ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2010 г. № 3111
ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНОЙ ПАЛАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ
Рассмотрев отчет о работе Контрольной палаты Государственной Думы Томской области в 2009 году, в соответствии со статьей 23
Закона Томской области "О Контрольной палате", Государственная Дума Томской области постановляет:
1. Утвердить отчет
о работе Контрольной палаты Государственной Думы Томской области в 2009 году согласно приложению.
2. Администрации Томской области принять необходимые меры, направленные на решение наиболее актуальных проблем, определенных по результатам проведенных в 2009 году Контрольной палатой Государственной Думы Томской области контрольных мероприятий.
Председатель
Государственной Думы
Томской области
Б.А.МАЛЬЦЕВ
Приложение
к постановлению
Государственной Думы
Томской области
от 25.03.2010 № 3111
1. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Настоящий отчет о работе Контрольной палаты Томской области в 2009 году (далее - Отчет) представляется Государственной Думе Томской области (далее - Государственная Дума) в соответствии со статьей 5
Закона Томской области "О Контрольной палате".
Компетенция Контрольной палаты Государственной Думы Томской области (далее - Контрольная палата) определена законами Томской области "О Контрольной палате"
и "О бюджетном процессе
в Томской области".
В своей деятельности Контрольная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, Уставом
(Основным Законом) Томской области, законами и иными нормативными правовыми актами Томской области и решениями Государственной Думы.
В целом существующие правовые условия позволяют Контрольной палате достаточно эффективно выполнять возложенные на нее задачи.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный цикл контроля за исполнением бюджетов, реализуемого на трех последовательных стадиях:
стадии предварительного контроля за формированием проектов законов об областном бюджете и бюджете Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТТФОМС) на очередной финансовый период и внесением в них изменений;
стадии текущего контроля за исполнением утвержденных бюджетов;
стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов.
В 2009 году Контрольная палата осуществляла свою деятельность в соответствии с Планом
работы, утвержденным постановлением Государственной Думы от 29.01.2009 № 2019.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИТОГИ РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНОЙ ПАЛАТЫ В 2009 ГОДУ
Приоритетным в реализации контрольных полномочий в отчетном году оставалось обеспечение единой системы контроля за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета ТТФОМС на всех стадиях бюджетного процесса, а также за управлением и использованием областной государственной собственности в виде:
проведения внешних проверок отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета ТТФОМС;
осуществления экспертиз проектов указанных бюджетов и законопроектов, связанных с их формированием и предусматривающих изменения в них, с оценкой обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджетов;
проведения экспертиз проектов других нормативных правовых актов, направляемых Государственной Думой в Контрольную палату, связанных с использованием бюджетных средств и областной собственности;
осуществления контроля за использованием средств областного бюджета, распоряжением и использованием областной государственной собственности;
систематического анализа итогов проводимых мероприятий, обобщение и исследование причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств подконтрольных бюджетов, управления и использования областной государственной собственности;
]]>
Заключение на проект Закона Томской области "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год".
Заключение направлено в Государственную Думу - 29.05.2009 № 02-181/1.
По итогам контрольного мероприятия направлены:
Представление: И.о. исполнительного директора ОГУ "Томский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" № 03-161/2 от 08.05.2009.
Информационное письмо: и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области № 03-179/1 от 26.05.2009
Основные выводы по результатам контрольного мероприятия:
В ходе проверки исполнения бюджета ТТФОМС за 2008 год установлено нецелевое использование средств в сумме 18 тыс. руб., выделенных по смете на содержание ТТФОМС, установлены случаи неверного расчета компенсации за неиспользованный отпуск и ее выплаты в меньшем, чем следовало, размере, на общую сумму 6,6 тыс. руб.
Также установлено, что с 01.09.2008 Фондом применялась Методика расчета нормативов на ведение дела СМО, которая предполагала расчет двух нормативов отчисления средств на ведение дела страховых медицинских организаций - отдельно за работающее население и за неработающее население. Применение данной Методики приводило к необоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу, предоставляемую страховыми медицинскими организациями, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приняты меры по устранению выявленных нарушений:
Действие Методики расчета нормативов на ведение дела СМО прекращено с 01.01.2009, Фондом утверждены уточненные расчеты финансирования СМО за январь - июль 2009 года с единым нормативом расходов на ведение дела. Произведена выплата доначисленных сумм компенсации за неиспользованный отпуск. Средства, использованные по нецелевому назначению, восстановлены.
4. КАДРОВОЕ, ПРАВОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ ПАЛАТЫ,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ
В отчетном году в Контрольной палате проведена аттестация всех государственных гражданских служащих, в результате которой все служащие аттестованы.
Для обеспечения деятельности Контрольной палаты разработаны и утверждены все необходимые локальные нормативные правовые акты. В 2009 утвержден новый "Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля, проводимого Контрольной палатой".
Одним из направлений работы в 2009 году было дальнейшее совершенствование информационной системы Контрольной палаты, обеспечение ее потребностей в информационных ресурсах, прикладных программных сервисах и связанная с этим модернизация информационно-технической базы, а также обеспечение защиты информации и сохранности информационных ресурсов Контрольной палаты.
В информационные ресурсы Контрольной палаты входят: ежемесячные отчеты Департамента финансов Томской области об исполнении консолидированного бюджета Томской области; нормативные правовые акты Администрации Томской области; "Запросная система ЕГРЮЛ и ЕГРИП" по соглашению с УФНС РФ по Томской области; нормативные, информационные и методологические материалы Счетной палаты РФ; информация, документы и материалы других контрольно-счетных органов Российской Федерации; документы и материалы Контрольной палаты.
В Контрольной палате создан электронный архив документов, хранящихся в делах Контрольной палаты за весь период ее существования, находящийся на диске общего пользования. Поддерживается механизм эффективного поиска и получения справочной информации по данным архива всеми сотрудниками палаты.
В отчетном периоде Контрольной палатой, как и в предыдущие годы, проводилась работа по дальнейшему сотрудничеству со Счетной палатой Российской Федерации, продолжено укрепление отношений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, которые осуществлялись как в рамках работы Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, так и на основе двусторонних договоренностей. Взаимодействие со Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации является одним из важнейших ресурсов по взаимному обмену опытом и получению информации по организации контрольной деятельности.
В 2009 году в Контрольной палате было проведено совещание руководителей контролирующих служб и органов контроля Томской области по теме "Автоматизация процесса формирования базы данных по результатам, получаемым в ходе проведения контрольных мероприятий". По итогам совещания, в рамках обмена опытом, действующая в Контрольной палате автоматизированная программа была передана для ознакомления и использования в работе Департаменту финансов Томской области и в Думу Кожевниковского района.
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ ПАЛАТЫ В 2009 ГОДУ
ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Информационная политика рассматривается Контрольной палатой в качестве одного из основных направлений своей работы и имеет целью информирование общества об участии органа государственного финансового контроля в деятельности по дальнейшему оздоровлению финансов области и повышению эффективности использования областной собственности. Этим в соответствии с Законом
Томской области "О Контрольной палате" обеспечивается реализация принципа гласности.
Результаты контрольных мероприятий, осуществленных Контрольной палатой в 2009 году в рамках предварительного, текущего и последующего контроля, своевременно доводились до Государственной Думы в виде представления заключений и отчетов.
Контрольная палата постоянно информирует общественность о своей деятельности, об итогах тех или иных контрольных мероприятий, их последствиях, принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Издается ежеквартальный информационный бюллетень Контрольной палаты, в средства массовой коммуникации оперативно передаются пресс-релизы о текущей деятельности государственного финансового контрольного органа, на web-сайте Контрольной палаты публикуются отчеты о проведенных проверках.
Информационные бюллетени рассылаются представителям областных и муниципальных органов власти, депутатам Государственной Думы Томской области.
В течение 2009 года в различных электронных и печатных СМИ области опубликовано 32 информационных материала, связанных с работой Контрольной палаты.
В отчетном году web-сайт (www.audit.tomsk.ru) Контрольной палаты посетило более 2 тысяч пользователей. Ссылка на web-сайте "Вопрос-Ответ" и установленный "телефон доверия", по которому могут круглосуточно приниматься сообщения о нецелевом и неэффективном расходовании средств областного бюджета и использовании областной собственности, являются реальным свидетельством открытости Контрольной палаты, реализации ее принципа гласности. Сотрудники Контрольной палаты, в т.ч. председатель и его заместитель, оперативно и обстоятельно отвечают на все поступающие вопросы и разъясняют те или иные ситуации.
6. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ В 2009 ГОДУ
Реализация мероприятий, последовавших за проведенными в отчетном году Контрольной палатой проверками, позволяет сделать вывод о дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса в Томской области и повышении качества работы органов власти и организаций, созданных на основе или с использованием областного государственного имущества.
В целом за 2009 год по результатам работы Контрольной палаты реализовано полностью либо частично, а также находится в стадии проработки большинство предложений и требований, изложенных в материалах по итогам контрольных мероприятий.
В истекшем году было обеспечено внесение изменений в ряд законов Томской области, постановлений и распоряжений Администрации. Также Администрацией и ее структурными подразделениями, проверенными бюджетными учреждениями и иными хозяйствующими субъектами приняты, изданы, изменены или отменены соответствующие постановления, распоряжения, приказы. Ссылки на конкретные документы ранее приведены в настоящем Отчете. Все эти меры позволят в дальнейшем эффективнее формировать и расходовать государственные средства, использовать их с наименьшим бюджетным риском, а также обеспечить государственные имущественные интересы Томской области.
Из результатов контрольных мероприятий 2009 года определены несколько наиболее актуальных проблем. Их преодоление во многом улучшит возможности принятия оптимальных управленческих решений и сэкономит значительные бюджетные ресурсы.
1. Требует ускорения доработка нормативной базы и безусловное выполнение требований действующих нормативных правовых актов в целях смещения акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами на управление результатами. Необходима четкая привязка бюджетных ассигнований к функциям (услугам, видам деятельности), исходя из потребности в них и с учетом стандартов качества. Правовое поле позволяет реализовывать такую задачу, однако требования действующих нормативных актов в полной мере не выполняются.
2. Срок завершения территориального планирования перенесен уже третий раз и установлен до 01.01.2012, необходимо принять все меры в целях своевременного завершения подготовки документов территориального планирования муниципальных образований.
3. Следует ужесточить меры по соблюдению порядка принятия имущества в областную собственность и передачи имущества в федеральную и муниципальную собственность, а также своевременно осуществлять закрепление за соответствующими областными государственными предприятиями и учреждениями имущества, принятого в собственность Томской области.
4. Необходимо повысить уровень нормативно-правового регулирования процессов управления земельным фондом в муниципальных образованиях. Треть муниципальных образований не представляет в налоговые органы ежегодные сведения о земельных участках. Законодателем не определен порядок информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам налогообложения земельных участков, занятых многоквартирными домами, в связи с чем информация о долях в праве собственности на общее имущество отсутствует, исчисление земельного налога налоговыми органами не производится.
5. Требуется установление единых принципов определения базовых размеров арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. На местах распространена практика произвольного установления размеров арендной платы (не всегда на основе экономического обоснования), отсутствия ежегодного пересмотра ставок арендной платы, введения многочисленных льготных категорий арендаторов, что приводит к снижению эффективности сдачи в аренду земли, сокращает доходы консолидированного бюджета.
6. Актуально организовать работу по включению в специализированный жилищный фонд Томской области жилых помещений, расположенных в зданиях, находящихся в оперативном управлении учреждений, подведомственных Управлению начального профессионального образования, и используемых в качестве общежитий.
7. Ужесточить ответственность за соблюдение требований законодательства и приоритетность принципа рационального использования бюджетных средств при выполнении функций государственного заказчика в строительстве.