Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2009 г. по делу № А76-4617/2009-57-124

Резолютивная часть решения объявлена 8 июня 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 июня 2009 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Г.С. Щукина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чигинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис", г. Челябинск, открытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс", г. Челябинск,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области
с участием третьих лиц: 1. Администрации г. Челябинска, 2. Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
о признании незаконными действий об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок площадью 4509 кв. м с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, предоставленный из земель населенных пунктов для эксплуатации жилых домов по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7 "Б", 9 "А", выраженный в сообщении об отказе от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.12.2008 г. исх. № 535/2008-403
при участии в заседании представителей:
от заявителей: 1. Б.В.А., доверенность № 32 от 20.10.2008 г., удостоверение № 70 от 13.02.2003 г.; 2. Б.В.А., доверенность № 36 от 20.10.2008 г., удостоверение № 70 от 13.02.2003 г.
от ответчика: С.О.С., доверенность № 92/08 от 08.12.2008 г., паспорт
от третьих лиц: 1. А.Д.А., доверенность № 05-419 от 18.03.2009 г., паспорт; 2. не явился, извещен.

установил:

закрытое акционерное общество "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис", открытое акционерное общество "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" (далее - ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис", ОАО ЭСК "Южуралстройсервис Плюс", общества, заявители) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее УФРС по Челябинской области, ответчик) о признании незаконными действий об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок площадью 4509 кв. м с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, предоставленный из земель населенных пунктов для эксплуатации жилых домов по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7 "Б", 9 "А", выраженный в сообщении об отказе от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.12.2008 г. исх. № 535/2008-403 (т. 1 л.д. 2 - 6).
В судебном заседании представитель заявителей поддержала требования, изложенные по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что действующим законодательством не установлено запрета на формирование единого земельного участка под несколькими многоквартирными домами. Считает также, что полномочиями по формированию земельного участка обладают органы местного самоуправления, которые распорядились земельным участком площадью 4509 кв. м, с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, в связи с чем представитель заявителя считает, что регистрирующий орган вышел за пределы предоставленных ему полномочий и дал оценку действиям органа местного самоуправления по формированию земельного участка, чем созданы препятствия для реализации права заявителей на приобретение вышеуказанного земельного участка в собственность. Кроме того, представитель заявителей не согласен с доводом регистрационного органа, высказанном в отказе от государственной регистрации права, о том, что многоквартирный дом по ул. Рождественского, 7"Б" снесен, так как данный дом согласно Отчету № 55-07-08 "Об оценке рыночной стоимости разрушенного здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Рождественского, 7"Б" является "зданием в разрушенном состоянии", при этом право собственности на квартиры в этом доме заявителем не утрачено. Право общей долевой собственности, по мнению заявителей, возникло у них в силу закона с момента постановки участка на кадастровый учет. Представитель заявителя в судебном заседании также пояснил, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок препятствует получению заявителями разрешения на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости.
Представитель УФРС по Челябинской области требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве от 13.04.2009 г. (т. 1. л.д. 69 - 75) и в дополнительном отзыве (т. 2 л.д. 90 - 91). Считает, что право общей долевой собственности возникает только на земельный участок, который является общим имуществом собственников квартир многоквартирного дома, земельный участок с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059 не может являться таковым, поскольку не соответствует требованиям, установленным ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Вводного закона, ст. 290 ГК РФ. Кроме того, возможность формирования земельного участка под несколькими многоквартирными домами не предусмотрена ни Инструкцией об особенностях внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ни временным порядком оформления документов № 13/3 от 29.05.2006 г. Представленные заявителями на государственную регистрацию распоряжение от 20.08.2007 г. № 2917-д и распоряжение от 20.06.2008 г. № 2122-д не могут быть приняты во внимание в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления земельного участка в качестве объекта общей собственности собственников квартир многоквартирного дома органом местного самоуправления путем издания соответствующего акта. Считает, что земельный участок не является неделимым, а значит у заявителей имеется возможность формирования земельных участков под каждым из жилых домов, так как это предусмотрено ст. 16 Вводного закона и ст. 36 ЖК РФ. Считает обжалуемый отказ законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска (деле - КУИЗО г. Челябинска) в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания третье лицо уведомлено с соблюдением требований ст.ст. 121 - 123 АПК РФ (т. 2 л.д. 93). На основании ч. 5 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. Позицию заявителей КУИЗО г. Челябинска поддержал по основаниям, изложенным в письменном мнении (т. 2 л.д. 5 - 8), из которого следует, что формирование земельного участка и включение его в состав общего имущества многоквартирного дома повлекло за собой право общей долевой собственности заявителей по факту установления границ земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Считает, что распоряжения № 2122-д и № 2914-д изданы в пределах компетенции органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица - Администрации г. Челябинска письменного мнения по заявленным требованиям не представил. В судебном заседании Администрация г. Челябинска поддержала позицию заявителей.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, арбитражный суд считает необходимым требования заявителей удовлетворить по следующим основаниям.
Судом установлено, что закрытое акционерное общество "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис" зарегистрировано Администрацией г. Челябинска (Управление государственной регистрации г. Челябинска) 03.07.2000 № 16992, о чем 21.12.2002 Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1027402705747, что подтверждается свидетельством серии 74 № 001961953 (т. 1 л.д. 44).
Открытое акционерное общество "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" зарегистрировано 12.02.2003 Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Челябинска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1037402695868, что подтверждается свидетельством серии 74 № 001961771 (т. 1 л.д. 53).
За ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис" зарегистрировано право собственности на жилые помещения: квартиры N№ 1, 2, 3, 4 жилого дома № 7-Б по ул. Рождественского в г. Челябинске и квартиры N№ 1, 3, 4 жилого дома № 9-А по ул. Рождественского в г. Челябинске.
За ОАО ЭСК "Южуралстройсервис Плюс" зарегистрировано право собственности на жилое помещение: квартиру № 2 жилого дома № 9-А по ул. Рождественского в г. Челябинске. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т. 1 л.д. 21 - 29).
Согласно справкам ОГУП "ОблЦТИ" по состоянию на 29.11.2007 дом по адресу: ул. Рождественского, 7-Б, снесен (т. 1 л.д. 90 - 91).
Из материалов дела следует, что распоряжением заместителя Главы г. Челябинска от 15.06.2007 № 588-М утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов (жилая зона) площадью 4509 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7-Б, 9-А, с целью дальнейшей подготовки правоустанавливающих документов закрытому акционерному обществу "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис" для эксплуатации жилых домов (т. 2 л.д. 10).
Согласно выписке из государственного земельного кадастра указанный земельный участок площадью 4509 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7-Б, 9-А поставлен на кадастровый учет за кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059 (т. 1 л.д. 85 - 89).
Как следует из материалов дела, Распоряжением Первого заместителя Главы г. Челябинска от 20.08.2007 № 2914-д в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации закрытому акционерному обществу "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис" (собственнику) предоставлен земельный участок (кадастровый номер 74:36:02 12 007:0059) из земель населенных пунктов площадью 0,4509 га в собственность для эксплуатации жилых домов по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7-Б, 9-А (т. 1 л.д. 83).
Распоряжением Первого заместителя Главы г. Челябинска от 20.06.2008 № 2122-д внесены изменения в распоряжение Первого заместителя Главы г. Челябинска от 20.08.2007 № 2914-д, а именно указанный выше земельный участок предоставлен в собственность закрытому акционерному обществу "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис" и открытому акционерному обществу "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" (собственникам) (т. 1 л.д. 84).
04.08.2008 ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис" обратилось в УФРС по Челябинской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок (т. 1 л.д. 80).
12.08.2008 заявители обратились в УФРС по Челябинской области с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок (т. 1 л.д. 100 - 102).
Письмом от 19.08.2008 № 535/2008-403 УФРС по Челябинской области уведомило заявителей о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок по следующим причинам: земельный участок, предоставляемый собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, должен быть сформирован уполномоченным органом под каждым многоквартирным домом отдельно; распоряжением Первого заместителя Главы г. Челябинска № 2914-д от 20.08.2007 ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис" земельный участок выделялся для эксплуатации двух многоквартирных домов, один из которых по адресу: ул. Рождественского, 7-Б, в настоящее время снесен; распоряжение Первого заместителя Главы г. Челябинска № 2914-д от 20.08.2007 не может быть рассмотрено в качестве надлежащего правоустанавливающего документа на земельный участок под жилым домом по ул. Рождественского, 9-А (т. 1 л.д. 105).
01.09.2008 ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис" дополнительно представлен в УФРС по Челябинской области "Отчет об оценке рыночной стоимости разрушенного здания (бывший четырехквартирный жилой дом), расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Рождественского, 7-Б" (т. 1 л.д. 107 - 109). На основании заявления представителя ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис" от 01.09.2008 (т. 1 л.д. 108) государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена государственным регистратором на период с 03.09.2008 по 03.12.2008 (т. 1 л.д. 112).
03.12.2008 г. ОАО "ЭСК "Южуралстройсервис" подано заявление о возобновлении государственной регистрации (т. 1 л.д. 114 - 120).
10.12.2008 г. Управлением ФРС по Челябинской области вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 121).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок № 535/2008-403 от 10.12.2008 г. заявители обратились с заявлением в арбитражный суд.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно статье 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации прав являются следующие случаи:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

]]>
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.
Порядок приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами определен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой исключительное право на приватизацию земельных участком или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 16 Вводного закона. При этом из пунктов 2, 5 названной статьи следует, что общая долевая собственность собственников помещений в многоквартирном доме возникает только на такой земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЭСК "Южуралстройсервис" и ОАО "ЭСК "Южуралстройсервис плюс" на праве собственности принадлежат 8 квартир в домах, расположенных по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7-Б, 9-А на земельном участке с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, из них 7 квартир принадлежат ЗАО "ЭСК "Южуралстройсервис" и 1 квартира - ОАО "ЭСК "Южуралстройсервис плюс", о чем в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 21 - 29).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Таким образом, субъектами права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации являются собственники помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела установлено, что заявители обратились за признанием права собственности на 1/8 доли и на 7/8 доли земельного участка, что подтверждается соглашением от 25.06.2007 г. об определении долей земельного участка многоквартирных домов, расположенных по ул. Рождественского, 7 "Б", 9 "А" в Тракторозаводском районе г. Челябинска (т. 1 л.д. 56), в соответствии с которым определены доли земельного участка, являющегося общей долевой собственностью ЗАО "ЭСК "Южуралстройсервис" и ОАО "ЭСК "Южуралстройсервис плюс", в следующих долях: ЗАО "ЭСК "Южуралстройсервис" - 7/8 долей и ОАО "ЭСК "Южуралстройсервис плюс" - 1/8 доли.
Как следует из материалов дела, под указанными домами был сформирован земельный участок площадью 4509 кв. м по ул. Рождественского, 7 "Б", 9 "А" в Тракторозаводском районе г. Челябинска. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:36:02 12 007:0059, о чем в материалы дела представлен кадастровый план № 36.08/07-1-3621 от 25.06.2007 г. (т. 1 л.д. 16 - 20).
Согласно п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660, несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера. В соответствии с Приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. № П/119 (в ред. от 29 июля 2002 г.) земельному участку, состоящему из нескольких участков, присваивается наименование "единое землепользование (землевладение)", а государственная регистрация прав осуществляется как на один объект.
Исходя из кадастрового плана № 36.08/07-1-3621 от 25.06.2007 г. (т. 1 л.д. 16 - 20), спорный земельный участок с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059 общей площадью 4509 кв. м по ул. Рождественского, 7 "Б", 9 "А" в Тракторозаводском районе г. Челябинска, распоряжением № 2917-д от 20.08.2007 г. (т. 1 л.д. 14) представлен под два жилых дома.
Таким образом, единое землепользование, учтенное под одним кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, свидетельствует о том, что раздел спорного земельного участка в материально-правовом смысле не производился, а потому представляет собой единый объект недвижимости, который при государственной регистрации может быть учтен в качестве такового.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) - п. 5 ст. 36 ЗК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пунктам 3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В материалы дела представлены распоряжение № 2914-д от 20.08.2007 г. "О предоставлении ЗАО "ЭСК "Южуралстройсервис" земельного участка из земель населенных пунктов в собственность для эксплуатации жилых домов по адресу: город Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, д. 7-б, д. 9-а" и распоряжение № 2122-д от 20.06.2008 г. "О внесении изменений в распоряжение Первого заместителя Главы города Челябинска от 20.08.2007 г. № 2914-д", в соответствии с которыми, земельный участок с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, площадью 0,4509 га предоставлен ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис" в собственность для эксплуатации жилых домов по адресу: город Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, д. 7-б, д. 9-а, а также на общество возложена обязанность по получению в Управлении ФРС по Челябинской области свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Данные распоряжения в судебном порядке обжалованы не были, в настоящее время являются действующими и не нарушают ничьих прав и законных интересов. Довод ответчика о том, что представленные на регистрацию распоряжения не могут являться правоустанавливающими документами, поскольку не предусмотрена возможность предоставления земельного участка в качестве объекта общей собственности собственников многоквартирного дома органом местного самоуправления соответствующего акта, судом не принимается.
Согласно пункту 6 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста РФ от 14.02.2007 № 29, заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости, ограничения (обременения) данного права могут представляться: собственниками помещений в многоквартирном доме; представителями собственников помещений в многоквартирном доме, если это право предоставлено им на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, решением общего собрания собственников, на ином соответствующем закону основании.
Согласно п. 7 указанной Инструкции на государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости также представляются:
документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие Жилищного кодекса (пункты 4, 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса);
решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса) (пункт 3 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса);
планы объектов недвижимости, в том числе кадастровый план земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (статьи 17, 18 Закона о регистрации, пункт 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса), а также документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме.
Представление кадастрового плана земельного участка, а также документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме, не требуется, если эти план и документ ранее уже представлялись на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости и были помещены в соответствующее дело правоустанавливающих документов (абз. 10 п. 7 Инструкции).
Внесение в ЕГРП размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, статья 245 Гражданского кодекса, пункт 39 Правил ведения ЕГРП). В названном документе также указываются сведения о собственниках конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме (абз. 11 п. 7 Инструкции).
В соответствии с п. 16 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 № 13/3 гражданин или юридическое лицо, уполномоченные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии со статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, обращаются на имя Главы города Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома.
Вышеуказанные нормы закона, а также подзаконные акты не содержат прямого запрета на формирование единого земельного участка, на котором расположено несколько жилых домов, а потому ссылка ответчика на нарушение порядка формирования земельного участка, а именно формирование одного участка на два жилых дома, в качестве основания для отказа в государственной регистрации не может быть принята судом во внимание, как противоречащая основным принципам гражданского законодательства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент формирования земельного участка на участке было расположено два многоквартирных дома. Указанные сведения содержит кадастровый план земельного участка по состоянию на 25.06.2007 (разделы В.2, В.3) (т. 1 л.д. 85 - 89). При разрушении дома № 7-Б по ул. Рождественского в г. Челябинске заявители не утратили право общей долевой собственности на земельный участок, возникшее с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Довод ответчика о возможном нарушении в дальнейшем прав новых собственников общего имущества многоквартирного дома, судом отклоняется, поскольку носит предположительный характер, кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность расформирования (разделения) земельного участка.
Также судом отклоняется довод ответчика о том, что орган местного самоуправления не является лицом, к компетенции которого относится издание актов о предоставлении земельных участков в общую долевую собственность, а только совершение действий по формированию таких участков.
Из содержания ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не следует, что введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации влечет автоматический переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений этого дома.
С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать указанному Кодексу, следует, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в нем должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность.
Такой порядок установлен в п. 5 и 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты, а последний в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, право муниципальной собственности на земельный участок (путем перехода в общую долевую собственность) не может прекратиться автоматически без соблюдения заявительного порядка со стороны обладателя соответствующего права.
Кроме того, согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в первоначальной редакции) распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что причины, указанные ответчиком в отказе от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.12.2008 г. исх. № 535/2008-403, а также приведенные ответчиком в ходе судебного разбирательства доводы, не могут служить основаниями для отказа в государственной регистрации прав в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ.
Действия УФРС по Челябинской области, выраженные в отказе от государственной регистрации права общей долевой собственности от 10.12.2008 г. исх. № 535/2008-403 противоречат требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому подлежат признанию незаконными.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ, суд по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при принятии решения о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными, разрешает также вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей, суд полагает возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций - 2000 рублей.
Учитывая, что с заявленным требованием обратились два заявителя, то и госпошлина должна быть уплачена пропорционально, то есть по 1000 руб.
Однако, при обращении с заявлением в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 4000 рублей: 2000 руб. - ОАО ЭСК "Южуралстройсервис плюс" и 2000 руб. - ЗАО ЭСК "Южуралстройсервис", что подтверждается платежными поручениями № 49 от 12.03.2009 г. и № 180 от 13.03.2009 г. (т. 1 л.д. 10 - 11).
В соответствии с общим порядком распределения судебных расходов, предусмотренным главой 9 АПК РФ, уплаченная заявителем государственная пошлина, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, п. 5 Информационного Письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13.03.2007, уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в пользу заявителя.
Принимая во внимание, что требования заявителя удовлетворены полностью, а заявителем госпошлина уплачена в федеральный бюджет, 4000 рублей, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 2000 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.
Таким образом, излишне уплаченная госпошлина составляет 2000 руб., данная подлежит возврату заявителям пропорционально, то есть по 1000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования закрытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис", открытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" удовлетворить.
Признать незаконными, не соответствующим ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действия Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, выраженные в отказе от государственной регистрации права общей долевой собственности закрытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис", открытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" на земельный участок площадью 4509 кв. м, с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, находящийся по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7-Б, 9-А, от 10.12.2008 г. исх. № 535/2008-403.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав заявителей путем осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности закрытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис", открытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" на земельный участок площадью 4509 кв. м, с кадастровым номером 74:36:02 12 007:0059, находящийся по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Рождественского, 7-Б, 9-А в установленный законом срок.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в пользу закрытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины - 1000 руб. и в пользу открытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" госпошлину в размере 1000 руб.
Вернуть закрытому акционерному обществу "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис" - 1000 руб. и открытому акционерному обществу "Эксплуатационно-строительная компания "Южуралстройсервис Плюс" госпошлину в размере 1000 руб., уплаченную в доход федерального бюджета платежным поручением № 49 от 12.03.2009 г. и платежным поручением № 180 от 13.03.2009 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья:
Г.С.ЩУКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru