Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. по делу № А70-4349/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2009 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Минеева О.А., судей Афанасовича В.Е., Коряковцевой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шафиковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заместителя Прокурора Тюменской области
к Тобольской городской Думе
о признании пункта "д" части 3 статьи 13 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город Тобольск, принятого решением Тобольской городской Думы № 130 от 24.04.2006, в части, устанавливающей полномочия комитета по управлению имуществом администрации города Тобольска изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, не соответствующим статьям 294, 295, 299 Гражданского кодекса РФ, статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", статье 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и недействующим,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация города Тобольска,
Комитет по управлению имуществом администрации города Тобольска,
при участии в заседании представителей:
от прокуратуры Тюменской области - прокурор отдела Кузнецова Е.А., удостоверение № 182441;
от ответчика - Дегтярева Е.В., паспорт 7100 № 147419 выдан ОПВС УВД г. Тобольска Тюменской области 06.05.2000, на основании доверенности № 1 от 16.01.2007; Титова И.Н., паспорт 7100 № 171104 выдан ОПВС УВД г. Тобольска Тюменской области 27.10.2000, на основании доверенности № 2 от 23.06.2009;
от третьего лица - Администрации г. Тобольска - Черных А.Л., водительское удостоверение 72 ТК № 025134 от 02.08.2009, на основании доверенности № 27 от 04.05.2009;
от третьего лица - Комитет по управлению имуществом администрации г. Тобольска - не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Заместитель Прокурора Тюменской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Тобольской городской Думе о признании недействующим пункта "д" части 3 статьи 13 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город Тобольск, принятого решением Тобольской городской Думы № 130 от 24.04.2006, в части, устанавливающей полномочия комитета по управлению имуществом администрации города Тобольска изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, о признании его не соответствующим статьям 294, 295, 299 Гражданского кодекса РФ, статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", статье 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: Администрация города Тобольска, Комитет по управлению имуществом администрации города Тобольска.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представители Тобольской городской Думы и Администрации г. Тобольска требования прокурора не признали.
Комитет по управлению имуществом администрации г. Тобольска о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил. Комитет направил в судебное заседание отзыв № 01-26/786 от 23.06.2009, в котором требования прокурора считает не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Решением Тобольской городской Думы № 130 от 24.04.2006, опубликованном в газете "Тобольская правда" № 73 от 06.05.2006, принято Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Тобольска (далее по тексту - Положение).
В соответствии со статьей 13 Положения комитет по управлению имуществом администрации города Тобольска (далее по тексту - Комитет) является органом, уполномоченным на управление и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно пункту "д" части 3 статьи 13 Положения Комитет осуществляет изъятие в установленном федеральном законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор считает, что пункт "д" части 3 статьи 13 Положения, принятого решением Тобольской городской Думы № 130 от 24.04.2006, в части, устанавливающей полномочия Комитета изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предприятий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не соответствует статьям 294, 295, 299 Гражданского кодекса РФ, статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", статье 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в связи с чем обратился с заявленными требованиями о признании его недействующим.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.
Согласно статье 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом и иными правовыми актами.
Ответчик полагает, что перечень прав собственника в отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" не является исчерпывающим.
Суд считает, что перечень случаев, когда вещное право может быть прекращено, установлен законом.
В соответствии с частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества вправе изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество только у казенного предприятия, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, но не у муниципального унитарного предприятия, которому имущество предоставлено на праве хозяйственного ведения.
Ответчик ссылается на статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Суд считает, что указанная норма не предоставляет собственнику право на изъятие неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
Право на осуществление контроля за использованием имущества обеспечивает собственнику возможность получения информации об эффективности использования предоставленного унитарному предприятию имущества. Влиять же на деятельность унитарного предприятия собственник имущества может путем реализации иных предоставленных ему законом полномочий (в том числе путем решения вопросов о реорганизации и ликвидации предприятия, оспаривания в суде его сделок, назначения руководителя и других).
Таким образом, установленные частью 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статьей 295 Гражданского кодекса РФ полномочия собственника по распоряжению имуществом, переданным унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, не предоставляют ему права изымать данное имущество в случаях, если оно является излишним, не используется или используется не по назначению.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном постановлении № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" судам при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Таким образом, наличие у собственника муниципального имущества права на изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, противоречит требованиям действующего законодательства РФ и нарушает законные права муниципальных предприятий города Тобольска на осуществление своей уставной деятельности с сохранением предоставленного им при их учреждении объема имущества.
На основании изложенного, суд считает, что пункт "д" части 3 статьи 13 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город Тобольск, принятого решением Тобольской городской Думы № 130 от 24.04.2006, в части устанавливающей полномочия комитета по управлению имуществом администрации города Тобольска изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, не соответствует статьям 294, 295, 299 Гражданского кодекса РФ, статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", статье 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", нарушает права и законные интересы муниципальных предприятий на территории города Тобольска в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Признать пункт "д" части 3 статьи 13 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город Тобольск, принятого решением Тобольской городской Думы № 130 от 24.04.2006, в части устанавливающей полномочия комитета по управлению имуществом администрации города Тобольска изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, недействующим и не соответствующим статьям 294, 295, 299 Гражданского кодекса РФ, статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", статье 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления в полном объеме), может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа через Арбитражный суд Тюменской области.
Копии решения в течение десяти дней со дня его принятия направить в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение направить для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", а также в издании "Тобольская правда".

Председательствующий судья
О.А.МИНЕЕВ

Судьи
В.Е.АФАНАСОВИЧ
О.В.КОРЯКОВЦЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru