АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2008 г. по делу № А44-2604/2007
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2008 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2008 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
Председательствующего судьи Киселевой М.С.,
Судей Анисимовой З.С., Максимовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Троицкой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Товарищества собственников жилья "Волна"
к Администрации Великого Новгорода
о признании частично недействующим постановления
от 21.12.2006 № 365
при участии
от Товарищества: О., председателя ТСЖ, решение правления от 12.08.2006 г., паспорт <...>
от Администрации: З., главного специалиста отдела правовых экспертиз правового управления Администрации, доверенность пост. от 11.01.2008 № 21, удостоверение <...>, Л., начальника финансово-экономического отдела Комитета по управлению ЖКХ Администрации, доверенность пост. от 18.06.2008 № 1075, удостоверение <...>
установил:
Товарищество собственников жилья "Волна" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействующими пунктов 2.1
, 2.3
, 3.8
, 3.10
, пункта 4
примечаний таблицы "Тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" (далее - Таблица), являющейся приложением к постановлению Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) от 21.12.2006 № 365 "О тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" (далее - Постановление № 365), в части включения биологической очистки стоков в число коммунальных услуг, подлежащих оплате по тарифам
, утвержденным указанным Постановлением.
Определением
Арбитражного суда Новгородской области от 05.12.2007 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2008 года определение
Арбитражного суда Новгородской области от 05.12.2007 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
В определении Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указано на подведомственность настоящего спора арбитражному суду, в связи с чем, при новом рассмотрении дела, данный вопрос судом не устанавливается.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что оспариваемый нормативный акт
противоречит статьей 34 Конституции РФ, статьям 153 и 154 Жилищного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Товарищества. Нарушение прав и законных интересов Товарищества выражается в обязании Товарищества заключить договор на биологическую очистку стоков.
Представители Администрации в судебном заседании требования не признали. Полагали, что постановление
№ 365 не нарушает права и законные интересы Товарищества, поскольку распространяет свое действие на население Великого Новгорода. Пояснили, что в настоящее время, постановление
№ 365 признано утратившим силу с 1 января 2008 года.
Как установлено материалами дела, постановлением Администрации № 365 утверждены тарифы
на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода с 01.01.2007 года. Вступление постановления
№ 365 в законную силу подтверждается его официальным опубликованием в спецвыпуске городской газеты "Официальный Новгород" от 28.12.2006 года № 31(31) (л. д. 107, 114).
Постановлением
Администрации от 19 декабря 2007 года № 237, опубликованным в газете "Новгород" № 51 от 20.12.2007 года, постановление
№ 365 признано утратившим силу с 01 января 2008 года.
В соответствии с Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, суду подлежит выяснить, нарушается ли постановлением
Администрации № 365 права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся материалы дела, суд считает постановление
№ 365 не нарушающим права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено, в том числе, расчет цен (тарифов) для потребителей; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Решением
Думы Великого Новгорода от 21.12.2006 года № 423 "О реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" вышеуказанные полномочия отнесены к компетенции Администрации (л. д. 28 - 30).
Постановлением
№ 365 Администрация утвердила тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода.
Данным постановлением № 365 в пунктах 2.1
, 2.3
, 3.8
, 3.10
и пункте 4
примечания Таблицы установлено, что составляющей тарифа на централизованное горячее водоснабжение, пользование холодным водоснабжением являются: водоотведение, подача горячей воды и биоочистка стоков.
Как подтверждается материалами дела, управление жилым домом № 2а по ул. Чудовской поручено Товариществу собственников жилья "Волна" (л. д. 138).
В рамках своих полномочий Товарищество заключило договоры № 1475 от 01.01.2007 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию (л. д. 74 - 78) и договор № 2688 от 01.01.2007 года на пользование тепловой энергией в горячей воде в целях обеспечения жителей дома коммунальными услугами.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Из толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рамках правоотношений, связанных с оказанием коммунальных услуг, Товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов Товарищества.
Соответствующие обязательства Товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами Товарищества, в связи с чем, при реализации коммунальных услуг по регулируемым тарифам Товарищество оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, Товарищество, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов Товарищества, тем самым отсутствует нарушение прав и интересов Товарищества. В связи с чем, довод представителя Товарищества о том, что заключение договоров на отпуск питьевой воды и на пользование тепловой энергией в горячей воде является экономической деятельностью Товарищества, не состоятелен.
Статьей 152 Жилищного кодекса РФ товариществу собственников жилья предоставлено право заниматься хозяйственной деятельностью для достижения целей, которые предусмотрены Уставом товарищества.
Целью образования Товарищества, в соответствии с его Уставом, является согласование порядка реализации прав членов товарищества по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме (л. д. 118).
Жилищный кодекс РФ установил несколько видов хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься товарищества собственников жилья:
обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме, которые в этом же объеме нашли свое отражение в Уставе Товарищества (л. д. 118). Иных видов хозяйственной деятельности Уставом Товарищества не предусмотрено.
В качестве доказательств ведения Товариществом предпринимательской деятельности представителем Товарищества были приложены документы - платежное поручение и счета (л. д. 135 - 137), подтверждающие приобретение Товариществом имущества (валиков, ключей и т.п.). Указанные обстоятельства не могут служить доказательством нарушения постановлением
№ 365 прав и интересов Товарищества.
Довод Общества в обоснование своих требований на пояснения по исковому заявлению директора МУП "Новгородский водоканал" (л. д. 47) не принимается судом, поскольку не являются доказательством нарушение прав Товарищества при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного суд считает, что постановление
№ 365, устанавливающее тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые населению, не нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления Товарищества собственников жилья "Волна" о признании недействующими пунктов 2.1
, 2.3
, 3.8
, 3.10
, пункта 4
примечаний таблицы "Тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода", являющейся приложением к постановлению Администрации Великого Новгорода от 21.12.2006 № 365 "О тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" отказать.
2. Признать пункты 2.1
, 2.3
, 3.8
, 3.10
, пункт 4
примечаний таблицы "Тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода", являющиеся приложением к постановлению Администрации Великого Новгорода от 21.12.2006 № 365 "О тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" не нарушающими права и законные интересы Товарищества собственников жилья "Волна" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Новгородской области.
Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА
Судьи
З.С.АНИСИМОВА
Л.А.МАКСИМОВА