Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
О СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2009 ГОДУ

1

По словам Президента РФ Д.А. Медведева, защита прав и свобод граждан в период кризиса приобретает особое звучание.
В тех случаях, когда нам становится известно о нарушениях, устраняем их. Ижевчанин Корепанов в течение двух лет жаловался в различные инстанции на необоснованное взимание на автовокзалах кассового сбора при продаже билетов. Предположительно, ежегодно граждане в качестве кассового сбора незаконно переплачивали до 18 млн. руб. После его обращения мы обратили внимание Управления Федеральной антимонопольной службы на нарушения Закона "О защите конкуренции", которые при проверке подтвердились. Взимание кассового сбора прекращено.
В начале 90-х годов при реорганизации колхоза "Дружба" Глазовского района каждому колхознику была выделена земельная доля в размере 7,2 га. На его землях образовались ассоциации крестьянских хозяйств, что в последующем привело к двойному налогообложению 178 владельцев земельных долей. В ответ на налоговые уведомления, судебные приказы и требования судебных приставов селяне обратились к Уполномоченному. По их жалобе мною проведены выездные приемы по месту жительства, а затем организована встреча с руководителями налоговых и других органов. В результате принятых мер откорректированные суммы налогов за три года (2006 - 2008) полностью погашены сельскохозяйственной организацией, фактически пользовавшейся землей.
За год обратилось 4365 чел., все обращения рассмотрены с принятием соответствующих мер.
По 41 проценту обращений гражданам оказана реальная помощь по защите их прав. Это усредненный показатель, на который оказывают существенное влияние жалобы по вопросам правосудия, следствия, дознания, исполнения наказания. По материнству, семьям, детям и сиротам удельный вес реальной помощи составляет 62 процента, по трудовым - 68 процентов, жилищным - 51 процент, социальным - 54 процента, личным правам - 60 процентов. В остальных случаях даны мотивированные консультации или материалы переданы для рассмотрения по подведомственности. Мы считаем свои результаты успешными.
С 23 марта по 23 апреля в городах и районах проведены выездные личные приемы. Итоги каждого приема рассматривались с главами районов и городов, доводились до сведения населения. Обобщенные результаты выездного приема обсуждены на встрече с Председателем Правительства Удмуртской Республики Ю.С. Питкевичем, информация о наиболее проблемных ситуациях с обеспечением прав граждан передана для рассмотрения в министерства, ведомства и органы местного самоуправления, взята на контроль. Информация направлена Председателю Государственного Совета Удмуртской Республики А.В. Соловьеву.
С участием местных органов власти проведена работа по формированию общественных помощников Уполномоченного. В 14 районах республики назначено 25 помощников, которые приняли 221 обращение. Наиболее активно включились в работу общественные помощники Н.Р. Вагина из Глазовского района и В.Л. Белецков из г. Сарапула.
Заключены соглашения о сотрудничестве с Ижевским линейным ОВД на транспорте и Управлением Министерства юстиции РФ по УР. В настоящее время действует 10 соглашений с территориальными органами федеральных органов власти и общественными организациями. Соглашения содействуют совместной работе по обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека. В частности, изначально сложились конструктивные отношения с органами Прокуратуры Удмуртской Республики. При Прокуроре Удмуртской Республики С.В. Панове эти отношения вышли на новый уровень. Прокурор нередко берет во внимание доводы и сторону Уполномоченного в случаях, когда не совпадают позиции с районными и городскими прокурорами по правовой оценке тех или иных ситуаций, что способствует совместной работе по защите прав граждан.
В течение года дополнительно проведены личные приемы граждан с выездом в 27 поселений, учреждений социального обслуживания и уголовно-исполнительной системы.
Организован регулярный прием граждан в г. Ижевске по адресу: пл. 50 лет Октября, д. 15, можно также обратиться по тел. 91-31-21.
Когда в досудебном порядке не удавалось добиться разрешения конфликтов или восстановления нарушенных жилищных прав граждан, от их имени были подготовлены исковые заявления, с которыми они обратились в суды.
Всего подготовлено 34 иска, которые удовлетворены судами или находятся на их рассмотрении. Эта работа прямо не прописана в законе, но мы не могли поступить иначе.
Инвалид второй группы обратился через 15 лет после вынесения судебного решения о выделении ему жилья вместо снесенного, все эти годы он ходил по инстанциям, ему отказывали в исполнении судебного решения из-за истечения срока предъявления исполнительного листа к исполнению. Подготовлено заявление в суд, сроки судом восстановлены, инвалид получит жилье.
В основном иски связаны с восстановлением права граждан на приватизацию жилых помещений в домах и общежитиях, незаконно оказавшихся вначале 90-х годов в собственности коммерческих организаций. В частности, при нашем содействии граждане приобрели право на приватизацию такого жилья в пос. Игра и г. Глазове. В республике сложилась устойчивая практика на этот счет и жители общежитий, незаконно переданных коммерческим структурам, через суд могут добиться восстановления нарушенного права на приватизацию занимаемого жилья.
В 2009 году обозначился новый вид обращений граждан - 102 жалобы на управляющие компании по обслуживанию многоквартирных домов, каждая четвертая из них - коллективная.
Законодатель возложил контрольные функции за деятельностью управляющих компаний на самих жителей - собственников помещений. Свои обязанности по предоставлению ежегодного отчета собственникам помещений о состоянии, содержании и ремонте переданного в управление многоквартирного дома и расходовании собранных средств управляющие компании выполняют формально, общие собрания или не проводят, или проводят путем опроса мнения в форме заочного голосования, итоги которого не проверяются. Государство не является стороной в договоре управления, не имеет контрольных полномочий, а собственники домов еще не готовы к новой для них роли управления домом.
По результатам анализа обращений гражданами в Минстрой УР направлены предложения о разработке образцов договоров с управляющими компаниями на управление и обслуживание жилья, отвечающих условиям защиты прав жителей в полной мере.
Поступают обращения о предоставлении собственникам домов дополнительных прав по пользованию своим имуществом. Председатель ТСЖ "Химки" из г. Можги просит содействовать передаче ТСЖ придомовой территории, поскольку Администрация города им отказала. Аналогичные обращения поступают и от собственников жилья в г. Ижевске.
На федеральном уровне не определен порядок формирования земельного участка придомовой территории в собственность жителей многоквартирного дома. Поэтому, по нашему мнению, необходима законодательная инициатива в Государственную Думу или обращение в Правительство Российской Федерации по установлению порядка определения границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества.
Поступают обращения по доступу к питьевой воде. В основном, это проблемы развития новых микрорайонов, где источники воды расположены на расстоянии 500 - 800 м и ситуация с благоустройством в целом остается неопределенной. По каждому обращению мы ведем работу с Администрациями городов и районов и Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики. Однако лишь по отдельным обращениям нам удается добиться выделения средств. В этой связи просим ускорить принятие соответствующей программы. По поручению Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разработана ее концепция под названием "Чистая вода", которая проходит процедуру согласования в различных ведомствах. Мы просим этот процесс не затягивать, поскольку концепция предусматривает меры по улучшению системы питьевого водоснабжения и обеспечению населения качественной питьевой водой.
В 2009 году поступило 147 обращений по вопросам семьи, материнства и детства, связанных с улучшением жилищных условий, оказанием содействия в трудоустройстве, получением льготных жилищных кредитов, пособий по беременности и родам, детских пособий, установлением опеки и попечительства, распоряжением материнским семейным капиталом.
Ежегодно обращаются выпускники детских домов и интернатов с просьбами о содействии в получении жилья. Есть факты, когда сироты, не подготовленные к самостоятельной жизни, передают закрепленное за ними и выделяемое им в порядке очередности жилье другим лицам, а сами остаются без крыши над головой. Жалобы, поступающие от обманутых сирот, свидетельствуют о необходимости проведения в детских домах и домах-интернатах, органах опеки и попечительства образовательных уроков и курсов по подготовке сирот к самостоятельной жизни, особенно по вопросам заключения сделок по отчуждению имущества. Соответствующую работу следует также проводить со специалистами, непосредственно работающими с сиротами. В случае утраты жилья все негативные последствия, в том числе бремя по улучшению жилищных условий лиц с ограниченными возможностями, ложатся на государство и общество. Там, где сироты обратились к Уполномоченному, мы стараемся им помочь вернуть жилье.
Уполномоченный посещает и анализирует ситуацию с соблюдением прав ребенка в Ижевской воспитательной колонии и в очередной раз констатирует, что условия содержания в детской колонии и помещении, функционирующем при ней в режиме следственного изолятора, в целом соответствуют требованиям законодательства, наши замечания и обращения воспитанников рассматриваются, недостатки устраняются.
При нашем содействии выплачены пособия по беременности и родам, уходу за ребенком в размере 84 тыс. руб. Е.Г. С-вой из Якшур-Бодьинского района; 43 тыс. руб. Т.Н. Б-ной из Сарапульского района; Ю.Г. П-вой из Сарапула, имеющей на руках 8-месячного ребенка, оказана помощь в получении государственных пособий в связи с прохождением супругом срочной военной службы.
В 2009 году местными органами власти устранены причины коллективных конфликтов по предоставлению педагогическим работникам мер социальной поддержки. Жалобы по поводу нарушения прав отдельных педагогов разрешаются совместно с администрациями городов и районов.
По мотивам отсутствия средств в местном бюджете все еще имеют место нарушения прав работников сельских детских садов на прохождение медицинских осмотров за счет учреждений, в которых они работают. Нарушения трудовых прав значительного числа специалистов, работающих с детьми, не могут продолжаться, следует обеспечить реальное получение этого права, как это сделали в Воткинске, Можге, Камбарке.
В 2009 году к Уполномоченному поступило 255 обращений, обусловленных нарушением трудовых прав, наибольшую долю которых занимают обращения по поводу оплаты труда.
Важной государственной гарантией является обеспечение доступности для граждан судебного механизма защиты своих прав. Но доступ к правосудию весьма затруднен, если организация, в которой работает гражданин, зарегистрирована в другом регионе. В случае конфликта работник должен обращаться в суд по месту нахождения ответчика. Целесообразно в законодательном порядке предоставить право обращения в суд по месту жительства работников, что значительно упростило бы их судебную защиту.
Без законодательной инициативы невозможно урегулировать проблему обеспечения государственных гарантий сохранения заработной платы, перечисленной на банковские счета, которая в таком случае приобретает признаки банковского вклада и на нее можно обращать взыскание по исполнительным производствам без каких-либо ограничений.
Имеют место нарушения трудовых прав граждан в сельском хозяйстве, даже после вмешательства инспекции труда и прокуратуры.
21 мая 2007 года в ООО "Красногорское" Красногорского района издан приказ об освобождении управляющей фермой в связи с переводом на другую работу, осуществленном без ее согласия. Требование прокуратуры района об отмене незаконного приказа не было выполнено. В 2009 году пострадавшая обратилась за содействием к Уполномоченному, который рекомендовал прокурору района принять меры к реальному восстановлению трудовых прав заявительницы. К этому времени женщина была уже уволена за прогулы как не приступившая к работе на другой должности, а трудовые споры об увольнении рассматриваются в суде, куда заявительница своевременно не обратилась, рассчитывая на разрешение вопроса в досудебном порядке и сохранение трудовых отношений с работодателем.
К сожалению, это не единственный случай пренебрежения трудовым законодательством в сельском хозяйстве. Не останавливаясь на них и безотносительно к каждому обращаем внимание на то, что нельзя подменять законность некой целесообразностью. Это также приведет к исходу специалистов из села. Самоуправство, которое в народе называют самодурством, для нас должно быть неприемлемо.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, уволенным из организаций, пособие по безработице устанавливалось в процентном отношении к среднему заработку, а гражданам, работавшим у индивидуальных предпринимателей, расчет размера пособия по безработице производился без учета размера их среднего заработка - в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
Изучив проблему, Уполномоченный пришел к мнению, что различие в порядке расчета размера пособия по безработице, в основу которого положено не основание прекращения трудового договора, а статус работодателя (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), находится в противоречии с принципом равенства прав и свобод граждан, закрепленным в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ законодатель может устанавливать различия, но лишь в том случае, если эти различия являются оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Рассматриваемые различия указанным критериям не отвечают, в связи с чем Уполномоченный обратился в Федеральную службу по труду и занятости с просьбой рассмотреть в порядке совершенствования законодательства предложение о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", устраняющих различие в порядке расчета размера пособия по безработице, в основу которого положен исключительно юридический статус работодателя.
21 октября 2009 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (о гарантиях безработным гражданам, работавшим у индивидуальных предпринимателей), который устраняет неравенство граждан в сфере социальной защиты от безработицы, в том числе путем исключения необоснованной дифференциации в порядке определений размера пособия по безработице. Закон принят: с 1 января 2010 года граждане, уволенные от индивидуальных предпринимателей, будут получать социальную поддержку в связи с безработицей наравне с гражданами, уволенными из организаций.
В 2009 году поступило 90 обращений по вопросам жизнедеятельности инвалидов. Уполномоченным оказана помощь инвалидам по различным вопросам, в частности, восстановлению льготного проезда на междугородном автомобильном транспорте внутриреспубликанского сообщения.
В 2009 году поступило 127 жалоб на действия сотрудников органов дознания и следствия. Отдельные из них нашли подтверждение. Работники Шарканского РОВД по подозрению в совершении правонарушения доставили в дежурную часть несовершеннолетнего, однако факт доставления и нахождения подростка в отделе внутренних дел, изъятия личных вещей не документирован, родителей о доставлении сына не уведомили. Подросток освобожден в позднее время без доставления в деревню, расположенную в 13 км от райцентра. Ни подростку, ни его родителям извинения не принесены. После вмешательства Уполномоченного к виновным приняты меры дисциплинарного воздействия.
17 февраля 2009 года с заявлением о бездействии следователей по расследованию ДТП, повлекшего тяжкий вред здоровью несовершеннолетней дочери, обратился житель г. Ижевска Е.Н. А-еев. 18 февраля 2009 года Уполномоченным направлено в Прокуратуру Удмуртской Республики обращение с просьбой о проверке жалобы и принятии мер к активизации следствия в случае ее подтверждения. 2 апреля 2009 года Прокуратура сообщила, что в МВД по УР направлено требование о возобновлении следствия, в результате чего собраны доказательства виновности водителя, дело направлено в суд.
Открытость правоохранительной системы является одним из факторов положительного имиджа республики, ее становления в качестве площадки для проведения конференций, семинаров, симпозиумов о соблюдении прав человека. Возможно, когда публично ставится под сомнение служебная репутация органов внутренних дел и их должностных лиц, следует проводить общественную экспертизу с привлечением известных своей объективностью и порядочностью опытных и заслуженных специалистов и доводить результаты до сведения общественности, а также выработать формат встреч конфликтующих сторон за круглым столом и сообща устранять причины и мотивы конфликта. По нашему мнению, этому будет содействовать и дальнейшее становление системы защиты прав граждан с участием Общественного совета, Уполномоченного, правозащитных организаций.
На расширенном заседании Совета общественной безопасности Удмуртской Республики и Координационного совета руководителей правоохранительных органов Удмуртской Республики, состоявшемся 20 мая 2009 года, принята рекомендация Уполномоченного о проведении руководителями районных и городских подразделений МВД ежегодных встреч с общественностью и гражданами для обоюдного информирования о состоянии правоохранительной деятельности и мерах по ее улучшению. Целесообразно проводить эту работу ежегодно с участием республиканских руководителей МВД, Прокуратуры, Верховного Суда и Уполномоченного. Подобные мероприятия должны стать частью системной работы по защите прав граждан.
Необходимо, чтобы обращения граждан разрешались с принятием исчерпывающих мер по защите их прав в кратчайшие сроки, чтобы республика носила неформальный статус территории надлежащего правопорядка по защите прав граждан.
Ежегодно за помощью обращаются лица, в течение длительного времени не получившие российского гражданства. За каждым таким случаем людские боль и беда, принесенные разделением страны, и каждый случай помощи таким людям - само по себе событие, однако рамки доклада не позволяют остановиться на каждом из них. Мы оказываем таким людям реальную помощь по их легализации и получению российского гражданства.
Большинство обращений разрешаются при содействии Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике. За плодотворное сотрудничество по защите прав граждан начальнику Управления С.А. Ислентьеву Уполномоченным объявлена благодарность.
Организованы выезды в 11 изоляторов временного содержания (ИВС) и 11 исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы для проверки условий содержания с проведением личных приемов содержащихся в них лиц.
В отдельных ИВС недостаточно материально-бытовое обеспечение, естественное освещение камер, отсутствует перечень необходимого оборудования, инвентаря, постельных принадлежностей (особенно в ИВС Киясовского РОВД и Кезского РОВД). Приказом МВД по Удмуртской Республике ограничено функционирование ИВС УВД по г. Сарапулу приемом обвиняемых лишь для кратковременного пребывания в связи с выполнением следственных и судебных действий, что создает определенные сложности в обеспечении соответствующих условий и обусловливает жалобы.
Гражданское общество озабочено высоким уровнем преступности, в т.ч. рецидивной, количеством осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, недостаточным общественно полезным воспитательным воздействием исправительных учреждений. Мы поддерживаем реформу системы исполнения наказания. Например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений содержат положения, которые можно трактовать расширительно применительно к дисциплинарной практике. Безусловно, режим должен соблюдаться, но это лишь подтверждает необходимость того, чтобы его условия были подробно прописаны в нормативных актах. Следует также обратить внимание на социальные и медицинские условия содержания осужденных.
]]>
Ранее Уполномоченным уже рекомендовалось создавать социальные приюты с определенным сроком пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий. По нашему мнению, следует открыть такой приют в столице республики. Соответствующее обращение направлено Главе муниципального образования "Город Ижевск". Кстати, в соседних с республикой регионах есть опыт открытия таких учреждений на заброшенных сельскохозяйственных угодьях и объектах с предварительным ремонтом помещений и выделением техники.

2

С учетом обращений граждан проводились мониторинги:
- правового обеспечения центров правовой информации, функционирующих на базе центральных районных и городских библиотек. В связи с планируемой модернизацией страны актуально постепенное открытие таких центров не только в районных центрах, но и в сельских библиотеках. Среди 488 библиотек создан всего один центр - в с. Б. Уча Можгинского района;
- государственной заботы о пожилых людях. В республике открыты 24 специальных дома на 672 места для одиноких престарелых граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке и социальных услугах. Их посещение в Малопургинском, Сюмсинском, Якшур-Бодьинском районах и г. Воткинске показало, что созданы хорошие условия с комнатами на одного и двух человек и отдельными квартирами. Практика ввода таких домов заслуживает поддержки. По нашему мнению, нужно восстановить полномочия органов Госпожнадзора по согласованию проектной документации и участию в приемке таких социальных объектов, а также привести положения о специальных домах, утвержденные местными органами власти, в соответствие с действующим законодательством;
- проблем банкротства сельскохозяйственных организаций. Единого мнения среди специалистов государственных институтов власти по данной проблеме нет. Для приведения различных точек зрения к общему знаменателю мы предлагаем провести зональное совещание нечерноземной России и выйти с согласованными предложениями к руководству страны;
- обеспечения питанием учащихся сельских школ за счет своего подсобного хозяйства. Без надлежащего внимания оказались сельские школы, где организуют собственное питание. Например, в Дондыкарской общеобразовательной школе Глазовского района за два последних года молочная ферма сократилась с 18 до 4 голов и планируется к закрытию. Порядок исполнения "Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (СанПиН 2.4.5. 2409-08) негативно отражается на сложившейся системе питания учащихся сельских школ.
Министерство образования и науки совместно с местными органами власти должно принять меры по установлению порядка безвозмездного проведения экспертизы собственной продукции и оформления документации и сохранению сложившейся системы питания в сельских школах, которое обеспечивает здоровье, умственное и физическое развитие ребенка.
Уполномоченный рекомендует поддерживать внутришкольное питание учащихся сельских школ как доступное и полноценное для сельского ребенка;
- жизнедеятельности отдаленных населенных пунктов. В ежегодном докладе за 2008 год изложена информация о коллективной жалобе жителей отдаленного поселка Южный Какмож Вавожского района (в советский период один из крупнейших леспромхозов). По сообщению Администрации района, дорога отремонтирована, магазин работает, водопровод отлажен, поставлена новая водонапорная башня, терапевт и детский врач регулярно выезжают в населенный пункт. В докладе рекомендовалось главам администраций районов взять на контроль принятие мер по созданию элементарных условий жизнеобеспечения подобных населенных пунктов, если нет условий для их переселения. К их числу относится пос. Симониха г. Сарапула, хотя его отделяют от центра города всего лишь опустевший затон для стоянки речных судов и камское русло. По качеству жизни поселок стоит наравне с отдаленными населенными пунктами, в чем Уполномоченный убедился лично с выездом на место. По результатам выезда проведена рабочая встреча с руководством города, после чего дома обследованы комиссией с принятием решения об их капитальном ремонте, они включены в реестр муниципальной собственности, определена управляющая компания для их содержания. Остаются нерассмотренными другие рекомендации Уполномоченного: расселение или восстановление жилья, принятие мер по улучшению водоснабжения, транспортного обслуживания; обеспечение первичными мерами пожарной безопасности, неотложной медицинской помощью, торговлей продуктами питания. Уполномоченный полагает, что Администрация города внесет поселок в свои планы по решению вопросов местного значения.

3

Нашей основной задачей остается помощь конкретному человеку, конкретным категориям граждан, обращающихся за ней.
Обратились жители с. Горняк Можгинского района с жалобой на местные органы власти, которые, по их словам, не принимают меры по телефонизации села, где всего один общий таксофон на улице и нет устойчивой сотовой связи. По нашему предложению в село выехали все операторы сотовой связи, действующие на территории республики. Выяснилось, что оборудование филиала ЗАО "Астарта" позволяет вести устойчивый прием сигнала на всей территории села. С его участием проведена встреча с жителями, конфликт по поводу телефонизации села разрешен. Называем данную организацию не ради рекламы, всем операторам сотовой связи благодарны за поддержку при разрешении данной жалобы.
Обратились муниципальные служащие - пенсионеры из г. Сарапула с жалобой о незаконном удержании из пенсий за выслугу лет налога на доходы физических лиц. В соответствии с законодательством пенсии, в том числе за выслугу лет муниципальных служащих, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При содействии Прокурора Удмуртской Республики С.В. Панова и руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике А.В. Путина с мая 2009 года ошибочная практика прекращена, удержанные суммы налогов с пенсий за выслугу лет за три года возвращены пенсионерам.
Совместно с Региональной общественной приемной партии "Единая Россия" приняты меры по обеспечению жителей пос. Вараксино регулярной транспортной связью с г. Ижевском путем продления на весенне-летний период маршрута ижевского автобуса № 8 сообщением "Собор Александра Невского - Малиновая гора" до остановки "Садоогороды" (Вараксино) и маршрута автобуса № 47 сообщением "Городок Металлургов - Малиновая гора" до Вараксино. Оба автобуса работали по указанному маршруту до 10 октября, после чего введен маршрут № 34 "Вараксино - Собор Александра Невского".
Профильному министерству и администрации района предложено принять меры к недопущению на маршруты микроавтобусов без регистрации в реестре маршрутов, расписания, остановочных пунктов и маршрутной карты, чтобы не ущемлялись права добросовестного автоперевозчика (ОАО "ИПОПАТ") и жителей поселка на передвижение.
1 апреля 2009 г. на выездном личном приеме в пос. Кез обратились жители с. Поломское Кезского района с жалобой о том, что фельдшерско-акушерский пункт не имеет лицензии на выдачу листков нетрудоспособности, больные в ущерб здоровью для его оформления вынуждены добираться до Кезской ЦРБ, однако прямого сообщения с районным центром нет, объезд на попутном транспорте составляет свыше 100 км. Уполномоченный расценил такое положение как нарушение права 500 жителей села на охрану здоровья и медицинскую помощь, обратился за поддержкой в Государственный Совет. Процедура получения лицензии на осуществление медицинской деятельности была ускорена, уже 20 апреля выдана лицензия.
Уполномоченному поступают обращения, весьма поучительные с житейской точки зрения защиты прав граждан.
В 2006 году пожилая супружеская пара переехала из Барнаула в Сарапул, где за 140 тыс. руб. приобрела однокомнатную квартиру. Покупкой заинтересовалась случайная знакомая, предложившая заключить договор пожизненного содержания с иждивением с переездом в частный дом с печным отоплением. 20 марта 2008 года пожилые люди расписались в подготовленном документе, оказавшемся в действительности договором купли-продажи квартиры за 140 тыс. руб. По иску случайной знакомой суд принял решение о выселении супругов без предоставления какого-либо жилья.
В этой безысходной ситуации они пришли за помощью к Уполномоченному. При ознакомлении с обстоятельствами мы пришли к выводу, что суд к разрешению спора подошел с формальной позиции - наличия подписи продавцов в договоре купли, и обратились к Прокурору Удмуртской Республики с заявлением о направлении в суд в интересах супругов иска о признании договора купли-продажи недействительным. Позиция Уполномоченного нашла понимание, прокурорский иск рассматривается в суде.
10 марта 2009 года за помощью в приобретении российского гражданства обратились находящиеся в сложной жизненной ситуации мать и дочь, еще в 1999 году покинувшие Узбекистан, оставив квартиру и имущество. Беженцы нелегально кочевали по российской территории, пока не нашли приют в помещении Ягульского церковного прихода. Соответствующие российские органы потребовали вернуться в Узбекистан.
После обращения настоятеля церкви отца Михаила Уполномоченный посчитал, что заявительницы нуждаются в реальной помощи со стороны Российского государства в решении вопросов легализации и гражданства, для разрешения ситуации необходимо принятие волевого решения и в этих целях направил директору Федеральной миграционной службы ходатайство о постановке беженцев на миграционный учет и выдаче разрешения на временное проживание для лиц без гражданства, которое директором рассмотрено и удовлетворено, проживание заявительниц легализовано.

4

Граждане имеют право на информацию о судьбе рекомендаций Уполномоченного, направленных в органы власти.
В ежегодном докладе за 2005 год изложена рекомендация о принятии закона об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с определением источников и механизмов финансирования. 27 февраля 2007 года принят Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который устанавливает порядок обеспечения жильем сирот. Из бюджета Удмуртской Республики ежегодно выделяются денежные средства на приобретение жилья сиротам.
В 2006 году в специальном докладе в адрес руководства республики изложена рекомендация об использовании по опыту других регионов различных форм семейного устройства детей-сирот, в том числе патронатные и приемные семьи. На тот период в республике было всего 7 приемных семей и их количество оставалось неизменным на протяжении нескольких лет, такой формы устройства, как патронатная семья, вообще не существовало.
18 декабря 2006 года принят Закон Удмуртской Республики "О патронатном воспитании". По состоянию на 01.12.09 в республике 63 приемные семьи, где воспитывается 157 детей-сирот, в 38 патронатных семьях воспитывается 42 ребенка. Не так много, но созданы правовые условия для развития семейных форм воспитания детей в республике.
В 2008 году изучен вопрос об организации школьного питания, подготовлен специальный доклад для Государственного Совета, который учтен при рассмотрении на заседании Президиума Государственного Совета вопроса о ходе реализации Республиканской целевой программы "Детское и школьное питание на 2006 - 2009 годы" в части увеличения суммы на удешевление питания школьников 1 - 11-х классов из малообеспеченных семей и обновления технологического оборудования школьных столовых. В 2008 - 2009 годах органами власти республики в указанную Программу внесены изменения по увеличению суммы с 5 руб. 36 коп. до 18 руб. 33 коп. и материально-техническому перевооружению и модернизации предприятий системы школьного питания республики путем организации школьных базовых столовых (160 млн. руб.) и замены технологического, холодильного оборудования (77 млн. 917 тыс. руб.).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 25.10.2007 № 233-ФЗ имеет название "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Федеральным законом от 25.10.07 № 233-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" были предусмотрены меры государственной поддержки в виде пособий женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, начиная с 01.01.08. Из числа получателей пособий оказались исключенными женщины, у которых мужья призваны в 2007 году, а дети родились в 2008 году.
В связи с письмами жен военнослужащих, глав поселений, председателя Региональной общественной организации "Совет родителей военнослужащих Удмуртской Республики", поступившими в сентябре 2008 года, Уполномоченным 9 октября 2008 года направлено обращение в Государственный Совет Удмуртской Республики, министру здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой, министру обороны РФ А.Э. Сердюкову.
Государственным Советом в октябре 2008 года принято обращение к Президенту РФ Д.А. Медведеву о предоставлении права на пособия членам семьи военнослужащего, призванного на военную службу в 2007 году. Такие изменения в федеральный закон внесены, соответствующие права женщинам предоставлены.
Многодетные семьи, в которых дети родились до принятия закона о семейном капитале, оказались в сложном положении - согласно действовавшему законодательству они имели право на получение безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилых помещений до достижения детьми 18-летнего возраста. По его достижении семьи снимались с учета.
30 апреля 2008 года в ответ на жалобы таких семей Уполномоченный обратился в Правительство Удмуртской Республики с предложением о предоставлении субсидий малоимущим многодетным семьям на строительство и приобретение жилых помещений после достижения детьми 18-летнего возраста. В информации в адрес Правительства Удмуртской Республики от 8 июня 2009 года наше предложение было повторено с учетом указанного заключения. Государственным Советом внесены изменения в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", которыми предусмотрено выделение безвозмездных субсидий многодетным малоимущим семьям при наличии детей в возрасте до 23 лет при условии очной формы обучения.

Заключение

Безусловно, ответственные решения и меры принимаются органами власти и их должностными лицами на основании совокупности сведений и материалов, в том числе поступивших от Уполномоченного.
Несмотря на трудности в стране, которые повлияли на занятость и социальное благополучие граждан, органы власти республики сохраняют контроль за ситуацией, принимают адекватные управленческие решения, своевременно аккумулируют необходимые средства для выполнения социальных обязательств перед гражданами, в том числе по их расширению в жилищной, демографической, образовательной сферах.
Удмуртская Республика является регионом с устойчивой системой соблюдения прав граждан; ее нужно поддерживать, действовать сообща, согласованно, с разных сторон.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о своей деятельности в 2009 году доложен Президенту Удмуртской Республики А.А. Волкову и представлен Государственному Совету Удмуртской Республики.
Текущий год обуславливает задачу Уполномоченного содействовать соблюдению прав граждан и укреплению доверия между органами власти и гражданами. Ее выполнение будет успешным, если обе стороны наравне со своими полномочиями и правами будут добросовестно выполнять и свои обязанности друг перед другом.

Уполномоченный
М.К.КОКОРИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru