Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. № 02-30/051

    Дата оглашения резолютивной части 12 октября 2009 года    город Иваново
    Изготовлено 14 октября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Боровкова А.В. - руководителя Ивановского УФАС России; членов Комиссии: Туманцевой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Горелова П.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
в присутствии:
представителя ответчика - Федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области" - <...>,
представителя заинтересованного лица - ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М" - <...> филиала "Ивановский" ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М",
в отсутствие представителей ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области,
рассмотрев дело № 02-30/051, возбужденное по признакам нарушения Федеральным бюджетным учреждением "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области" части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

На основании поручения Федеральной антимонопольной службы России № ИА/4968 от 07.03.2008, в соответствии с планом проверки, утвержденным руководителем Ивановского УФАС России 20.11.2008, на основании Приказа Ивановского УФАС России от 20.11.2008 № 173, была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - Территориальное управление Росимущества).
В результате проверки выявлен договор аренды государственного имущества (нежилого помещения общей площадью 34,7 кв. м, расположенного по адресу: <...>) № 254/08 от 12.11.2008 между Федеральным бюджетным учреждением "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области" (далее - ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области") и ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М", который был заключен без проведения торгов и согласован Территориальным управлением Росимущества, что содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с изложенным, Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 22.09.2009 № 144 возбуждено дело № 02-30/051 по признакам нарушения ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Территориальным управлением Росимущества части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В письменных объяснениях ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" указало, что договор аренды № 254/08 от 12.11.2008 был заключен с ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М" в качестве обязательного условия, поставленного Территориальным управлением Росимущества при передаче недвижимого имущества учреждению.
Территориальное управление Росимущества в письменных пояснениях указало, что, в соответствии со ст. 296 ГК РФ, распоряжение имуществом, переданным в оперативное управление учреждению, путем сдачи данного имущества в аренду осуществляется непосредственно самим этим учреждением. Кроме того, по мнению Территориального управления Росимущества, в его полномочия не входит правовая экспертиза представленных на согласование договоров аренды. Поэтому действия Территориального управления Росимущества не нарушают антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Части 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливают необходимость заключения договоров аренды в отношении государственного имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за государственными учреждениями, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления прав аренды на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.
Договор аренды № 254/08 от 12.11.2008 был заключен ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" после вступления в силу ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (т.е. после 02.07.2008) без проведения торгов. Ни под одно из указанных выше исключений данный договор не подпадает.
Необходимость проведения торгов при заключении договоров аренды федерального государственного имущества предусмотрена также пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.03.2006 № 156, вступившей в силу 04.04.2006).
Довод ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" о заключении договора аренды с ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М" в качестве обязательного условия Территориального управления Росимущества не может быть принят, поскольку договор аренды № 254/08 от 12.11.2008 был перезаключен ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" на основании ранее заключенного трехстороннего договора № 244/07 от 27.06.2007 между Территориальным управлением Росимущества, ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" и ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М". При истечении срока действия договора № 244/07 от 27.06.2007 ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, не пролонгировав договор или проведя торги на право заключения договора аренды государственного имущества.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о том, что ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" обязано было провести торги при сдаче в аренду государственного имущества, однако не сделало этого.
Таким образом, действия ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" по заключению с ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М" договора аренды государственного имущества без проведения торгов являются нарушением ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. На момент вынесения решения данный договор является действующим, переданное по нему имущество находится во владении и пользовании ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М".
Договор аренды государственного имущества № 254/08 12 ноября 2008 был согласован Территориальным управлением Росимущества.
Договор согласован Территориальным управлением Росимущества в соответствии со ст. 296 ГК РФ и пунктами 1 и 25 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 № 37.
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", сдача учреждением в аренду имущества может осуществляться при наличии согласия собственника или по его заданию.
Таким образом, без согласия собственника или его задания государственное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, не может быть передано в аренду. Без согласия Территориального управления Росимущества на заключение договора аренды № 254/08 от 12.11.2008 ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" не имело права передавать в аренду нежилое помещение общей площадью 34,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>, ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М". Дав согласие на заключение указанного договора, Территориальное управление Росимущества предоставило возможность ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" передать государственное имущество в аренду на основании договора, заключенного без проведения торгов.
Таким образом, действия Территориального управления Росимущества по согласованию договора аренды № 254/08 от 12.11.2008 привели к недопущению конкуренции за право аренды государственного имущества. В случае несовершения Территориальным управлением Росимущества этих действий (отсутствия согласования договора аренды) ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" не имело права передавать в аренду государственное имущество ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М".
Территориальное управление Росимущества, осуществляя полномочия собственника в отношении государственного имущества, дало согласие на передачу в аренду государственного имущества по договору, заключенному с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, и тем самым совершило действия, которые привели к недопущению конкуренции за право аренды федерального государственного имущества. Подобные действия являются нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Доводы Территориального управления Росимущества о том, что оно не осуществляет распоряжение имуществом, переданным в оперативное управление ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области", и что правовая экспертиза представленных на согласование договоров аренды не входит в его полномочия, не могут быть приняты по следующим основаниям.
В настоящем решении не содержится выводов о праве Территориального управления Росимущества распоряжаться имуществом, переданным учреждению в оперативное управление, в том числе путем его передачи в аренду, или об отсутствии такого права. Настоящим решением признаются нарушающими антимонопольное законодательство действия Территориального управления Росимущества по согласованию договора аренды государственного имущества № 254/08 от 12.11.2008 управления ФБУ "МРУИИ № 5 УФСИН России по Ивановской области" и ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М", не являющиеся способом (формой) распоряжения имуществом.
В соответствии с п. 3 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области одной из функций Территориального управления Росимущества является контроль за распоряжением федеральным имуществом, находящимся на территории Ивановской области и закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. То есть к функциям Территориального управления Росимущества относится контроль за законностью распоряжения государственным имуществом, закрепленным за государственными учреждениями на праве оперативного управления.
До вынесения Комиссией решения по делу № 02-30/051 Территориальное управление Росимущества отозвало согласование договора № 254/08 от 12.11.2008 (письмо от 25.09.2009 № 05-1283-и), то есть добровольно устранило нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать действия Федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области" по заключению договора аренды государственного имущества № 254/08 от 12.11.2008 с ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота-М" без проведения торгов нарушением ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Федеральному бюджетному учреждению "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Прекратить рассмотрение дела № 02-30/051 в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области в связи с добровольным устранением нарушения.

Председатель Комиссии
А.В.БОРОВКОВ

Члены Комиссии:
А.А.ТУМАНЦЕВА
П.П.ГОРЕЛОВ

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru