероприятий после первоначальной постановки граждан на воинский учет, а также после признания граждан при призыве на военную службу временно не годными к военной службе.
30. Контроль за организацией и проведением лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, возлагается на территориальные органы управления здравоохранением, военные комиссариаты и органы военно-врачебной экспертизы.
31. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, руководители организаций обязаны оказывать содействие и помощь органам здравоохранения в организации и проведении лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу.
а) ежегодно, до 1 сентября, разрабатывают план лечебно-оздоровительных мероприятий и представляют его руководителю органа местного самоуправления для утверждения;
б) обеспечивают своевременное, качественное и всестороннее обследование, лечение и диспансерное наблюдение граждан, подлежащих призыву на военную службу;
в) обобщают и анализируют результаты лечебно-оздоровительных мероприятий и ежегодно информируют о них руководителя органа местного самоуправления;
г) рассматривают на коллегиях, медицинских советах (конференциях) результаты лечебно-оздоровительных мероприятий и разрабатывают предложения по их совершенствованию;
д) периодически информируют общественность о состоянии здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу;
е) организуют и проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Согласно части 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья комиссия по постановке граждан на воинский учет направляет его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичные указания содержатся также в пункте 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, в соответствии с которым гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
При этом порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно абзацу 2 пункта 14 Положения о военно-врачебной экспертизе организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранением и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу, и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет, до призыва их на военную службу, а также призывников, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, установлен в соответствующих Инструкциях, утвержденных Приказом Минобороны РФ № 240 и Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001.
Так, согласно пункту 16 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет (далее - Инструкция), обязанность по организации и контролю за полноценностью и качеством обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет возложена на должностных лиц территориальных органов управления здравоохранением.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции приказом руководителя территориального органа управления здравоохранением в каждой поликлинике, в которой состоят на медицинском обеспечении учтенные граждане, назначается врач - ответственный за их своевременное обследование (лечение), проведение среди них лечебно-оздоровительных мероприятий и взаимодействие с военным комиссариатом.
В силу пункта 18 Инструкции контроль за своевременностью поступления учтенных граждан на амбулаторное (стационарное) обследование (лечение) возлагается на главных врачей соответствующих медицинских учреждений и медицинских работников военных комиссариатов, а за полноценностью обследования (лечения) указанных граждан и качеством оформления на них врачебно-экспертной документации - на заведующего (начальника) отделением медицинского учреждения.
Таким образом, в компетенцию военкоматов входит только выдача гражданам направления в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения, а также обеспечение своевременной явки в медицинское учреждение для прохождения такого обследования или лечения.
Действующим законодательством не предусмотрен такой порядок подготовки граждан к военной службе, как заключение военкоматами договоров с медицинскими учреждениями на оказание услуг по обследованию в условиях стационара лицам, подлежащим призыву на военную службу.
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на момент совершения спорной сделки) финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441, утвердившим Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, также предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе, которая включает в себя медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий:
медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;
медицинское переосвидетельствование граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;
контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Услуги, оказанные МУЗ ГКБ № 20 по договору от 05.01.2005, по своей сути, являются медицинским обследованием и лечением граждан, направленных медицинской комиссией при военном комиссариате Октябрьского района г. Красноярска.
Компенсация расходов, понесенных им в связи с исполнением договора об оказании медицинских услуг от 05.01.2005 не может производиться на основании Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, поскольку указанным Постановлением порядок возмещения расходов на проведение медицинского обследования и лечения не установлен.
В то же время медицинское обследование и лечение граждан Российской Федерации относятся к видам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" утверждены Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1, а не 22.02.1993 № 2487-1.

Согласно части 1 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.02.1993 № 2487-1 (далее - Основы), охрана здоровья граждан представляет совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Частью 3 статьи 20 Основ предусмотрено право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, медицинское обследование и лечение граждан, подлежащих призыву на военную службу является одной из мер, направленных на реализацию государственной гарантии права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Осуществление указанных видов медицинской помощи возложено на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, и, следовательно, до установления отдельного порядка финансирования названных мероприятий, при разрешении настоящего спора надлежит руководствоваться положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Ответчиком не представлены в суд доказательства того, что расходы, связанные с проведением медицинского обследования направленных военкоматом граждан, не должны компенсироваться в порядке, установленном действующим законодательством РФ о здравоохранении, в том числе за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Порядком организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.07.2005 № 487 (пункт 8), регулирующим порядок оказания первичной медико-санитарной помощи населению на территории Российской Федерации, амбулаторно-поликлиническая помощь включает в себя медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе (диагностику и лечение различных заболеваний и состояний), стационарная помощь - диагностику, лечение острых, хронических заболеваний и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования предоставляется гражданам на основании страхового полиса обязательного медицинского страхования и документа, удостоверяющего личность, а не на основании договора с военным комиссариатом. Направление на медицинское обследование и лечение в порядке оказания медицинской помощи осуществляет врач. В состав призывных комиссий входят врачи медицинских учреждений, направляемые для работы в данных комиссиях соответствующими учреждениями здравоохранения, в силу чего направление призывной комиссии приравнивается в направлению врача на бесплатное медицинское обследование и лечение в порядке оказания медицинской помощи.
Военные комиссариаты в силу статей 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) являются бюджетными учреждениями - получателями бюджетных средств.
Согласно пункту 6 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение использует средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Пунктом 1 статьи 225 БК РФ установлено, что получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных средств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Приведенные нормы бюджетного законодательства представляют собой ограничения правоспособности бюджетных учреждений при заключении сделок и направлены на защиту бюджета от обязательств, по которым бюджетное финансирование не предусматривалось.
Подписывая договор об оказании медицинских услуг от 05.01.2005, военный комиссариат Октябрьского района г. Красноярска, принял на себя дополнительные денежные обязательства, финансирование которых в 2005 году за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. Отсутствие финансирования на указанный вид расходов подтвержден представленными ответчиком сметами расходов на 2005 год.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий.
Согласно действующему гражданскому законодательству государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью (пункт 1 статьи 49, пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 120, пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, закрепленной законом или иным правовым актом, ничтожны в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о недействительности (ничтожности) договора от 05.01.2005, в силу чего исковые требования к основному и субсидиарному ответчикам, основанные на недействительном договоре, удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по иску относится на истца согласно правил статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче искового заявления, истец уплатил государственную пошлину в размере 4 863 руб. 98 коп. по платежному поручению № 51868 от 08.11.2005.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья
Л.А.РУДОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru