Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено Письмом от 2 марта 2010 г. № 02-14/1745

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 марта 2010 г. № 193н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 22 МАРТА 2004 Г. № 243 "О РАЗВИТИИ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 14 МАЯ 2004 Г. № 419, ОТ 17 АВГУСТА 2004 Г. № 762,
ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 1153, ОТ 17 ЯНВАРЯ 2005 Г. № 6,
ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2006 Г. № 1245)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 22 марта 2004 г. № 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" (в редакции от 14 мая 2004 г. № 419, от 17 августа 2004 г. № 762, от 7 декабря 2004 г. № 1153, от 17 января 2005 г. № 6, от 10 октября 2006 г. № 1245) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены Положение о порядке выдачи займа Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки и Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета на погашение части кредита (займа, ссуды), полученного на строительство или приобретение жилья.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются гражданские и бюджетные общественные отношения, связанные с обеспечением реализации гражданами права на жилище на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 № 326-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 27.03.2001 № 524-ОД "О развитии жилищного кредитования в Волгоградской области" (в редакции от 01.02.2010 № 1989-ОД).
В соответствии с пунктами "ж" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование и гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте исследуемого Постановления выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 1 Постановления утверждено Положение о порядке выдачи займа Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающей перечень видов бюджетных ассигнований, в который не входят ассигнования на предоставление займов гражданам.
Введение региональным законодателем нового вида бюджетного ассигнования противоречит принципу единства бюджетной системы Российской Федерации, установленному статьями 28, 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 6, 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление денежных средств за счет бюджета на возвратной и возмездной основе осуществляется в форме бюджетного кредита, получателем которого могут быть исключительно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица (в том числе иностранные), иностранные государства.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации вида бюджетного ассигнования, не установленного федеральным законодателем.
2. Пунктом 1 Постановления Главы Администрации утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета на погашение части кредита (займа, ссуды), полученного на строительство или приобретение жилья.
Частью 1 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 7 Устава (Основного закона) Волгоградской области (в редакции от 28.04.2008 № 1668-ОД) регламентирована деятельность администрации Волгоградской области как высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на погашение части кредита (займа, ссуды), полученного на строительство или приобретение жилья, высшим должностным лицом, а не высшим исполнительным органом.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
В тексте исследуемого Постановления положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 27 марта 2004 г. № 56.
Постановления от 14 мая 2004 г. № 419, от 17 августа 2004 г. № 762, от 7 декабря 2004 г. № 1153, от 17 января 2005 г. № 6, от 10 октября 2006 г. № 1245, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 26 мая 2004 г. № 94, от 26 августа 2004 г. № 158, от 9 декабря 2004 г. № 232, от 20 января 2005 г. № 9, от 18 октября 2006 г. № 194.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла абзаца, имеется в виду "...Постановление Главы Администрации Волгоградской области...".

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской от 22 марта 2004 г. № 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" (в редакции от 14 мая 2004 г. № 419, от 17 августа 2004 г. № 762, от 7 декабря 2004 г. № 1153, от 17 января 2005 г. № 6, от 10 октября 2006 г. № 1245) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаю привести исследуемое Постановление в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru