12 октября 2005 года | N 74-оз |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
И НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ
ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры 30 сентября 2005 года
(в ред. Законов ХМАО - Югры
от 30.06.2006 № 74-оз
, от 28.12.2006 № 146-оз
,
от 08.04.2010 № 66-оз
)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом
(Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устанавливает порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), а также наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая и организационная основа деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
1. Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), настоящим Законом, положениями о них.
2. Комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами и входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. В систему комиссий в автономном округе входят:
1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Окружная комиссия);
2) территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах автономного округа (далее также - территориальные комиссии).
4. Окружная комиссия является координирующим органом в системе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в автономном округе и контролирует деятельность территориальных комиссий.
5. Финансовое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.
Статья 2. Полномочия комиссий
1. Комиссии являются координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в автономном округе.
2. Основными полномочиями комиссий являются:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) осуществление мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, совершения правонарушений и антиобщественных деяний несовершеннолетними, выявление, анализ и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и совершению правонарушений несовершеннолетними;
3) рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, а также их родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей (далее также - законные представители), руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
4) организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) участие в организации работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их законных представителей, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение; учет данных категорий;
6) принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия, от вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия: употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями;
7) рассмотрение материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает ответственность, а также рассмотрение дел о поведении, отклоняющемся от дозволенного правовыми нормами или нормами морали, и об антиобщественных действиях.
Глава 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ
]]>
Территориальная комиссия имеет право:
1) запрашивать и получать в органах местного самоуправления сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию территориальной комиссии, а также привлекать их к работе, направленной на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
2) пользоваться имеющимися в органах местного самоуправления информационными ресурсами, содержащими сведения о несовершеннолетних, их законных представителях;
3) обращаться в суд с исками в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
4) требовать от администрации по месту учебы или работы несовершеннолетних устранения недостатков воспитательной работы, создания наиболее благоприятных условий для их учебы или работы;
5) создавать в случае необходимости рабочие группы и комиссии, привлекая для работы в них специалистов из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
7) рассматривать материалы, поступившие из правоохранительных органов, учреждений образования и социальной защиты населения, на несовершеннолетних:
уклоняющихся от получения основного общего образования;
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
8) вести прием несовершеннолетних, их законных представителей, иных лиц;
9) ставить перед компетентными органами вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер по исполнению представлений территориальной комиссии;
10) ходатайствовать в установленном порядке перед судом о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, об условном осуждении и о применении других мер, предусмотренных законодательством в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, об изменении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетнего;
11) ходатайствовать в установленном порядке перед администрацией воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетним и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;
12) рассматривать материалы, поступившие из правоохранительных органов, учреждений образования и социальной защиты населения, на законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними; о доведении несовершеннолетних до состояния опьянения, потреблении наркотических веществ без назначения врача, совершении подростками в возрасте до шестнадцати лет нарушений правил дорожного движения, появлении в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения; о распитии несовершеннолетними спиртных напитков или в связи с совершением ими других правонарушений;
13) принимать по вопросам, отнесенным к компетенции территориальной комиссии, постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами.
Статья 16. Заседания территориальной комиссии и акты, принимаемые территориальными комиссиями
1. Заседания территориальной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Заседание территориальной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.
О дне заседания территориальной комиссии извещается прокурор.
На каждом заседании территориальной комиссии ответственным секретарем ведется протокол, который подписывается председательствующим и ответственным секретарем.
Решения территориальной комиссии по рассмотренным на заседаниях вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и выносятся в форме постановления, которое подписывает председатель территориальной комиссии.
Решения территориальной комиссии о мерах по административным правонарушениям принимаются и оформляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Территориальные комиссии в пределах своей компетенции принимают постановления, а в случае, установленном федеральным законом, - представления, обязательные для соответствующих органов, должностных лиц и граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Постановление территориальной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. Глава 3
настоящего Закона вводится в действие ежегодно в части предоставления муниципальным образованиям автономного округа субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
12 октября 2005 года
№ 74-оз