Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2010 г. по делу № А44-5456/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 января 2010 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:
Председательствующего судьи Киселевой М.С.,
Судей Куземы А.Н., Лариной И.Г.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Троицкой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью "ПРЕДПРИЯТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
к Думе Великого Новгорода
о признании частично недействующим решения Думы Великого Новгорода от 11.11.2008 года № 229
при участии
от Общества: Д., представителя, доверенность пост. от 12.10.2009 года, паспорт <...>; С., представителя, доверенность пост. от 18.01.2010, паспорт <...>;
от Думы: М., заместителя начальника правового управления аппарата Думы, доверенность пост. от 23.11.2009 № 932, удостоверение <...>

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПРЕДПРИЯТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Думы Великого Новгорода (далее - Дума) от 11.11.2008 года № 229 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента в размере 0,0360 для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей (пункт 13).
В обоснование заявленных требований Общество указало на противоречие оспариваемого коэффициента статьям 8 и 55 Конституции РФ, статье 65 Земельного кодекса РФ, основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление № 582).
В судебном заседании представитель Общества поддержала заявленные требования с учетом их уточнения. Просила признать недействующим решение Думы № 229 от 11.11.2008 года в части установления коэффициента 0,0360 для 13 вида использования за земельные участки, предоставленные для размещения железнодорожных путей. Дополнительно пояснила, что представленный Думой отчет не соответствует принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года, противоречит пунктам 10, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Общества. Считала, что повышение арендной платы в 4 раза по сравнению с 2008 годом является экономически необоснованным.
Представитель Думы требования не признала. Считала, что в соответствии с муниципальным контрактом на разработку экономического обоснования целью последнего было экономическое обоснование коэффициентов, устанавливаемых в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, полагала, что Постановление Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года, не применимо в отношении оспариваемого решения, поскольку принято позднее. Считала, что Обществом не доказано зависимости снижение доходности Общества от установленных Думой коэффициентов, поскольку с 2008 года произошло изменение порядка определения арендной платы и размера кадастровой стоимости земельных участков, что каждое в отдельности может быть основанием для изменения доходности Общества.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 21 января 2010 года.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
11 ноября 2008 года Думой Великого Новгорода принято решение № 229 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - решение № 229).
Указанное решение № 229 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
В соответствии с частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, спор об обжаловании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Думы Великого Новгорода, подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Оспариваемый коэффициент 0,0360, установленный для 13 вида разрешенного использования за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей таблицы "Коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Коэффициенты) решения № 229 вступил в силу после его официального опубликования в газете "Новгород", как это установлено пунктом 2 решения Думы № 229, то есть с 19 ноября 2008 года, что подтверждается официальным опубликованием в газете "Новгород официальный" от 19.11.2008 № 28(90) и распространил действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года (том 1, л. д. 30 - 39).
Изменения, внесенные в решение № 229, 28 августа 2009 года № 465 опубликованы в газете "Новгород официальный" от 09 сентября 2009 года № 28(122) (том 1, л. д. 144 - 145), не затронули оспариваемого Обществом коэффициента.
Решение № 229 в оспариваемой части установило размер коэффициента за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей 13 вида разрешенного использования равный 0,0360 или 3,6 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Общество, полагая, что решение № 229 в этой части противоречит подпунктам 10, 11 пункта 1 статьи 1, статье 65 Земельного кодекса РФ и Постановлению Правительства РФ № 582 16.07.2009 года, просит признать его недействующим.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции действующей на момент принятия Думой оспариваемого решения) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 года № 301 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление № 301) размер арендной платы определяется по формуле:

АП = КС x К, где:

АП - годовой размер арендной платы (руб.);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент) (далее - коэффициент).
Пунктом 1.3 Постановления № 301 установлено, что для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.
Таким образом, устанавливаемый органом местного самоуправления коэффициент должен различаться по видам функционального использования земельных участков.
Дума Великого Новгорода 11 ноября 2008 года приняла решение № 229, которым установила коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для 16 видов разрешенного использования. Из пояснений представителя Думы следует, что для удобства расчета арендной платы установленный коэффициент указан как число 0,0360 при умножении которого на 100 получится коэффициент - 3,6 процента.
В соответствии с пунктами 10 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, основными принципами земельного законодательства, являются, в том числе, дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Следует отметить, что ни вышеуказанными принципа, ни статьей 65 Земельного кодекса РФ, ни Постановлением № 301 не предусмотрено обязательное наличие при принятии нормативного акта, устанавливающего размер арендной платы за землю, экономических обоснований этих размеров, в том числе коэффициентов, являющихся составляющей при определении арендной платы.
В обоснование своих требований Заявитель сослался на то, что оспариваемый акт противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 г. № 209-О, согласно которой при отсутствии в Российской Федерации единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при принятии соответствующего нормативного акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основании многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
Вместе с тем, согласно нормам, содержащимся в главе 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ, несоответствие оспариваемого нормативного правового акта правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации само по себе не может являться основанием для признания данного акта недействующим, если не установлено, что его несоответствие указанной правовой позиции привело к нарушению федерального конституционного закона и иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Определение Конституционного Суда РФ, на которое ссылается Общество, касается порядка определения ставок земельного налога.
Согласно статьям 390, 394 Налогового кодекса РФ налоговой базой земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, налоговые ставки устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, установленные Думой Коэффициенты, имеют экономическое обоснование, разработка которого осуществлена в соответствии с муниципальным контрактом от 26.02.2008 года, заключенным между Администрацией Великого Новгорода и Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок".
По результатам проведенного экономического обоснования Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" составлен отчет об экономическом обосновании коэффициентов, устанавливаемых в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и применяемых для расчета арендной платы за земельные участки в Великом Новгороде (далее - Отчет). Согласно данному Отчету коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков, равен произведению расчетного коэффициента для определения земельного налога (не более 0,3 % для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и сельскохозяйственного производства; не более 1,5 % - для других земельных участков) на корректирующий коэффициент, учитывающий вид функционального использования земельного участка (таблица 21 (том 2, л. д. 42 - 50)", и на переходный множитель к новой системе расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка равный 2,4 для всех земельных участков (том 1, л. д. 70).
Так, коэффициент для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, оспариваемый Обществом, и равный 0,036 получен путем умножения расчетного коэффициента для определения земельного налога (1,5 %) на корректирующий коэффициент, учитывающий вид функционального использования земельного участка (1) и на 2,4 (1,5 % x 1 x 2,4).
Таким образом, ссылка Общества на отсутствие экономического обоснования принятых решением Думы Коэффициентов не состоятельна.
Довод Общества о несоблюдении Думой основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, не принимается судом.
Статьей 3 Земельного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства РФ № 582 принято 16 июля 2009 года, вступило в законную силу с 04 августа 2009 года и не распространило действие на правоотношения, возникшие до его принятия.
Как подтверждается материалами дела, Думой принято решение 11 ноября 2008 года, то есть до принятия и вступления в силу Постановления № 582.
Следовательно, утвержденные Постановлением № 582 основные принципы определения арендной платы и не могли быть учтены при принятии Думой оспариваемого решения.
Исходя из приведенных положений статей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для признания судом нормативного акта не действующим является не только его несоответствие закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, но и нарушение этим актом прав и законных интересов лица, обжалующего акт.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Предприятие железнодорожного транспорта", заключив 31 марта 2005 года договор № 8860 аренды земельного участка с кадастровым номером 53:23:0000000:0006 с целью использования арендуемого земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей, с начала 2009 года уплачивает арендную плату по ставкам, установленным для 2008 года, что подтверждается наличием в производстве арбитражного суда Новгородской области дела № А44-3462/2009 по иску КУГИ Новгородской области к ООО "Предприятие железнодорожного транспорта" о взыскании 376 046 руб. 25 коп. по договору № 8860 от 31.03.2005 года.
Представленные Заявителем данные о снижении доходности Общества (том 1, л. д. 138, том 2, л. д. 6 - 33) не свидетельствуют о том, что такое снижение связано с принятием оспариваемого нормативного акта.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что решение Думы № 229 в части установления коэффициента 0,0360 для 13 вида разрешенного использования для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, не противоречит пунктам 10, 11 части 1 статьи 1, статье 65 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582, и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "ПРЕДПРИЯТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" о признании недействующим решения Думы Великого Новгорода от 11.11.2008 года № 229 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента равного 0,0360 для 13 вида разрешенного использования за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей отказать.

2. Признать решения Думы Великого Новгорода от 11.11.2008 года № 229 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента равного 0,0360 для 13 вида разрешенного использования за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, не противоречащим пунктам 10, 11 части 1 статьи 1, статье 65 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

4. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА

Судьи
А.Н.КУЗЕМА
И.Г.ЛАРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru