УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2009 г. № 40
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 50/р по признакам нарушения рекламного законодательства от 27.10.2009, возбужденное в отношении ООО "Ольга" и ФГУП "ВГТРК" в связи с размещением 19 декабря 2008 г. в 12 часов 46 мин. (местного времени) в эфире телевизионного канала "Российское телевидение" в городе Иркутске рекламы аппарата "Онега" следующего содержания: "Внимание! Это может случиться с каждым. Научно доказано, что внутреннее биологическое электричество играет важную роль в жизни человека. С возрастом потеря энергии ведет к нарушению баланса разноименных зарядов, а возникновение вследствие спазмов и сужения сосудов препятствует кровообращению и является основной причиной возникновения гипертонии. "Онега" - прибор, основанный на традициях древнекитайской медицины. При контакте с человеком он преобразует разбалансированные электрические заряды больных клеток в ионы и заряжает организм энергией. Отмеченный международными призами и наградами аппарат полностью оправдывает свое второе название - убийца гипертонии. Аппарат "Онега" - это средство лечения гипертонии и поддержания здоровья всей семьи",
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в целях осуществления государственного контроля по соблюдению требований законодательства о рекламе и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее - ФЗ "О рекламе") с 17.12.2008 по 25.12.2008 проведена проверка рекламы, распространяемой в эфире телевизионного канала "Российское телевидение". В ходе проверки 19.12.2008 в 12 часов 46 мин. (местного времени) выявлена реклама следующего содержания: "Внимание! Это может случиться с каждым. Научно доказано, что внутреннее биологическое электричество играет важную роль в жизни человека. С возрастом потеря энергии ведет к нарушению баланса разноименных зарядов, а возникновение вследствие спазмов и сужения сосудов препятствует кровообращению и является основной причиной возникновения гипертонии. "Онега" - прибор, основанный на традициях древнекитайской медицины. При контакте с человеком он преобразует разбалансированные электрические заряды больных клеток в ионы и заряжает организм энергией. Отмеченный международными призами и наградами аппарат полностью оправдывает свое второе название - убийца гипертонии. Аппарат "Онега" - это средство лечения гипертонии и поддержания здоровья всей семьи".
В указанной рекламе содержится информация с предложением приобрести аппарат для стабилизации артериального давления "Онега".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
На основании изложенного определением № 50/р от 27.10.2009 возбуждено дело по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе". К участию в деле привлечены в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Ольга" (рекламодатель), ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (рекламораспространитель).
В ходе рассмотрения дела по существу представитель ООО "Ольга" пояснил, что производитель аппарата "Онега" изначально не предусматривал каких-либо противопоказаний при использовании данного изделия. Указать в рекламе об отсутствии противопоказаний к применению прибора ООО "Ольга" не могло, т.к. это расценивалось бы как нарушение пунктов 7 и 8 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе" (создается впечатление ненужности обращения к врачу, гарантируется положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий). Указать в рекламе о наличии противопоказаний противоречило бы части 1 статьи 5 и пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" (реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе потребительских свойствах, об условиях применения).
Представителем ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" даны устные пояснения, из которых следует, что "ВГТРК" поддерживает позицию ООО "Ольга" относительно пробелов в законодательстве, что, безусловно, создает спорные моменты при его практическом применении. При этом пояснил, что именно ведущим юрисконсультом филиала "ВГТРК" ГТРК "Иркутск" Ивашкевичем А.Т. было принято решение о распространении рекламы в том виде, в каком она была представлена рекламодателем, так как именно он согласно должностной инструкции контролирует выходящие в эфир материалы на предмет соответствия требованиям рекламного законодательства.
В результате анализа представленных документов и пояснений Комиссией установлено:
ООО "Ольга", действуя на основании договора № 83/23 от 1 февраля 2008 г., заключенного между ООО "Ольга" и ЗАО "Видео Интернэшнл - Байкал", поручило ЗАО "Видео Интернэшнл - Байкал" обеспечить проведение рекламной кампании путем размещения рекламы аппарата "Онега" в региональном эфире ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания".
ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в соответствии с договором № ВТ-071230-292Г от 30.12.2007, заключенным между ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" и ЗАО "Видео Интернэшнл - Байкал", разместило рекламный ролик аппарата "Онега" в региональном эфире телеканала "Российское телевидение".
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, следовательно, ООО "Ольга" является рекламодателем.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" является рекламораспространителем.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемый рекламный ролик, размещенный 19 декабря 2008 г. в 12 часов 46 мин. (местного времени) в эфире телевизионного канала "Российское телевидение", полностью соответствует понятию статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" и является рекламой. Так как прибор для стабилизации артериального давления "Онега" зарегистрирован в Министерстве здравоохранения РФ как изделие медицинской техники, то распространение данной рекламы должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными частью 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
Рекламный ролик "Онега" имеет текст предупреждения о необходимости ознакомления с инструкцией в соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе", с соблюдением требований продолжительности и площади такого предупреждения, однако не имеет предупреждения о наличии противопоказаний к применению.
Следовательно, рекламный ролик аппарата "Онега", размещенный 19 декабря 2008 г. в 12 часов 46 мин. (местного времени) в эфире телевизионного канала "Российское телевидение", нарушает требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Следовательно, ООО "Ольга" как рекламодателем допущено нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" как рекламораспространителем допущено нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Также Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама в данном виде в настоящее время не распространяется.
Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено до принятия решения, руководствуясь п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36, статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 № 508, Комиссия
решила:
1) признать рекламу аппарата "Онега", размещенную 19 декабря 2008 г. в эфире телевизионного канала "Российское телевидение", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе";
2) выдать ООО "Ольга" предписание
о недопущении нарушения законодательства о рекламе;
3) выдать ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" предписание о недопущении нарушения законодательства о рекламе;
4) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2009 г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента вынесения в установленном законом порядке.