Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия

Документ изменён вышестоящим судом.

Подробнее см. Справку
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. № 3-10/2009

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,
при секретаре судебного заседания Ф.Е.В.
с участием в деле:
заявителя - прокурора Республики Мордовия, его представителей Р., Ф.Ю.И., представивших в подтверждение своих полномочий служебные удостоверения,
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия, его представителей Б., представившей в подтверждение своих полномочий доверенность от 23 октября 2007 года, З., представившего в подтверждение своих полномочий доверенность от 03 июня 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению прокурора Республики Мордовия об оспаривании Перечня должностей, дающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.12.2004 г. № 478 (с последующими изменениями и дополнениями),

установил:

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.12.2004 г. № 478 "О мерах по реализации Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Перечень должностей, дающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Первоначальный текст постановления опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 30 декабря 2004 года (л.д. 12), изменения и дополнения в этом же печатном издании.
Прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании указанного Перечня (в редакции постановления Правительства от 12 февраля 2007 года № 44 л.д. 64 - 67) противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор указал, что установление Перечнем наименований должностей педагогических, медицинских и фармацевтических, ветеринарных и культурно-просветительских работников ограничивает права на получение мер социальной поддержки других работников этих же отраслей, не включенных в Перечень, поскольку по ранее действовавшему законодательству льготы по оплате жилья и коммунальных услуг имели все педагогические, медицинские, ветеринарные и культурно-просветительские работники.
В судебном заседании Р. и Ф.Ю.И. от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и просили удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Б. и З. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразили и просили суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических, медицинских и фармацевтических, ветеринарных и культурно-просветительских работников, проживающих в сельской местности, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, поэтому республика вправе самостоятельно порядок и условия ее предоставления. Установление Перечня должностей не противоречит федеральному законодательству, чьих-либо прав не нарушает и способствует практическому осуществлению указанной меры социальной поддержки.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора в части по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Прокурором оспариваются положения нормативного правового акта республики, регулирующего вопросы социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Оспариваемым прокурором Перечнем предусмотрены наименования должностей педагогических, медицинских и фармацевтических, культурно-просветительских и ветеринарных работников, а также наименования соответствующих учреждений, работа в которых дает право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Обосновывая заявленные требования, прокурор исходит из того, что всем указанным в перечне категориям работникам без ограничения наименованиями должностей до 1 января 2005 года предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, объем которых в силу статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не может быть менее предоставлявшегося по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Изложенный вывод в части установления перечня медицинских, фармацевтических, культурно-просветительских и ветеринарных работников основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Принимая решение в указанной части, суд исходит из того, что Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 г.
В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции указанного Федерального закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6).
В связи с этим субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории работников и условия предоставления льгот по оплате найма жилого помещения, отопления и энергоснабжения.
Статьей 6 Закона РФ "О ветеринарии" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122) также определено, что специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, то есть, самостоятельно субъект Российской Федерации определяет меры социальной поддержки данной категории граждан.
В отношении работников культуры статья 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 438-1 "О социальном развитии села", предусматривавшая меры социальной поддержки, в том числе и для работников культуры, утратила силу с 1 января 2005 г., в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Таким образом, каких-либо норм, устанавливающих льготы по оплате жилья и коммунальных услуг указанным выше категориям работников, Федеральными законами не предусмотрено.
Вместе с тем, по смыслу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В рамках этих полномочий законодательным органом республики принят Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего, в Республике Мордовия" (с последующими изменениями) (л.д. 38 - 54), в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого лицам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, за исключением педагогических работников и лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 4 этой статьи предусмотрено, что порядок предоставления указанной меры социальной поддержки, а также перечень должностей лиц, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, определяются Правительством Республики Мордовия.
В свою очередь, постановление от 28 декабря 2004 года № 478 принято Правительством республики в целях реализации Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", следовательно, Перечень должностей в части наименований должностей медицинских, фармацевтических, ветеринарных и культурно-просветительских работников принят в рамках полномочий Правительства Республики Мордовия.
При таких обстоятельства суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в части наименований должностей медицинских, фармацевтических, ветеринарных и культурно-просветительских работников.
Разрешая заявление прокурора в части наименований должностей педагогических работников, суд исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 8.1 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" предусмотрена мера социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 5 указанной статьи полномочия в части определения порядка предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставлены Правительству Республики Мордовия. Полномочия в части установления перечня должностей педагогических работников исполнительному органу республики не предоставлялись.
Таким образом, Перечень должностей в части наименования должностей педагогических работников и наименований образовательных учреждений принят Правительством Республики Мордовия с превышением полномочий, что является самостоятельным основанием для признания нормативного акта недействующим.
Кроме того, Законом РФ "Об образовании" право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено всем педагогическим работникам образовательных учреждений, в связи с чем ограничение этой категории работников перечнем наименований должностей не может быть признано соответствующим федеральному закону.
Ссылка представителей Правительства Республики Мордовия на то обстоятельство, что полномочие Правительства в части установления перечня наименований должностей педагогических работников предусмотрено пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" основан на неправильном толковании нормы материального права. В пункте 1 указанной статьи предусмотрено, что она регулирует вопросы предоставления, меры социальной поддержки лицам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, за исключением педагогических работников. Правовое регулирование мер социальной поддержки педагогических работников предусмотрено статьей 8.1 указанного закона, в которой, как указывалось выше, в отличие от редакции статьи 8, не предусмотрено полномочие Правительства на установление перечня должностей педагогических работников.
В соответствии с частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В данном случае суд признает оспоренные нормы недействующими со дня вступления в законную силу решения суда исходя из заявленных прокурором требований.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Правительства Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

заявление прокурора Республики Мордовия удовлетворить частично.
Признать Перечень должностей, дающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.12.2004 г. № 478 (с последующими изменениями и дополнениями) в части наименований должностей педагогических работников и наименований образовательных учреждений недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Заявление прокурора Республики Мордовия об оспаривании Перечня должностей, дающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.12.2004 г. № 478 (с последующими изменениями и дополнениями) в остальной части оставить без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия государственную пошлину 2000 (две тысячи) рублей с зачислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru