ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2010 г. № 08-18/05390@
Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области направляет для размещения в региональной базе данных информацию об уплате транспортного налога
и об освобождении от уплаты налога на имущество
физических лиц судей, имеющих право на получение ежемесячного пожизненного содержания, но продолжающих работать.
Заместитель руководителя,
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
И.Н.СЕМИНА
Приложение
О ПОРЯДКЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЛЕТ, ПРОШЕДШИХ С ГОДА
ВЫПУСКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Управление Федеральной налоговой службы в соответствии с письмом Минфина России от 29.03.2010 № 03-05-05-04/08, доведенным письмом ФНС России от 20.04.2010 № ШС-37-3/195@, по вопросу об уплате транспортного налога сообщает следующее.
В соответствии со статьями 14 и 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В силу пункта 3 статьи 361 Кодекса допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
На основании статьи 362 Кодекса сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется организациями самостоятельно по окончании налогового периода. При этом налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (статья 360 Кодекса).
Таким образом, при определении количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, учитываются все налоговые периоды по транспортному налогу начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, включая налоговый период, за который уплачивается налог.
Так, например, при исчислении транспортного налога в 2010 году за 2009 год в отношении транспортного средства (2006 год выпуска) количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, с учетом положений пункта 3 статьи 361 Кодекса составит 3 года (с 1 января 2007 года), т.е. на 1 января 2008 года (за 2007 год), на 1 января 2009 года (за 2008 год), на 1 января 2010 года (за 2009 год).
ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
СУДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОЖИЗНЕННОГО
СОДЕРЖАНИЯ, НО ПРОДОЛЖАЮЩИХ РАБОТАТЬ
Управление Федеральной налоговой службы в соответствии с письмом Минфина России от 29.03.2010 № 03-05-04-01/17, доведенным письмом ФНС России от 20.04.2010 № ШС-37-3/194@, по вопросу об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц судей, имеющих право на получение ежемесячного пожизненного содержания, но продолжающих работать, сообщает следующее.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон № 2003-1) налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Судьи имеют право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон № 3132-1) предусмотрена особенность государственного пенсионного обеспечения судей, пребывающих в отставке, заключающаяся в предоставленном им праве выбора получения пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания.
В соответствии с указанным пунктом и пунктом 1.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом Российской Федерации 29 июля 2003 года, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 9 июля 2003 года, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 3 июля 2003 года, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет независимо от возраста, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
Согласно заключениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ежемесячное пожизненное содержание фактически относится к государственному пенсионному обеспечению судей, пребывающих в отставке. В связи с этим статус судьи, пребывающего в отставке, фактически приравнивается к статусу пенсионера, получающего пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Учитывая это, от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 4 Закона № 2003-1 освобождаются судьи, пребывающие в отставке и получающие ежемесячное пожизненное содержание.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.
Таким образом, судья, имеющий право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающий работать, получает не ежемесячное пожизненное содержание, а ежемесячную надбавку к заработной плате. В связи с этим указанное лицо не приобретает статуса судьи, пребывающего в отставке и, соответственно, не приобретает право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 2 статьи 4 Закона № 2003-1.
Одновременно отмечается, что пунктом 4 статьи 3 Закона № 3132-1 установлен перечень организаций, в которых вправе работать судья, пребывающий в отставке и получающий ежемесячное пожизненное содержание.
Кроме того, в соответствии со статьей 7-1 Закона № 3132-1 судьи, пребывающие в отставке, могут быть привлечены к осуществлению правосудия в качестве судьи. При этом им выплачиваются в полном размере ежемесячное пожизненное содержание и заработная плата (статья 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
Учитывая изложенное, Минфин России полагает, что судьи, пребывающие в отставке и продолжающие работать в организациях, перечень которых определен пунктом 4 статьи 3 Закона № 3132-1, а также привлеченные к исполнению обязанностей судьи в соответствии со статьей 7-1 Закона № 3132-1, имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 2 статьи 4 Закона № 2003-1.