Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

32 сессия IV созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2010 г. № 1301-пс

О ДОКЛАДЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ЗА 2009 ГОД
"О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"

Доклад 2009 года является обобщением результатов деятельности Липецкого областного Совета депутатов по мониторингу правового обеспечения основных направлений законодательства области.
Сохраняя преемственность с предыдущими докладами, доклад 2009 года отражает базовые тенденции правового регулирования в различных сферах общественных отношений, законодательства области, а также правового обеспечения основных направлений развития законодательства Липецкой области, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Основной акцент в докладе 2009 года сделан на развитие законодательства области в условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, поддержание стабильности социально-экономического положения в регионе, повышение его инвестиционной привлекательности, уровня и качества жизни населения.
Такой подход позволил в докладе 2009 года:
обобщить результаты деятельности органов государственной власти по законодательному обеспечению реализации основных направлений государственной политики области;
проанализировать качество законодательства;
выявить основные тенденции развития законодательства в сферах, имеющих комплексное значение для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Отличительными особенностями доклада 2009 года являются разделы, посвященные: открытости информации о деятельности Липецкого областного Совета депутатов; социальным инновациям; законодательному обеспечению проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области; мониторингу Закона Липецкой области "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области".
Учитывая изложенное, решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, частью 3 статьи 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ "О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области", областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2009 год "О состоянии законодательства Липецкой области".
2. Считать, что в докладе 2009 года дается комплексная характеристика состояния законодательства Липецкой области, определяются основные тенденции развития законодательства в сферах, имеющих комплексное значение для реализации прав и свобод человека и гражданина.
3. Направить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2009 год "О состоянии законодательства Липецкой области" в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Главному федеральному инспектору по Липецкой области, главе администрации области, в администрацию области, Липецкий областной суд, Арбитражный суд области, прокуратуру области, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, уполномоченному по правам человека в Липецкой области, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
4. Представить доклад 2009 года на конкурс в рамках ежегодной Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики", проводимой Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Комитетам Липецкого областного Совета депутатов использовать выводы и рекомендации доклада при осуществлении своей деятельности по правовому мониторингу и реализации полномочий областного Совета депутатов.
6. Опубликовать текст доклада Липецкого областного Совета депутатов за 2009 год "О состоянии законодательства Липецкой области" отдельным изданием, а также разместить на официальном сайте Липецкого областного Совета депутатов.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Липецкого областного Совета депутатов
П.И.ПУТИЛИН





ДОКЛАД
ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ЗА 2009 ГОД
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

На основании части 1 статьи 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ "О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области" Липецкий областной Совет депутатов представляет третий доклад "О состоянии законодательства Липецкой области", который является одной из форм осуществления Липецким областным Советом депутатов ежегодного мониторинга нормотворческой деятельности.
Второй доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2008 год "О состоянии законодательства" в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики" получил высокую оценку. Липецкому областному Совету депутатов вручен диплом-признание как победителю III Всероссийского конкурса исследовательских работ и конкурса на лучшие нормативные правовые акты или концептуальное обеспечение мониторинга законодательства, проводимого Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Третий доклад является обобщением результатов законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов в 2009 году.
Основными объективными факторами, оказывающими влияние на развитие законодательства области, являются изменения в экономической, социальной и политической сферах, а также связанные с ними изменения в системе управления.
В условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса изменения законодательства области были направлены, в первую очередь, на поддержание стабильности социально-экономического положения в регионе, на повышение его инвестиционной привлекательности, уровня и качества жизни населения.
Вместе с тем обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация государственной власти и местного самоуправления остаются важнейшими направлениями развития законодательства области.
Проведенный анализ позволяет достаточно полно отразить нынешнее состояние законодательства Липецкой области, выявить пробелы в правовом регулировании и наметить перспективы его дальнейшего совершенствования.

]]>
В связи с принятием и вступлением в силу с 1 января 2010 года Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" начисления на заработную плату должны будут производиться по тарифам страховых взносов, а не по проценту отчислений единого социального налога. На основании указанного федерального закона потребуется внести изменения уточняющего характера в отдельные законы области.
В целях увеличения объемов жилищного строительства и обеспечения граждан доступным жильем предполагается продолжить предоставление социальных выплат гражданам в рамках областных жилищных программ, в том числе молодым семьям, работникам бюджетной сферы, сельским жителям.
В 2010 году до празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне планируется обеспечить жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, в связи с этим потребуется внесение изменений в Закон Липецкой области "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в целях его приведения в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" в части предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, а также иным установленным законом категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от срока постановки на учет в органах местного самоуправления.
В целях повышения эффективности муниципального управления и сокращения неэффективных бюджетных расходов предполагается сокращение численности муниципальных служащих в администрациях городских округов и муниципальных районов, а также уменьшение количества сельских поселений в границах муниципальных районов посредством их объединения.
Для достижения максимальной сбалансированности покупательского спроса и предложения на товарных рынках области предполагается внесение изменений в нормативные правовые акты области, направленные на снижение алкоголизации населения, нелегального оборота алкогольной продукции, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Концепцией государственной политики по снижению масштаба злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
В целях создания условий для привлечения широких кругов общественности к решению вопросов социального сиротства, предотвращению безнадзорности и беспризорности среди подростков, а также снижению детской преступности продолжится работа по законодательному регулированию механизма привлечения представителей гражданского общества для оказания содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию подростков, формирования у них навыков здорового образа жизни, их реабилитации и адаптации, принятию закона области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних".
В 2010 году продолжится работа по развитию институтов гражданского общества в муниципальных районах и городских округах в целях создания условий для социальной активности населения и укрепления стабильности общества в социально-экономическом развитии региона.
В целях поддержания экономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития, создания условий для оптимизации расходных обязательств области и обеспечения их выполнения, предоставления населению доступных и качественных бюджетных услуг планируется проведение взвешенной и ответственной бюджетной политики; оптимизация расходов бюджета области с целью исполнения принятых расходных обязательств области.
Для создания условий для инновационного социально-ориентированного развития области в транспортном комплексе предполагается развитие пассажирского автомобильного транспорта путем совершенствования нормативной правовой базы, необходимой для реформирования системы управления и финансирования отрасли.
В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления в ходе проведения мероприятий административной реформы и реализации принципа транспарентности государственной власти и управления планируется совершенствование практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Липецкой области.
Реализация данных направлений будет способствовать повышению качества жизни населения и эффективности воздействия на социально-экономическое развитие области.

Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛАНИЯ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года в сфере укрепления демократических институтов на региональном уровне предлагается следующее.
По вопросу введения единого критерия установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Численность депутатов должна быть соразмерной количеству избирателей. Это соотношение должен определить федеральный закон. С другой стороны, этот процесс не должен отразиться на качестве народного представительства.
Чтобы не произошел резкий рост представителей от областных центров и депутатские мандаты не достались в основном тем, кто стоит во главе партийных списков, и, как правило, проживает в региональных центрах, будет правильным, если учитывать при определении единого критерия численности депутатского корпуса коэффициент плотности населения.
Следовало бы обеспечить и равномерное их представительство от территорий региона с тем, чтобы каждый муниципальный район имел своего депутата в законодательном органе.
По вопросу замещения депутатских вакансий для работы на постоянной основе и на руководящих постах представителями всех партий, представленных в региональных парламентах.
Вопрос этот заслуживает самого пристального внимания и серьезного анализа и рассматриваться должен персонально по каждой кандидатуре. Либо это будет руководитель комитета или фракции, либо их заместители, или члены комитета или фракции. Исходить надо из того, чтобы количество членов фракции было не менее 3 человек.
При этом должна учитываться экономическая составляющая и пропорциональность между численностью депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, и численностью аппарата.
В связи с этим будет правильным установить Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предельную норму численности депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, по аналогии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", ограничивающим количество депутатов, работающих на постоянной основе, - не более 10% от установленной численности представительного органа.
Конкретное число депутатов должен устанавливать соответственно законодательный орган субъекта Российской Федерации.
С другой стороны, если депутат пришел работать на постоянную основу, то он должен иметь четкие функциональные обязанности и нести персональную ответственность, что должно быть урегулировано федеральным законом.
По вопросу представительства партий в законодательном органе субъекта РФ, за которые на региональных выборах проголосовало более 5 процентов избирателей.
На наш взгляд, какие бы возможности не предоставляло законодательство (5% или 7%), без участия самих партий, без серьезных усилий с их стороны реальных результатов добиться невозможно.
Конечно, 7-процентный барьер - это высокий процент и не все партии сумеют его преодолеть. Но если партия не имеет своих структур в районах, в городских и сельских поселениях, работает с избирателями только со дня назначения выборов и в рамках 90 - 100 дней, от такого ее организационного состояния и работы, без всякого сомнения, нельзя рассчитывать на серьезный успех.
Поэтому политические партии, прежде всего, должны работать в постоянном режиме с населением, убеждать массы в преимуществе своей программы. Только тогда, когда представители политических партий будут не с экрана телевизора и с газетных полос вести агитационную пропаганду, а создадут повсеместно свои организационные структуры, будут находить возможности для встреч с избирателями непосредственно на местах, только тогда избиратель может оказать им свою поддержку.
Если говорить о гарантиях тем партиям, которые набрали на региональных выборах более 5% голосов избирателей, то возможно это обеспечить по аналогии с выборами депутатов Государственной Думы Российской Федерации. В этом случае должны быть внесены изменения в федеральное законодательство о передаче депутатских мандатов спискам кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенных к распределению депутатских мандатов.
По вопросу освобождения партий от сбора подписей для участия в региональных выборах.
Дело в том, что не все партии сильны, не все имеют необходимые материальные средства. По просьбе малочисленных партий, такая норма должна быть внесена, чтобы помочь им, дать возможность участвовать в региональных выборах при условии, если они авторитетны, если у них хорошие идеи, если они занимают активную позицию в государственном строительстве.
В перспективе можно отказаться от сбора подписей в их поддержку при выдвижении в органы власти.
По вопросу заслушивания и обсуждения сообщений и предложений партий, не представленных в законодательных органах.
На наш взгляд, это существенное предложение, так как роль политических партий как "универсального института, связывающего государство и граждан и обеспечивающего представительство различных социальных интересов в государственных институтах" бесспорна. Развитая партийная система, при которой государство всесторонне поддерживает политические партии, гарантирует реализацию и защиту их прав и законных интересов, является важным атрибутом современной демократии. Это позволит реализовать те аспекты деятельности политических партий, которые так или иначе связаны с формированием и функционированием государственных институтов.
По вопросу наведения порядка с досрочным голосованием на местных выборах.
Будет правильным отменить на муниципальном уровне досрочное голосование, что исключит возможность различных манипуляций.
От выборов к выборам процедурные нормы необходимо оттачивать, выверять на эффективность.
Объективно детализированные и одновременно доступные для понимания нормы права должны вытеснять из практики так называемые "черные технологии" и способствовать дальнейшей демократизации избирательного процесса.
По вопросу принятия закона, гарантирующего равенство освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональном парламенте.
С учетом особенностей медиарынка необходимо в каждом регионе принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в законодательных органах, что позволит законодательно закрепить инициативу Президента Российской Федерации.
В III квартале 2010 года Липецким областным Советом депутатов запланировано принятие закона Липецкой области о гарантиях равенства партий, представленных в Липецком областном Совете депутатов, при освещении их деятельности в средствах массовой информации.
По вопросу ежегодного отчета руководителя исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией Российской Федерации.
На наш взгляд, предложенная Президентом Российской Федерации такая форма контроля является актуальной и может быть реализована путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Уставом Липецкой области предусмотрено заслушивание областным Советом депутатов ежегодных сообщений главы администрации области о положении дел в регионе, а также отчетов об исполнении областного бюджета и о выполнении программы социально-экономического развития области.
По вопросу перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам.
Считаем этот вопрос преждевременным. Многие региональные отделения политических партий не имеют разветвленной структуры на местах. Это затруднит участие партий в избирательном процессе от выдвижения кандидатур до ведения агитационной работы среди избирателей, и, прежде всего, на уровне сельских поселений.
Пропорциональная система ослабляет непосредственную связь депутатов со своими избирателями. Избиратель сегодня склонен голосовать за персональную кандидатуру и привык к тому, что у него есть конкретный депутат, который оказывает содействие в решении проблем, отстаивает его интересы в органах власти.
Более приемлемой является смешанная система, при которой половина депутатского корпуса избирается по партийным спискам. Причем партийные списки должны иметь региональные группы.
По вопросу активизации работы по технологическому обеспечению политической конкуренции.
Необходимым условием демократических выборов является обеспечение их конкурентного характера. Именно политическая конкуренция обеспечивает легитимность результатов выборов, а значит и легитимность власти.
Только с помощью конкурентной модели можно добиться устойчивого экономического благосостояния, то есть построить устойчивую демократическую систему, сохраняющую способность к саморазвитию.
Участие населения в избирательной кампании делает результаты выборов легитимными.
Только при достижении в обществе достаточного уровня политической культуры можно ожидать результативного развития политической конкуренции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru