Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. по делу № А45-8784/2009

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2009 г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Чалых Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чалых Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального образования город Новосибирск в лице Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области и к Новосибирской области в лице Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области
о признании права собственности,
при участии представителей:
истца: Мишакова Н.В., по доверенности от 30.04.2009; Бердников Д.В., по доверенности от 30.04.2009,
ответчиков:
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее: ТУ ФАУГИ) - Бойко Д.В. по доверенности от 03.07.2009,
Новосибирской области в лице Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области) - не явился,

установил:

Истец уточнял исковые требования и в окончательном виде иск предъявлен на основании ст. 12, 218 ГК РФ о признании права муниципальной собственности на следующее имущество: двухэтажное здание РСУ общей площадью 988,1 кв. м. (литеры: А, а), инвентарный номер 35:01539, расположенное по адресу: г. Новосибирск, улица Королева, 27а; на нежилое помещение (проходная) общей площадью 11,6 кв. м. (литер А), инвентарный номер 35:01611/000:001, расположенное по адресу: г. Новосибирск, улица Королева, (27а).
В обоснование требований истец указал следующее. Постановлением мэрии города Новосибирска от 17.06.1999 № 671 решено принять в муниципальную собственность города Новосибирска жилищный фонд, встроенные, пристроенные нежилые помещения, в том числе нежилые помещения (РСУ ЖКО) общей площадью 1126,4 кв. м. по ул. Королева, 27а (п. 18 приложения № 3).
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 06.09.1999 № 932-р было решено до осуществления передачи объектов в муниципальную собственность города Новосибирска передать с баланса государственного предприятия "Комета" на баланс МУП "Энергия" (на праве хозяйственного ведения, акт приема-передачи № 64 от 25.09.1999) ремонтно-строительные объекты, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Королева, 27а, а именно: здание общей площадью 1126,4 кв. м. и здание проходной общей площадью 24,0 кв. м., находящийся на балансе ГП "Комета", согласно приложению к акту приема-передачи (п. 1 и п. 2).
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 23.10.2000 № 2299-р (с изменениями от 22.11.2000) было принято решение о передаче в муниципальную собственность города Новосибирска объектов, переданных ранее с баланса ГП "Комета" на баланс муниципальных учреждений на основании постановления мэрии г. Новосибирска от 17.06.1999 № 671 и "Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп).
В соответствии с постановлениями мэрии от 17.06.2008 № 456, от 30.12.2008 № 793 площадь, переданных в муниципальную собственность города Новосибирска ремонтно-строительных объектов, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Королева, 27а изменилась в связи с технической инвентаризацией, а именно: здание РСУ площадью 988,1 кв. м., нежилое помещение (проходная) площадью 11,6 кв. м.
Распоряжением администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 28.07.2003 № 853 зданию РСУ присвоен адрес: ул. Королева, 27а. Приказом главы администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 08.04.2004 № 518-од зданию проходной присвоен адрес: ул. Королева, (27а).
Данные правоустанавливающие документы изданы после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.
На основании абз. 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В момент передачи указанного имущества право собственности на него в Едином государственном реестре прав за Российской Федерацией зарегистрировано не было.
Согласно сложившейся практике регистрация перехода права собственности от Российской Федерации или Новосибирской области к муниципальному образованию "Город Новосибирск" проводится единовременно с регистрацией права собственности Российской Федерации или Новосибирской области.
Для государственной регистрации права собственности Российской Федерации необходимо предоставить выписку из реестра федерального имущества с указанием основания возникновения права собственности РФ.
Передав спорное имущество, комитет по управлению имуществом исключил его из реестра государственной собственности (постановление главы администрации Новосибирской области от 15.10.2001 № 969 и постановление главы администрации Новосибирской области от 11.04.2002 № 352).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 447 издано 16.07.2007, а не 16.06.2007.

При передаче спорных помещений в 2000 году комитет по управлению государственным имуществом не выдал Департаменту выписку из реестра государственного имущества. На сегодняшний день такая выписка не может быть подготовлена, так как согласно п. 39 Положения об учете федерального имущества (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2007 № 447) выписки из реестра выдаются только в отношении объектов, относящихся к федеральному имуществу.
Препятствием для регистрации права муниципальной собственности в УФРС по НСО и получения правоустанавливающего документа на помещение является отсутствие выписки из реестра федерального имущества.
Таким образом, истец не имеет возможности зарегистрировать право муниципальной собственности на имущество во внесудебном порядке.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в соответствии с исковым заявлением.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области письменным отзывом на иск заявило, что на момент передачи спорного имущества право собственности Российской Федерации на него в Едином государственном реестре прав зарегистрировано не было.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал пояснения на иск в соответствии с письменным отзывом.
Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области письменным отзывом иск заявил, что он не имеет правопритязаний на спорные объекты, которые ни ранее ни в настоящее время не находятся в собственности Новосибирской области.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым требованием, которое может быть заявлено собственником индивидуально-определенной вещи, права на которую оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.
Таким образом, обращаясь с иском о признании права собственности на индивидуально-определенную вещь истец обязан в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить суду доказательства наличия оснований приобретения им права собственности и нарушение его имущественных прав действиями ответчика.
По общему правилу сторонами спора о праве собственности на имущество являются лица, имеющие собственные правопритязания на объект спора.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 23.10.2000 № 2299-р (с изменениями от 22.11.2000) спорные объекты были переданы в муниципальную собственность города Новосибирска на основании постановления мэрии г. Новосибирска от 17.06.1999 № 671 "О принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного назначения от государственного предприятия "Комета" и "Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп).
Привлеченные истцом в качестве ответчиков ТУ ФАУГИ и Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области не имеют собственных правопритязаний на двухэтажное здание РСУ общей площадью 988,1 кв. м. (литеры: А, а), инвентарный номер 35:01539, расположенное по адресу: г. Новосибирск, улица Королева, 27а, и на нежилое помещение (проходная) общей площадью 11,6 кв. м. (литер А), инвентарный номер 35:01611/000:001, расположенное по адресу: г. Новосибирск, улица Королева, (27а), - в спор с истцом о правообладании указанными объектами не вступали.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие предъявление ответчиками своих прав на указанные объекты недвижимости.
Согласно письменного отзыва Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области он не имеет правопритязаний на спорные объекты, которые ранее не находились и в настоящее время не находятся в собственности Новосибирской области, о чем он также сообщал истцу письмом от 10.02.2009.
ТУ ФАУГИ письмом от 11.02.2009 сообщал истцу, что спорные объекты ранее относились к федеральной собственности, в соответствии с распоряжениями комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 06.09.1999 № 932-р, от 23.10.2000 № 2299-р были переданы в муниципальную собственность города Новосибирска и исключены из реестра федерального имущества; письменным отзывом возражений на иск также не заявил.
Фактически обращение в суд с настоящим иском обусловлено не наличием спора с ответчиками, а необходимостью государственной регистрации перехода права собственности на указанное имущество в установленном законом порядке.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрено установление в порядке искового производства права собственности на имущество при отсутствии оспаривания кем-либо права собственности на данное имущество.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец применительно к предмету иска не доказал нарушение его права собственности на вышеназванные объекты недвижимости действиями ответчиков. Заинтересованность истца в оформлении права собственности на объекты недвижимого имущества сама по себе не свидетельствует о нарушении со стороны ответчиков прав истца на эти объекты.
Как следует из перечня объектов, прилагаемого к акту передачи имущества от 03.09.1999, здание РСУ было построено в 1945 году, а помещение проходной - в 1992 году.
При таких условиях право собственности Российской Федерации на спорное недвижимое имущество, переданное истцу, должно было возникнуть до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ в соответствии со ст. 218 ГК РФ; такое право собственности, если оно не было зарегистрировано ранее, подлежит государственной регистрации при переходе данного права в силу п. 2 ст. 6 названного Закона.
Однако, истец совместно с ТУ ФАУГИ не обращался в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности на спорное имущество.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от 03.07.1998 имеет номер 696, а не 996.

Доводы истца об исключении спорного имущества из реестра федерального имущества распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 23.10.2000 № 2299-р судом во внимание не принимаются, поскольку исключение имущества из реестра федерального имущества до государственной регистрации перехода права собственности противоречило п. 14 действующего "Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 № 996), ст. 223 и п. 1 ст. 235 ГК РФ, и данное обстоятельство не влияет на право истца на спорное имущество.
Таким образом, поскольку спор между сторонами отсутствует, и по делу не установлено нарушения ответчиками прав истца на указанные объекты недвижимости, то не имеется оснований для удовлетворения иска в соответствии со статьей 12 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск, вступившее в законную силу может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья
Л.В.ЧАЛЫХ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru