Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2004 г. по делу № А79-1626/04-СК1-1450

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Чебоксарские городские электрические сети", г. Чебоксары, к Инспекции МНС России по Московскому району г. Чебоксары о признании частично недействительным решения от 30.01.2004 г. № 12-08/17,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Чебоксарские городские электрические сети", г. Чебоксары, (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось с заявлением к Инспекции МНС России по Московскому району г. Чебоксары (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 30.01.2004 г. № 12-08/17 в части доначисления налога на имущество в сумме 140870 руб., пени за его неуплату в сумме 14279 руб. 12 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 28174 руб.
Заявление мотивировано несогласием с выводом Инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на льготу по налогу в части объектов, указанных приложении к акту выездной проверки.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что налогоплательщик вел раздельный учет льготируемого и нельготируемого имущества. Льгота была применена как по пункту "а" статьи 5 Закона о налоге на имущество (по объектам жилищно-коммунальной сферы, находящимся на балансе налогоплательщика), так и по пункту "г" указанной статьи (электросетевым объектам), о чем и указал налогоплательщик в возражениях к акту проверки. В декларации отдельно по указанным пунктам льготы не разграничивались, т.к. такое не предусмотрено, льгота по статье 5 Закона заявлялась одной строкой.
Представители Инспекции с требованием не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что налогоплательщик не вправе был воспользоваться льготой по пункту "а" статьи 5 Закона о налоге на имущество, т.к. он, как организация в целом, не является объектом жилищно-коммунального хозяйства, что следует из представляемого суду информационного письма Комитета по статистике ЧР о присвоенных налогоплательщику кодах статистики, свидетельства о регистрации с указанием видов деятельности, а по пункту "г" - так как исключенное из льготируемого имущество не входило в Перечень электросетевых объектов, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации 25 апреля 2001 года и согласованный с МНС России и Минфином России.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд находит требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Материалы дела свидетельствуют, что 2 - 30 декабря 2003 года Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика в оспариваемой части за период с 01.01.2002 г. по 30.09.2003 года, по результатам которой составлен акт от 8 января 2004 года. 16 января 2004 года налогоплательщиком представлены возражения на акт, 30 января 2004 года Инспекцией принято решение о доначислении налогоплательщику в том числе налога на имущество в сумме 140870 руб. за 2002 год и 9 месяцев 2003 года, пени за его неуплату в сумме 14279 руб. 12 коп., привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 28174 руб.
Основанием доначисления, как следует из решения, послужил вывод об отсутствии у налогоплательщика по ряду объектов права на льготу по налогу на имущество по пункту "г" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество", и отсутствии оснований отнесения налогоплательщика, как организации, к объектам жилищно-коммунального хозяйства, а следовательно, и отсутствии права на льготу по пункту "а" статьи 5 Закона.
Суд полагает указанный вывод неверным в связи со следующим.
Как следует из представленных Инспекцией в суд налоговых деклараций налогоплательщика за 2002 год и 9 месяцев 2003 года, льгота по статье 5 Закона РФ "О налоге на имущество" была заявлена налогоплательщиком, как и требовалось формой декларации, одной строкой, без разделения на пункты. Инспекции был представлен полный перечень льготируемого имущества, учитываемый бухгалтерией. В возражениях налогоплательщик указал на факт применения льготы не только по пункту "г", но и по пункту "а" статьи 5 Закона. Следовательно, на момент принятия решения Инспекция знала об этом обстоятельстве и могла проверить возражения налогоплательщика по поводу относимости имущества к объектам жилищно-коммунального хозяйства. Как следует из текста решения в части оценки возражений налогоплательщика, Инспекция указанный вопрос не исследовала, посчитав, что льготой может обладать лишь организация, целиком имеющая статус объекта жилищно-коммунального хозяйства. Проведя проверку возражений налогоплательщика в этом направлении, Инспекция установила, что среди кодов статистики, присвоенных налогоплательщику, отсутствует код 90000, принадлежащий согласно Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства объектам жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем исключила возможность пользования налогоплательщиком указанной льготой.
Поскольку эти объекты не вошли и в перечень для применения льготы по другому основанию (пункту "г" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество"), был сделан вывод о занижении по этим объектам налоговой базы по налогу на имущество.
Суд полагает указанный подход и вывод неверным.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:
а) объектов жилищно-коммунальной сферы и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
Из текста данного пункта следует, что льготироваться может имущество как организаций жилищно-коммунального хозяйства, так и иных организаций, имеющих на своем балансе подобное имущество.
Данный вывод подтверждается нормой пункта 6 Инструкции ГНС России от 8 июня 1995 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", которая предусматривает следующее: "Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):
а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.
При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства № 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9 - 17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987 - 1991 годах и Госстандартом России 1992 - 1994 годах, г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 год) следует относить:
объекты жилищно-коммунальной сферы:
жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство - объекты внешнего благоустройства, улично-дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения: очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства".
Данной нормой к числу объектов жилищно-коммунальной сферы, таким образом, отнесены как сами специализированные машины и транспортные средства, так и гаражи для их стоянки и технического обслуживания, а также специализированные механизмы, каковым, судя из перечня, приложенного к акту проверки, и является имущество, исключенное Инспекцией из числа льготируемого.
Как указано выше, Инспекцией не исследовано и не представлено доказательств несоответствия имущества признакам, определенным в указанном выше нормах Закона и Инструкции, не приняты во внимание доводы налогоплательщика, изложенные в возражениях, по поводу отнесения организации Уставом к объектам коммунальной энергетики, что предполагает возможность наличия имущества коммунальной сферы.
В связи с изложенным выводы Инспекции являются необоснованными и не соответствующими статье 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", решение в указанной части следует признать недействительным.
Привлечение к ответственности по итогам 9 месяцев 2003 года незаконно также в связи с тем, что вывод о занижении налоговой базы, повлекшем неуплату налога, сделан по итогам отчетного периода, в то время как установить неправомерность подобных действий налогоплательщика можно лишь по итогам налогового периода, каковым в силу статьи 7 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" является календарный год, поскольку уплаченная по итогам отчетного периода сумма налога подлежит перерасчету по итогам года.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары от 30.01.2004 г. № 12-08/17 в части доначисления налога на имущество в сумме 140870 руб., пени за его неуплату в сумме 14279 руб. 12 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 28174 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru