Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2004 г. по делу № А79-1300/04-СК1-1255

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 7 по ЧР, г. Цивильск, к районному комитету по управлению имуществом администрации Козловского района, г. Козловка, третье лицо - МУП общественного питания "Волна", г. Козловка, о взыскании 565821,27 руб.,
при участии в заседании представителей от истца и от ответчика

установил:

Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам № 7 по ЧР, г. Цивильск, обратилась в суд с иском к районному комитету по управлению имуществом администрации Козловского района, с привлечением к участию в споре в качестве третьего лица - МУП общественного питания "Волна", г. Козловка, о взыскании 565821,27 руб. налогов и пени, неуплаченных МУП общественного питания "Волна".
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, суду пояснила, что муниципальное унитарное предприятие общественного питания "Волна" учреждено Козловским районным комитетом по управлению имуществом. Согласно уставу МУП ОП "Волна" его имущество является муниципальной собственностью Козловского района и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения по договору, заключенному с учредителем. Инспекция, установив неисполнение МУП ОП "Волна" в установленный срок требований от 11.07.2003 г. № 371, от 16.07.2003 г. № 268, от 24.07.2003 г. № 383 об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты, 29.07.2003 г. вынесла постановление № 21 о наложении ареста на имущество МУП ОП "Волна" в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов на сумму не более 565821 руб.
Решением Арбитражного суда ЧР от 12.11.2003 г. по делу № А79-5774/03-СК1-5585 удовлетворено заявление комитета по управлению имуществом администрации Козловского района о признании постановления инспекции от 29.07.2003 г. о наложении ареста на имущество недействительным. В решении суда указано, что имущество, на которое был наложен арест в соответствии с оспариваемым постановлением, фактически не принадлежит МУП ОП "Волна". Данное имущество было передано МУП ОП "Волна" его учредителем - Козловским районным комитетом по управлению имуществом на основании акта приема-передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, следовательно, МУП ОП "Волна" не обладает правом собственности на это имущество.
Также указала, что согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Пунктом 1 статьи 298 ГК РФ установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
В связи с изложенными обстоятельствами, просит взыскать сумму налогов и пени в размере 565821,27 руб. с Козловского районного комитета по управлению имуществом.
Представитель ответчика иск не признала, на основании пунктов 2.1, 2.3, 3.5.5 Устава МУП ОП "Волна", договора о пользовании муниципальным имуществом, статьи 113, пункта 7 статьи 114, пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса РФ считает требования инспекции незаконными.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении спора без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает спор без участия представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам № 7 по ЧР, установив неисполнение МУП ОП "Волна" в установленный срок требований от 11.07.2003 г. № 371, от 16.07.2003 г. № 268, от 24.07.2003 г. № 383 об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты, вынесла постановление № 21 от 29.07.2003 г. о наложении ареста на его имущество в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов на сумму не более 565821 руб.
Учредитель МУП ОП "Волна" - Козловский районный комитет по управлению имуществом, являющийся собственником имущества МУП ОП "Волна", обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления инспекции от 29.07.2003 г.
Решением суда по делу № А79-5774/03-СК1-5585 постановление инспекции от 29.03.2003 г. признано недействительным и отменено.
Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам № 7 по ЧР, посчитав, что ответственность по долгам МУП ОП "Волна" должен нести его учредитель, обратилась в суд с иском к районному комитету по управлению имуществом администрации Козловского района о взыскании 565821,27 руб. налогов и пени, неуплаченных МУП ОП "Волна".
Требования инспекции удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Козловский районный комитет по управлению имуществом является структурным подразделением Козловской районной администрации и действует на основании Положения. Согласно пункту 1.1 Положения комитет является юридическим лицом.
Муниципальное унитарное предприятие общественного питания "Волна" (МУП ОП "Волна"), являющееся правопреемником муниципального предприятия ресторан "Волна", учреждено Козловским районным комитетом по управлению имуществом и зарегистрировано постановлением главы администрации Козловского района.
МУП ОП "Волна" относится к муниципальной собственности Козловского района и действует на основании Устава.
Согласно пункту 2.1 Устава МУП ОП "Волна" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печати и штампы, бланки со своим наименованием.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя. Учредитель не отвечает по обязательствам Предприятия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Из пункта 4.3 Устава следует, что предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения муниципальным имуществом в пределах, установленных действующим законодательством, Уставом и Договором о пользовании муниципальным имуществом Козловского района на праве хозяйственного ведения.
Из изложенного следует, что правовое положение МУП ОП "Волна" определяется нормами гражданского законодательства, регулирующими деятельность унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Статья 113 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Статья 114 Кодекса определяет правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Так, пунктом 8 данной статьи установлено, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса.
Пункт 3 статьи 56 Кодекса устанавливает, что учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
В обоснование своих требований налоговый орган ссылается на нормы статей 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ, которые регулируют правовое положение учреждения, право оперативного управления и распоряжение имуществом учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Поскольку МУП ОП "Волна" создано в соответствии с законодательством как унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и является коммерческой организацией, к нему не могут быть применимы названные налоговым органом нормы гражданского законодательства. Тем более, в данном случае не может применяться пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ в отношении субсидиарной ответственности учредителя МУП ОП "Волна", то есть в отношении Козловского районного комитета по управлению имуществом, поскольку данной нормой установлена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения.
Кроме того, налоговым органом в обоснование своих требований не приведено ни одной нормы налогового законодательства, на основании которой может быть произведено взыскание сумм налогов и пени с учредителя предприятия, не исполнившего обязанность по уплате данных сумм.
Пункт же 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ указывает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований налогового органа.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 110, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 7 по ЧР, г. Цивильск, в иске к районному комитету по управлению имуществом администрации Козловского района, г. Козловка, с участием в качестве третьего лица МУП общественного питания "Волна", г. Козловка, о взыскании 565821,27 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru