Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено Письмом от 1 февраля 2010 г. № 02-14/941

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 февраля 2010 г. № 85н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ ТАРИФАМ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ЯНВАРЯ 2010 Г.
№ 1 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫХ
РОЗНИЧНЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ
И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
СРЕДСТВА И ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 13 января 2010 г. № 1 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения в сфере ценообразования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 № 326-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в редакции от 14.02.2002 № 103);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 30.12.2009 № 1116);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (в редакции от 30.12.2009 № 1116);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (в редакции от 30.12.2009 № 1116);
- Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11.12.2009 № 442-а "Об утверждении Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.09.2008 № 1308 "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" (в редакции от 31.12.2009 № 1609).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О лекарственных средствах" законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 указанного выше Федерального закона определено, что государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Согласно абзацу 4 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239, в указанный Перечень входит установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
В соответствии с абзацем 9 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239, названный Перечень включает установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения.
Абзацем 1 пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" определено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принятые нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 марта 2010 г.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление по региональным тарифам входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2008 г. № 1308, Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее именуется - Управление) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в тексте анализируемого Постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно приложению № 1 к анализируемому нормативному правовому акту предельные оптовые и предельные розничные надбавки установлены согласно следующим фактическим отпускным ценам производителей:
- до 50 рублей;
- от 50 до 500 рублей;
- свыше 500 рублей.
Вместе с тем пунктом 5.1 Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11.12.2009 № 442-а, определено, что дифференциация средневзвешенной оптовой надбавки и средневзвешенной розничной надбавки, определенных исходя из фактических отпускных цен производителей жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость), осуществляется по следующим ценовым группам:
- до 50 рублей включительно;
- свыше 50 рублей до 500 рублей включительно;
- свыше 500 рублей.
Следовательно, первая ценовая группа, установленная действующим федеральным законодательством, включает в себя фактические отпускные цены производителей до 50 рублей включительно.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении в приложении № 1 к анализируемому нормативному правовому акту рамок ценовых групп, по которым устанавливаются предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не соответствующих требованиям, установленным федеральным законодательством.
Кроме того, необходимо отметить, что выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству носит коррупционный характер и выражается в соответствии с подпунктом "и" пункта 8 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196, в юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, что может повлечь в процессе правоприменения нарушение прав субъектов рассматриваемых правоотношений.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 января 2010 г. № 9.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 13 января 2010 г. № 1 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru