Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу № А17-2330/2009 данное решение отменено и принято новое решение, которым отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Ивановской городской Думы от 29.10.2008 № 933.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2009 г. по делу № А17-2330/2009

г. Иваново

Резолютивная часть оглашена 12 августа 2009 года
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Торговой Т.Е., судей Голикова С.Н., Тимошкина К.А.,
при участии в судебном заседании помощника судьи К.И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Мы и Бурда Моден"
к Ивановской городской Думе, Главе города Иваново
Третьи лица: ФГУ "Верхне-Волжскводхоз", Ивановский городской комитет по управлению имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области
о признании недействительным Решения Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 года № 933 "Об утверждении перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в Федеральную собственность Российской Федерации"
При участии в судебном заседании:
от заявителя: А.Н.Б. - директора (протокол общего собрания), К.Е.А. - доверенность от 12.05.2009.
от Ивановской городской Думы: С.А.В. - доверенность от 17.06.2008,
от Главы г. Иваново и от Ивановского городского комитета по управлению имуществом: К.Е.В. - доверенность от 1.06.2009. Удостоверение № 0118,
от ФГУ "Верхне-Волжскводхоз": Р.Г.А. - доверенность от 30.03.2009,
от ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом по Ивановской области: И.З.Л. - доверенность от 01.07.2009.

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратилось ООО "Мы и Бурда Моден" (далее - Заявитель, Общество) с заявлением к Ивановской городской Думе, главе г. Иваново (далее - ответчики) о признании недействительным Решения Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 года № 933 "Об утверждении перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в Федеральную собственность Российской Федерации".
Требования заявителя состоят в следующем.
Решением Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 г. № 933 "Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации" был утвержден Перечень имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации, в котором указано, что нежилое здание по ул. Ермака, 20, литер "А", ориентировочной площадью 667,6 кв. м из муниципальной собственности г. Иваново было передано в федеральную собственность Российской Федерации. Истец узнал о данном документе в марте 2009 г. из устной беседы в городском комитете по управлению имуществом.
После этого из правовой программы "Консультант Плюс" заявителем 23.03.2009 г. было распечатано обжалуемое решение Думы и перечень.
В соответствии с договором № 682 на аренду нежилого помещения от 13.11.95 г. Заявитель арендует нежилое помещение по ул. Ермака, 20 (полуподвал), общей площадью 144,9 кв. м для использования под учебный центр (помещения N№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, указанные в выкопировке помещений подвала ул. Ермака 20, составленной 27.02.2001 г. Ивановским областным предприятием по государственному учету недвижимости). Занимаемая площадь входит в указанную в Решении Думы площадь 667,6 кв. м.
Арендодателем, в соответствии с договором, является Городской комитет по управлению имуществом.
Срок аренды, в соответствии с договором, определяется с 16.11.95 г. по 31.12.2000 г. и с 01.12.2000 г. по 31.11.2010 г. (постановление Главы города Иваново от 22.11.2000 г. № 1055-4).
Заявитель считает, что указанное решение Ивановской городской Думы четвертого созыва в части передачи из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации арендуемых им помещений N№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, находящихся в нежилом здании по адресу г. Иваново, ул. Ермака, 20, является незаконным, по следующим основаниям.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ имеет название "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Заявитель относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и арендует с 1995 года нежилые помещения по адресу г. Иваново, ул. Ермака, д. 20, находящиеся в муниципальной собственности города Иваново.
Оспариваемым Решением Ивановской городской Думы указанные помещения переданы из муниципальной собственности города Иваново в Федеральную собственность.
По мнению Заявителя данное решение Думы было вынесено с нарушением статьи 10 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 22.07.2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 159-ФЗ).
В результате передачи спорного имущества из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность было нарушено, по мнению Заявителя, его преимущественное право арендатора на выкуп данного имущества в соответствии с Законом № 159-ФЗ, так как действие Закона не распространяется на имущество, находящееся в федеральной собственности.
Заявитель пояснил и представил в материалы дела все доказательства, обосновывающие его права по преимущественному выкупу спорного помещения в соответствии с Законом № 159-ФЗ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда № 542-О издано 07.12.2006, а не 04.12.2006.

Кроме того, передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в безвозмездном порядке допускается частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее по тексту - Закон № 122-ФЗ) только, по мнению Заявителя, в связи с перераспределением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, что соответствует толкованию данного положения Закона в Определении Конституционного Суда от 04.12.06 г. № 542-0, а также Постановлением Президиума ВАС РФ от 18.11.08 г. № 7321/08. Никакое перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и федеральными органами государственной власти, которое могло бы повлечь передачу имущества, не осуществлялось. Спорные помещения никогда федеральными органами власти, а также ФГУ "Верхне-Волжскводхоз" не использовались, что свидетельствует о неприменимости, по мнению Общества, к сложившимся правоотношениям части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.
Заключив весной 2008 года договор на использование нежилых помещений по ул. Ермака, д. 20, с Администрацией г. Иваново, ФГУ "Верхне-Волжскводхоз" до настоящего времени не размещало там свой административный аппарат, не пользовалось помещениями в иных целях своей деятельности, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости ФГУ в данном здании.
Заявителем в ходе рассмотрения дела было уточнено (дополнено) основание заявленных требований. Заявитель расценил обжалуемый акт как нормативный по основаниям, указанным им в дополнении к заявлению, и сослался на его незаконность по причине его не опубликования в официальных источниках. Так как Решение Ивановской городской Думы № 933 до настоящего времени опубликовано не было, оно не вступило в силу и не подлежит, по мнению Заявителя, применению.
Ивановская городская Дума с требованиями Заявителя не согласна по следующим основаниям, изложенным в отзыве.
Из текста заявления видно, что истец ссылается на нарушение преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
С данными выводами, по мнению Думы, нельзя согласиться по следующим основаниям. В силу части 1 статьи 617 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Таким образом, права истца как арендатора имущества, передаваемого другому собственнику, не нарушены и не могут быть нарушены.
Часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что имущество, необходимое для осуществления органами государственной власти своих полномочий, может находиться в федеральной собственности и определяет, что безвозмездная передача от одного публичного собственника к другому осуществляется в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями.
Как следует из пояснительной записки к проекту решения Ивановской городской Думы "Об утверждении перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иванова в федеральную собственность Российской Федерации" данное имущество необходимо для обеспечения деятельности федерального государственного учреждения "Верхне-Волжскводхоз", а, следовательно, на основании вышеуказанных норм подлежит безвозмездной передаче.
Дума считает, что передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность Российской Федерации проходит в соответствии с законом, не нарушает права и законные интересы истца и не влечет за собой изменения или прекращения договора аренды.
На основании вышеизложенного просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель Ивановской городской Думы пояснил, что не согласен с позицией заявителя, что оспариваемый акт является нормативным, так как не содержит признаков нормативного правового акта.
Глава города Иваново не согласен с позицией Заявителя, просит в удовлетворении требований отказать. Правовая позиция аналогична позиции Ивановской городской Думы.
Третьи лица полностью поддержали позицию ответчиков, дополнительно пояснив следующее
Решение Ивановской городской Думы от 29.10.2008 г. № 933 "Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности г. Иваново в федеральную собственность Российской Федерации", по их мнению, принято в полном соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому публичному собственнику. Таким образом, довод Заявителя о том, что решение Ивановской городской Думы противоречит части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. является, по мнению третьих лиц, несостоятельным.
Указанное решение Ивановской городской Думы также, по мнению третьих лиц, не нарушает прав и законных интересов Заявителя. Заявитель полагает, что указанное решение противоречит Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ и тем самым нарушает его преимущественное право, как субъекта малого предпринимательства, на выкуп арендуемых им помещений. Статья 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом данная норма, по мнению третьих лиц, не содержит императивного условия для предоставления такого права, преимущественное право может быть предоставлено при определенных условиях.
В связи с изложенным третьи лица полагают, что решение Ивановской городской Думы от 29.10.2008 г. № 933 "Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности г. Иваново в федеральную собственность Российской Федерации" принято в полном соответствии с законодательством, в рамках компетенции и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Третьи лица считают оспариваемый акт ненормативным правовым актом.

]]>
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
Решением Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 г. № 933 "Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации" был утвержден Перечень имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации, в котором указано, что нежилое здание по ул. Ермака, 20, литер "А", ориентировочной площадью 667,6 кв. м из муниципальной собственности г. Иваново было передано в федеральную собственность Российской Федерации.
В соответствии с договором № 682 на аренду нежилого помещения от 13.11.95 г. Заявитель арендует в указанном здании нежилые помещения по ул. Ермака, 20 (полуподвал), общей площадью 144,9 кв. м для использования под учебный центр (помещения N№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, указанные в выкопировке помещений подвала ул. Ермака 20, составленной 27.02.2001 г. Ивановским областным предприятием по государственному учету недвижимости). Занимаемая площадь входит в указанную в Решении Думы площадь 667,6 кв. м.
Арендодателем, в соответствии с договором, является Городской комитет по управлению имуществом.
Срок аренды, в соответствии с договором, определяется с 16.11.95 г. по 31.12.2000 г. и с 01.12.2000 г. по 31.11.2010 г. (постановление Главы города Иваново от 22.11.2000 г. № 1055-4). На момент подачи заявления Общество арендует спорное помещение более 14 лет, являясь при этом добросовестным арендатором, что подтверждено ведомостью оплаты арендных платежей.
Решением общего собрания участников ООО "Мы и Бурда Моден" от 15 августа 2008 года было принято решение о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого обществом имущества по улице Ермака, 20 в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором квартале 2009 года в рассрочку.
8 мая 2009 года ООО "Мы и Бурда Моден" направляет в Ивановский городской комитет по управлению имуществом заявку на приобретение указанного имущества как субъектом малого предпринимательства в порядке реализации преимущественного права выкупа.
Письмом от 21 мая 2009 года Заявителю было отказано в удовлетворении поданной заявки по причине того, что спорное имущество в соответствии с оспариваемым решением Ивановской городской Думы от 29.10.2008 года № 933 передано в федеральную собственность, а Закон № 159-ФЗ регулирует только вопросы отчуждения имущества из муниципальной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации.
Заявитель соответствует предъявляемым Законом требованиям при предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества:
1) ООО "Мы и Бурда Моден" подпадает под категорию субъектов малого предпринимательства и соответствует всем критериям, установленным для такого субъекта в статье 4 Закона № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации":
- в уставном капитале Общества отсутствует доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) (подтверждено уставом Общества от 15.12.1998 г., учредительным договором от 15.12.98 г., изменениями в устав и учредительный договор от 10.10.2008 г., справкой Общества от 30.03.2009 г.),
- средняя списочная численность работников Общества не превысила предельное значение численности (до 100 человек включительно) для малых предприятий и составила 17 человек (подтверждено Сведениями о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год от 15.01.09 г.),
- выручка Общества от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за 2008 год не превысила предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.07.08 г. № 556 для малых предприятий в размере 400 млн. рублей, составив в прошлом году 7 083 346 (семь миллионов восемьдесят три тысячи триста сорок шесть) рублей (подтверждено Отчетом о прибылях и убытках Общества за 2008 год, Бухгалтерским балансом на 31.12.08 г.),
2) Обществом соблюдены все условия, необходимые для реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества согласно статье 3 Закона № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
- арендуемые помещения N№ 14 - 20, 25 - 27 по адресу: г. Иваново, ул. Ермака, д. 20, находятся во временном владении Общества непрерывно с 16 ноября 1995 года до настоящего времени согласно Договору № 682 на аренду нежилого помещения от 13.11.95 г., Постановлению Главы г. Иванова от 22.11.2000 г. № 1055-4 "О продлении срока действия договора на аренду нежилого помещения по улице Ермака, 20, с обществом с ограниченной ответственностью "Мы и Бурда Моден";
- арендная плата в течение всего срока уплачивалась надлежащим образом; Согласно Акту сверки по договору аренды № 682 на 01.08.08 г. числилась переплата по арендной плате в сумме 12 копеек и задолженность по уплате пени 10,53 руб., которая при первом ее выявлении в акте была погашена
Какие-либо меры принудительного взыскания арендной платы к истцу не применялись, а незначительные задержки уплаты арендных платежей, возникшие не за последние 3 года, а за более чем 14-летний период аренды помещения, не являются свидетельством ненадлежащего исполнения Обществом своего обязательства по перечислению арендной платы.
- площадь арендуемых помещений не превышает предельную максимальную площадь, установленную Законом Ивановской области от 08.12.08 г. № 151-03 в размере 2000 кв. м, и составляет 144,9 кв. м;
- арендуемые помещения не включены в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
ООО "Мы и Бурда Моден" по роду своей деятельности является социально значимым предприятием, на что указывается в Письме Главы города Иванова от 24.04.06 г. № 02-05-2052, и нуждается в поддержке органов местного самоуправления.
Спорное помещение кроме ООО "Мы и Бурда Моден" использовалось Федеральным государственным учреждением "Верхне-Волжскводхоз" по договору безвозмездного пользования от 29 апреля 2008 года, заключенному между Ивановским городским комитетом по управлению имуществом и ФГУ "Верхне-Волжскводхоз". По данному договору в безвозмездное пользование было передано помещение общей площадью 457 кв. м.
Как следует из пояснительной записки к проекту решения Ивановской городской Думы "Об утверждении перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иванова в федеральную собственность Российской Федерации" данное имущество необходимо для обеспечения деятельности федерального государственного учреждения "Верхне-Волжскводхоз", а, следовательно, на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" подлежит безвозмездной передаче.
Исследовав материалы дела, выслушав позиции сторон, суд приходит к выводу, что заявление ООО "Мы и Бурда Моден" подлежит удовлетворению по следующим основаниями.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.07.1996 года № 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Дав оценку оспариваемому акту, суд считает, что оспариваемое Решение Ивановской городской Думы является ненормативным правовым актом исходя из следующего.
Определение понятия "нормативный правовой акт" Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ сформулировано в постановлении от 10.04.2007 № 1082/07, согласно которому нормативный правовой акт представляет собой официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в надлежащем источнике, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" пункт 9 также указывает, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Наиболее отличительным признаком нормативного правового акта является нормативность. Проявлениями нормативности нормативный правовой акт отличается от индивидуальных, хотя бы и повторяющихся и длящихся предписаний, поскольку последние направлены на применение уже действующих норм к отдельным лицам и обстоятельствам. Поэтому необходимо оценить - оспариваемый акт носит правотворческий или правоприменительный характер. Предписания в акте ненормативного характера индивидуально-определенны, так как относятся к конкретным лицам, осуществляются, как правило, однократно и исчерпываются исполнением.
Оспариваемое решение Ивановской городской Думы по характеру содержащихся в нем предписаний не является нормативным актом - оно не устанавливает норм права (правил поведения), распространяется на определенный круг лиц - Администрацию города Иванова и Территориальное управление Росимущества по Ивановской области, рассчитано на однократное применение.
На основании изложенного, довод заявителя об обязательности опубликования данного решения в официальных изданиях, судом не может быть принят.
Не отрицается сторонами процесса, что решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность федеральную принято уполномоченным органом - Ивановской городской Думой и Главой города Иваново.
Передача спорного имущества из муниципальной собственности в федеральную изначально согласовывалась между уполномоченными лицами и органами федерального и муниципального уровней власти. Часть 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает ситуации, когда муниципальные органы производят отчуждение (в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации) имущества в перечисленных в данной норме случаях.
Право муниципального образования распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с требованиями законодательства, предусмотрено и другими нормами.
Статья 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Иванова, утвержденным решением Ивановской городской Думой четвертого созыва от 28.06.2006 № 169 к полномочиям Ивановской городской Думы относится - принятие решения об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности города Иванова.
Оспариваемое Решение Ивановской городской Думы не противоречит требованиям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Часть 11 статьи 154 устанавливает случаи возможности нахождения имущества в федеральной собственности, одним из которых является:
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений. Данная норма, кроме того, регламентирует порядок и условия передачи имущества, в частности, из муниципальной в федеральную собственность. Одним из необходимых условий является волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законом не допускается игнорирование волеизъявления органов местного самоуправления на передачу имущества.
Передача спорного имущества из муниципальной собственности в федеральную изначально согласовывалась между уполномоченными лицами и органами федерального и муниципального уровней власти. Порядок передачи, установленный Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соблюден.
Вместе с тем, суд считает оспариваемое Решение Ивановской городской Думы противоречащим статье 10 Гражданского кодекса РФ и Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В целях развития малого и среднего предпринимательства и ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности издан Указ Президента РФ от 15.05.2008 года № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".
В развитие данного Указа принят Федеральный закон от 22.07.2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный Закон вступил в силу с 05 августа 2008 года. Оспариваемое Решение Ивановской городской Думы четвертого созыва № 933 "Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации" принято 29.10.2008 года, то есть, в период действия названного Закона.
В силу статьи 3 Федерального закона от 22.07.08 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Истец соответствует предъявляемым Законом требованиям при предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. В результате принятия Ивановской городской Думой оспариваемого Решения, Заявитель был лишен предоставленного ему Законом преимущественного права выкупа помещения, так как действие Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 года не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным и муниципальным учреждениям на праве оперативного управления. На основании содержащегося в решении перечня имущества, спорное помещение безвозмездно перешло в федеральную собственность и впоследствии было передано Территориальным управлением Росимущества по Ивановской области на праве оперативного управления ФГУ "Верхне-Волжскводхоз" (Распоряжение Территориального управления Росимущества по Ивановской области от 19.02.09 г. № 65 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности города Иванова и составляющего казну города Иванова, в федеральную собственность", Распоряжение Территориального управления Росимущества по Ивановской области от 26.03.09 г. № 116 "О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления").
Не состоятельна ссылка ответчиков на то, что на момент принятия оспариваемого решения Общество не направило еще заявку на выкуп спорного помещения и было неизвестно захочет ли Общество вообще воспользоваться преимущественным правом выкупа, ибо Закон № 159-ФЗ предоставил возможность воспользоваться преимущественным правом выкупа до 1 июля 2010 года. Перед принятием оспариваемого Решения Ивановская городская Дума имела возможность направить запрос Обществу о наличии или отсутствии намерения воспользоваться преимущественным правом выкупа.
Собственник по своему усмотрению реализует принадлежащие ему права на владение, пользование и распоряжение имуществом в силу статей 209, 421 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем, суд полагает, что принимая решения о распоряжении принадлежащим ему имуществом собственник обязан действовать правомерно, не нарушая целей предоставленных ему правомочий, а также законных интересов третьих лиц; третьи лица, в свою очередь не лишаются гарантий на судебную защиту от возможного злоупотребления правом со стороны собственника.
Согласно статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Суд считает, что оспариваемое Решение Ивановской городской Думы от 29.10.2008 г. № 933 "Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации" недействительным, как противоречащим статьям 10 Гражданского кодекса РФ, статьям 3, 4, 6 Федерального закона от 22.07.08 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Представитель Думы в судебном заседании пояснил, что передача в федеральную собственность только части объекта недвижимости не допустимо. С данной позицией согласились все стороны процесса. В связи с чем Решение Думы в отношении помещения по адресу г. Иваново, ул. Ермака, 20 литер А является недействительным в целом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 198 - 201 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление ООО "Мы и Бурда Моден" удовлетворить.
2. Признать недействительным Решение Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 года № 933 "Об утверждении перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности г. Иваново в федеральную собственность Российской Федерации" в отношении нежилого здания: г. Иваново, ул. Ермака, 20 литер А.
3. Взыскать с Ивановской городской Думы в пользу ООО "Мы и Бурда Моден" 2000 расходов по госпошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Председательствующий
Т.Е.ТОРГОВА

Судьи
С.Н.ГОЛИКОВ
К.А.ТИМОШКИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru