Направлено Письмом от 1 февраля 2010 г. № 02-14/941
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 февраля 2010 г. № 85н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ ТАРИФАМ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ЯНВАРЯ 2010 Г.
№ 1 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫХ
РОЗНИЧНЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ
И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
СРЕДСТВА И ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Постановления
Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 13 января 2010 г. № 1 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением
утверждены предельные оптовые и предельные розничные надбавки
к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; предельные оптовые и предельные розничные надбавки
к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления
являются общественные отношения в сфере ценообразования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 № 326-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в редакции от 14.02.2002 № 103);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 30.12.2009 № 1116);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (в редакции от 30.12.2009 № 1116);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (в редакции от 30.12.2009 № 1116);
- Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11.12.2009 № 442-а "Об утверждении Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства";
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 26.09.2008 № 1308 "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" (в редакции от 31.12.2009 № 1609).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О лекарственных средствах" законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 указанного выше Федерального закона определено, что государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Согласно абзацу 4 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239, в указанный Перечень входит установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
В соответствии с абзацем 9 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239, названный Перечень включает установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения.
Абзацем 1 пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" определено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принятые нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 марта 2010 г.
Следовательно, исследуемое Постановление
издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 34
Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению
к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление по региональным тарифам входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1
Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2008 г. № 1308, Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее именуется - Управление) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в тексте анализируемого Постановления
выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно приложению № 1
к анализируемому нормативному правовому акту предельные оптовые и предельные розничные надбавки установлены согласно следующим фактическим отпускным ценам производителей:
- до 50 рублей;
- от 50 до 500 рублей;
- свыше 500 рублей.
Вместе с тем пунктом 5.1 Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11.12.2009 № 442-а, определено, что дифференциация средневзвешенной оптовой надбавки и средневзвешенной розничной надбавки, определенных исходя из фактических отпускных цен производителей жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость), осуществляется по следующим ценовым группам:
- до 50 рублей включительно;
- свыше 50 рублей до 500 рублей включительно;
- свыше 500 рублей.
Следовательно, первая ценовая группа, установленная действующим федеральным законодательством, включает в себя фактические отпускные цены производителей до 50 рублей включительно.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении в приложении № 1
к анализируемому нормативному правовому акту рамок ценовых групп, по которым устанавливаются предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не соответствующих требованиям, установленным федеральным законодательством.
Кроме того, необходимо отметить, что выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству носит коррупционный характер и выражается в соответствии с подпунктом "и" пункта 8 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196, в юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, что может повлечь в процессе правоприменения нарушение прав субъектов рассматриваемых правоотношений.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 января 2010 г. № 9.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление
Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 13 января 2010 г. № 1 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Постановление
в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ