АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2010 г. по делу № А29-12294/2009
(извлечение)
29 января 2010 года дата объявления резолютивной части решения
1 февраля 2010 года дата изготовления мотивированного решения
Арбитражный суда Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "РГС-Мед"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
о признании незаконным (недействительным) решения № 03-78/5113 от 28.11.2009 года
при участии в заседании:
от заявителя: П. по доверенности от 11.01.2010 года
от ответчика: Б. по доверенности от 11.01.2010 года № 03-02/24
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РГС-Мед" (далее - Общество) обратилось с заявлением о признании незаконными (недействительным) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление) № 03-78/5113 от 28 ноября 2009 года.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Общества, представителя Управления, суд установил следующее.
В адрес Управления поступило заявление вх. № 2307 от 15.05.2009 года от Ш. о распространении на стр. 14 тиража газеты "Про город" № 8 (26) от 28.02.2009 года рекламы поликлиники "РГС-Мед" следующего содержания: "Поликлиника РГС-Мед поликлиника ООО "РГС-Мед" Уважаемые жители Эжвинского района! В августе 2008 года поликлиника РГС-Мед открыла свое отделение по адресу: пр. Бумажников, 38 Для Вас: консультации врачей-специалистов для взрослых и детей; обслуживание в поликлинике и на дому; лабораторная диагностика; выписка больничных листов и справок. Эжвинское отделение поликлиники РГС-Мед предлагает Вас различные варианты медицинского обслуживания. Вы можете разово обратиться в поликлинику или заключить договор на медицинское обслуживание взрослых и детей, что дает Вам право на получение 10% скидки от стоимости услуг, и на бесплатное обслуживание у терапевта на весь период обслуживания. Напоминаем, что по итогам календарного года Вы имеете право получить социальный налоговый вычет в размере 13% от стоимости оплаченных медицинских услуг при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц. Лицензия на осуществление медицинской деятельности № 11-01000098 от 13.11.2008 г. Сыктывкар, пр-т Бумажников, д. 38 телефон регистратуры 62-19-95 www.rgsmed.ru, К. врач-педиатр" (далее - реклама).
По мнению заявителя, реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в связи с чем, нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
По результатам проверки Управлением принято решение № 0378/5113 от 28.10.2009 года, которым реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Общество не согласилось с указанным решением и обжаловало его в судебном порядке.
В своих доводах Общество указало на то, что в газете опубликована реклама общества, а не оказываемые услуги.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В Законе о рекламе (пункты 2 и 3 статьи 3) под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части 7 статьи 5 названного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, определены в статье 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 указанной статьи реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)). Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности услуги по медицинскому массажу включены в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получения медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.
Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Приказом Минздрава Российской Федерации № 268 от 16.07.2001 года утвержден отраслевой классификатор "сложные и комплексные медицинские услуги" ОК 91500.09.0002-2001, согласно которому клиническая лабораторная диагностика является сложной медицинской услугой и относится к разделу 03 - комплексные диагностические услуги (методы исследования: лабораторные, функциональные инструментальные, рентгенорадиологические и др.) В указанном разделе содержится перечень диагностических комплексов включая лабораторные (исследование биологических жидкостей, морфологическое исследование тканей и т.д.), функциональные инструментальные (ультразвуковые исследования, электрокардиография, фонокардиография, использование волоконной оптики и т.д.), рентгенорадиологические, выполняемые на этапе диагностического поиска. Класс 016 - клиническая лабораторная диагностика.
Кроме того, выражение "консультации врачей-специалистов" в контексте рассматриваемого рекламного объявления подразумевает услуги врачей не определенных медицинских специальностей в связи, с чем и требует консультации специалистов для получения данных услуг.
Рекламное объявление общества формирует интерес к услуге - лабораторной диагностики и направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.
В целях Закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона "О рекламе").
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 7 статьи 24 указанного закона предусмотрено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Опубликование обществом рекламного объявления об оказании медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и получения консультации специалистов подтверждено материалами дела.
Соответствующая информация правомерно и обоснованно оценена Управлением как ненадлежащая реклама, противоречащая требованиям части 7 статьи 24 Закона.
Общество, являясь рекламодателем, допустило нарушения требований пункта 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд, в апелляционном порядке.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми