Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2006 г. по делу № А-62-4730/2006

Резолютивная часть решения объявлена 6 декабря 2006 г.
Мотивированный текст решения изготовлен 11 декабря 2006 г.
Арбитражный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Яковенковой В.В., судей Ерохиной Ю.В., Печориной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО КФ "Фантом" к Смоленскому городскому Совету и администрации г. Смоленска,
третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Смоленской области, об оспаривании нормативного правового акта,
при участии в заседании:
от заявителя - Кувшинников В.А., генеральный директор, протокол общего собрания учредителей об избрании от 21.07.2003 № 1, Михейкин В.Н., представитель, доверенность от 11.01.2005 № 98,
от ответчиков - Сурменева И.О., начальник юридического отдела, доверенность от 16.01.2006 № И-30, Квашина Т.А., специалист первой категории, доверенность от 02.02.2006 № 1-431, Голосов С.В., главный специалист-юрисконсульт правового управления, доверенность от 10.01.2006 № 1-30,
от третьего лица - Лопутнев А.А., заместитель руководителя, доверенность от 12.04.2006,

установил:

общество с ограниченной ответственностью коммерческая фирма "Фантом" (далее по тексту - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленскому городскому Совету (далее по тексту - Совет) и администрации г. Смоленска (далее по тексту - администрация) о признании недействующим пункта 1 решения 28-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 26.05.2006 № 299 "Об утверждении муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта города Смоленска" в части включения в маршрутную сеть города Смоленска муниципального маршрута № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Смоленской области.
По мнению заявителя, названный нормативный правовой акт в его оспариваемой части не соответствует статье 44 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 5 (бис) Всемирной конвенции об авторском праве от 06.09.1952 (пересмотрено в Париже 24.07.1971), к которой Российская Федерация присоединилась 09.09.1995, положениям Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", так как маршрут № 18 "ОАО "Шарм" - Полиграфкомбинат" разработан авторами-составителями Ивановым Н.В. и Ковалевым Ю. О 10.01.2001 и называется "Новый городской автобусный маршрут в г. Смоленске", следовательно, он не является муниципальным маршрутом и не может быть включен в муниципальную маршрутную сеть пассажирского транспорта города Смоленска. Таким образом, ответчики, незаконно используя на маршруте № 18 схему движения, авторами-составителями которой являются Иванов Н.В. и Ковалев Ю.О., путем ее размещения в транспортных средствах и осуществления перевозки пассажиров по маршруту № 18, графически отображенному на этой схеме, нарушают авторские права вышеуказанных лиц, в то время как исключительные права на использование объекта интеллектуальной собственности - карты-схемы пассажирского маршрута под названием "Новый городской пассажирский маршрут в г. Смоленске № 18" для осуществления пассажирских перевозок по указанной схеме переданы обществу на основании заключенного между гражданами Ивановым Н.В. и Ковалевым Ю.О. и ООО КФ "Фантом" договора от 01.08.2005 № 4-а.
Ответчики и третье лицо представили отзывы на заявление, возражая против доводов общества, указывают, что: во-первых, ни у заявителя, ни у каких-либо иных лиц нет исключительных прав на муниципальный маршрут № 18, поскольку пассажирский маршрут вообще не может являться объектом авторского права; во-вторых, авторами-составителями Ивановым Н.В. и Ковалевым Ю.О. зарегистрировано право на "карту-схему пассажирского маршрута", которая является лишь одной из составляющих пассажирского маршрута; в-третьих, включенный в маршрутную сеть муниципальный маршрут № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок" существенно отличается по протяженности, схеме движения и другим характеристикам от карты-схемы, авторское право на которую принадлежит вышеуказанным лицам, поэтому карта-схема, разработанная Ивановым Н.В. и Ковалевым Ю.О., является в настоящее время невостребованной.
В судебном заседании представители общества поддержали требования, изложенные в заявлении.
Ответчики, третье лицо с требованиями общества не согласны по основаниям, изложенным в отзывах.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 10 Устава города Смоленска (принят решением 17-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.10.2005 № 164) к предметам ведения местного самоуправления относятся: организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.
Городская администрация в силу статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города.
Порядок открытия и эксплуатации регулярных автобусных маршрутов установлен Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200, и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2. Согласно названным нормативным правовым актам открытие новых маршрутов пассажирского транспорта, изменение действующих маршрутов, а также их закрытие относятся к вопросам, находящимся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Таким образом, федеральным законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, по утверждению маршрутов и графиков движения транспорта. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 30.04.2004 № 847, открытие муниципальных маршрутов, изменение и прекращение движения по маршрутам осуществляются по решению Смоленского городского Совета. Изменение и прекращение движения по муниципальному маршруту могут производиться только после своевременного уведомления субъектов транспортной деятельности. Перевозчики' осуществляют пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам и графикам движения, утвержденным администрацией города Смоленска.
В силу статьи 29 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований находятся автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В смысле пункта 2 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 30.04.2004 № 847, муниципальным маршрутом является установленный органом местного самоуправления путь следования пассажирского транспорта между начальными и конечными пунктами, оборудованный объектами инфраструктуры, используемыми для оказания пассажирам услуг, связанных с перевозками; к объектам инфраструктуры муниципального маршрута пассажирского транспорта относятся посадочные площадки, звездные "карманы", дорожное полотно, остановочные модули (кроме находящихся в частной собственности) и другие объекты благоустройства, расположенные на муниципальных маршрутах, ремонт и содержание которых производятся муниципальными предприятиями.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что поскольку объекты инфраструктуры муниципального пассажирского маршрута относятся к объектам муниципальной собственности, то и сам маршрут является муниципальным. Таким маршрутом является и городской автобусный маршрут № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок", утвержденный органами местного самоуправления в пределах своей компетенции и включенный в муниципальную маршрутную сеть пассажирского транспорта города Смоленска.
В связи с вышеизложенным доводы общества о том, что маршрут № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок" неправомерно включен в муниципальную маршрутную сеть г. Смоленска и выставлен на торги как муниципальный маршрут, суд считает несостоятельными. Кроме того, фактические обстоятельства правомерности объявления и проведения администрацией г. Смоленска конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в г. Смоленске, в том числе и по маршруту № 18, были установлены Арбитражным судом Смоленской области при рассмотрении дела № А-62-9954/2005. Решение суда по указанному делу от 10.03.2006 вступило в законную силу (постановление ФАС ЦО от 19.09.2006) и имеет преюдициальное значение при оценке вышеуказанных обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Согласно пункту 4 названной статьи авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
В силу пункта 1 статьи 7 названного Закона объектами авторского права являются:
- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведен и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения.
Как следует из материалов дела, авторами-составителями Ивановым Н.В. и Ковалевым Ю.О. зарегистрирован объект интеллектуальной собственности - составительство карты-схемы пассажирского маршрута под названием "Новый городской автобусный маршрут в городе Смоленске № 18", представляющей собой схематичное изображение маршрута движения автотранспорта в виде отрезка прямой от одной точки (окружности) до другой с указанием названий остановок, выполненной на обычном листе формата А4, что подтверждается свидетельством № 8858 о депонировании и регистрации произведения - объекта интеллектуальной собственности, выданным Российским авторским обществом 01.08.2005.
Согласно пункту 2 договора от 01.08.2005 № 40-а правообладатели передали ООО КФ "Фантом" право на использование объекта интеллектуальной собственности - карты-схемы пассажирского маршрута под названием "Новый городской автобусный маршрут в городе Смоленске № 18" для осуществления пассажирских перевозок по указанной схеме.
Таким образом, объектом, на который заявителю переданы права по договору, является схема как графическое изображение.
В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" автор или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права в суде способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
К произведениям в форме изображения может быть применен запрет на их использование путем воспроизведения или показа, что характерно для произведений живописи и графики или других произведений изобразительного искусства. Однако общество, считая себя обладателем исключительных прав, приобретенных по авторскому договору, со ссылкой на статью 48 названного Закона наряду с требованиями о признании исключительного права на спорные произведения просит суд прекратить использование ответчиками названных произведений, которое выражается в воспроизведении, публичном показе схем, в том числе переработанных, в транспортных средствах, принадлежащих иным перевозчикам, и осуществление перевозок пассажиров в городе Смоленске по маршруту № 18, отображенному на схеме.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемые заявителем меры защиты права не соответствуют виду объектов (схема как графическое изображение), для которого требуется охрана.
Суд считает необходимым также отметить следующее: результат творческой деятельности может быть признан объектом авторского права, только если он обладает новизной, уникальностью и неповторимостью; при создании схем движения транспорта разработчики исходят из одних и тех же данных, включая карту города, дорожные условия, потребности населения, а также небольшое количество улиц города Смоленска, идеи осуществлять перевозки именно по таким маршрутам могут возникнуть у многих перевозчиков, а создать подобные схемы может любое лицо, обладающее специальными познаниями в области пассажирских перевозок.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" идеи разработчиков схем движения или принципы направлений осуществления перевозок пассажиров не подлежат охране законом. Подобные идеи могут использоваться любыми перевозчиками без каких-либо разрешений.
Кроме того, схема движения автотранспорта, на которую заявитель просит признать исключительное право, является переработкой схемы движения маршрута пассажирского электротранспорта - троллейбуса № 1 "ОАО "Шарм" - ФГУП "Смоленский полиграфический комбинат", открытого в 1991 году, а также автобусного маршрута № 18 "ОАО "Шарм" - Полиграфкомбинат", утвержденного администрацией города Смоленска еще в 2002 г. (распоряжение от 23.01.2002 № 83-р "Об утверждении маршрутной сети пассажирского автотранспорта", постановление от 25.12.2002 № 2691 "Об упорядочении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе Смоленске"), то есть значительно ранее, чем Новиковым Н.В. и Ковалевым Ю.О. зарегистрировано авторское право на карту-схему пассажирского маршрута под названием "Новый городской автобусный маршрут в городе Смоленске № 18" (право зарегистрировано 01.08.2005).
Заявитель также не представил суду доказательств того, что включенный ответчиками в муниципальную маршрутную сеть маршрут № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок" является именно тем маршрутом, на который авторами-составителями Ивановым Н.В. и Ковалевым Ю.О. разработана карта-схема, поскольку маршрут № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок" существенно отличается по протяженности, схеме движения и другим характеристикам от карты-схемы, авторское право на которую принадлежит вышеуказанным лицам.
Доводы общества о том, что включенный ответчиками в муниципальную маршрутную сеть маршрут № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок" на 60 процентов совпадает по схеме движения с маршрутом № 18 "ОАО "Шарм" - Полиграфкомбинат", поэтому указанные маршруты являются одним и тем же автобусным маршрутом, суд также считает несостоятельными, поскольку многие маршруты муниципальной автобусной сети города Смоленска ввиду небольшого количества улиц города на том или ином участке по схеме движения совпадают между собой, тем более когда движение транспорта осуществляется по центральным, с большой протяженностью, улицам города, каковыми являются в том числе улицы Кирова и Шевченко.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований общества у суда не имеется, поскольку авторские права ни граждан Иванова Н.В. и Ковалева Ю.О., ни ООО КФ "Фантом" ответчиками при издании решения 28-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 26.05.2006 № 299 "Об утверждении муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта города Смоленска" в части включения в маршрутную сеть города Смоленска муниципального маршрута № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок" не нарушены.
Позиция суда, изложенная в настоящем решении, подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 8911/05), а также судебной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2006 № А05-6902/04-16).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать пункт 1 решения 28-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 26.05.2006 № 299 "Об утверждении муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта города Смоленска" в части включения в маршрутную сеть муниципального маршрута № 18 "Городской Дом культуры - Карачевский переулок" соответствующим положениям Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", статье 44 Конституции Российской Федерации.
В удовлетворении заявленных требований ООО КФ "Фантом" отказать в полном объеме.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать решение суда в кассационную инстанцию в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
В.В.ЯКОВЕНКОВА

Судьи
Ю.В.Ерохина
В.А.ПЕЧОРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru