Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2009 г. № 40

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 50/р по признакам нарушения рекламного законодательства от 27.10.2009, возбужденное в отношении ООО "Ольга" и ФГУП "ВГТРК" в связи с размещением 19 декабря 2008 г. в 12 часов 46 мин. (местного времени) в эфире телевизионного канала "Российское телевидение" в городе Иркутске рекламы аппарата "Онега" следующего содержания: "Внимание! Это может случиться с каждым. Научно доказано, что внутреннее биологическое электричество играет важную роль в жизни человека. С возрастом потеря энергии ведет к нарушению баланса разноименных зарядов, а возникновение вследствие спазмов и сужения сосудов препятствует кровообращению и является основной причиной возникновения гипертонии. "Онега" - прибор, основанный на традициях древнекитайской медицины. При контакте с человеком он преобразует разбалансированные электрические заряды больных клеток в ионы и заряжает организм энергией. Отмеченный международными призами и наградами аппарат полностью оправдывает свое второе название - убийца гипертонии. Аппарат "Онега" - это средство лечения гипертонии и поддержания здоровья всей семьи",

установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в целях осуществления государственного контроля по соблюдению требований законодательства о рекламе и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее - ФЗ "О рекламе") с 17.12.2008 по 25.12.2008 проведена проверка рекламы, распространяемой в эфире телевизионного канала "Российское телевидение". В ходе проверки 19.12.2008 в 12 часов 46 мин. (местного времени) выявлена реклама следующего содержания: "Внимание! Это может случиться с каждым. Научно доказано, что внутреннее биологическое электричество играет важную роль в жизни человека. С возрастом потеря энергии ведет к нарушению баланса разноименных зарядов, а возникновение вследствие спазмов и сужения сосудов препятствует кровообращению и является основной причиной возникновения гипертонии. "Онега" - прибор, основанный на традициях древнекитайской медицины. При контакте с человеком он преобразует разбалансированные электрические заряды больных клеток в ионы и заряжает организм энергией. Отмеченный международными призами и наградами аппарат полностью оправдывает свое второе название - убийца гипертонии. Аппарат "Онега" - это средство лечения гипертонии и поддержания здоровья всей семьи".
В указанной рекламе содержится информация с предложением приобрести аппарат для стабилизации артериального давления "Онега".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
На основании изложенного определением № 50/р от 27.10.2009 возбуждено дело по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе". К участию в деле привлечены в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Ольга" (рекламодатель), ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (рекламораспространитель).
В ходе рассмотрения дела по существу представитель ООО "Ольга" пояснил, что производитель аппарата "Онега" изначально не предусматривал каких-либо противопоказаний при использовании данного изделия. Указать в рекламе об отсутствии противопоказаний к применению прибора ООО "Ольга" не могло, т.к. это расценивалось бы как нарушение пунктов 7 и 8 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе" (создается впечатление ненужности обращения к врачу, гарантируется положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий). Указать в рекламе о наличии противопоказаний противоречило бы части 1 статьи 5 и пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" (реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе потребительских свойствах, об условиях применения).
Представителем ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" даны устные пояснения, из которых следует, что "ВГТРК" поддерживает позицию ООО "Ольга" относительно пробелов в законодательстве, что, безусловно, создает спорные моменты при его практическом применении. При этом пояснил, что именно ведущим юрисконсультом филиала "ВГТРК" ГТРК "Иркутск" Ивашкевичем А.Т. было принято решение о распространении рекламы в том виде, в каком она была представлена рекламодателем, так как именно он согласно должностной инструкции контролирует выходящие в эфир материалы на предмет соответствия требованиям рекламного законодательства.
В результате анализа представленных документов и пояснений Комиссией установлено:
ООО "Ольга", действуя на основании договора № 83/23 от 1 февраля 2008 г., заключенного между ООО "Ольга" и ЗАО "Видео Интернэшнл - Байкал", поручило ЗАО "Видео Интернэшнл - Байкал" обеспечить проведение рекламной кампании путем размещения рекламы аппарата "Онега" в региональном эфире ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания".
ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в соответствии с договором № ВТ-071230-292Г от 30.12.2007, заключенным между ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" и ЗАО "Видео Интернэшнл - Байкал", разместило рекламный ролик аппарата "Онега" в региональном эфире телеканала "Российское телевидение".
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, следовательно, ООО "Ольга" является рекламодателем.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" является рекламораспространителем.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемый рекламный ролик, размещенный 19 декабря 2008 г. в 12 часов 46 мин. (местного времени) в эфире телевизионного канала "Российское телевидение", полностью соответствует понятию статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" и является рекламой. Так как прибор для стабилизации артериального давления "Онега" зарегистрирован в Министерстве здравоохранения РФ как изделие медицинской техники, то распространение данной рекламы должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными частью 7 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
Рекламный ролик "Онега" имеет текст предупреждения о необходимости ознакомления с инструкцией в соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе", с соблюдением требований продолжительности и площади такого предупреждения, однако не имеет предупреждения о наличии противопоказаний к применению.
Следовательно, рекламный ролик аппарата "Онега", размещенный 19 декабря 2008 г. в 12 часов 46 мин. (местного времени) в эфире телевизионного канала "Российское телевидение", нарушает требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Следовательно, ООО "Ольга" как рекламодателем допущено нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" как рекламораспространителем допущено нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Также Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама в данном виде в настоящее время не распространяется.
Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено до принятия решения, руководствуясь п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36, статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 № 508, Комиссия

решила:

1) признать рекламу аппарата "Онега", размещенную 19 декабря 2008 г. в эфире телевизионного канала "Российское телевидение", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе";
2) выдать ООО "Ольга" предписание о недопущении нарушения законодательства о рекламе;
3) выдать ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" предписание о недопущении нарушения законодательства о рекламе;
4) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2009 г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента вынесения в установленном законом порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru