Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2010 г. по делу № А29-12294/2009

(извлечение)

29 января 2010 года дата объявления резолютивной части решения
1 февраля 2010 года дата изготовления мотивированного решения
Арбитражный суда Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "РГС-Мед"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
о признании незаконным (недействительным) решения № 03-78/5113 от 28.11.2009 года
при участии в заседании:
от заявителя: П. по доверенности от 11.01.2010 года
от ответчика: Б. по доверенности от 11.01.2010 года № 03-02/24

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РГС-Мед" (далее - Общество) обратилось с заявлением о признании незаконными (недействительным) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление) № 03-78/5113 от 28 ноября 2009 года.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Общества, представителя Управления, суд установил следующее.
В адрес Управления поступило заявление вх. № 2307 от 15.05.2009 года от Ш. о распространении на стр. 14 тиража газеты "Про город" № 8 (26) от 28.02.2009 года рекламы поликлиники "РГС-Мед" следующего содержания: "Поликлиника РГС-Мед поликлиника ООО "РГС-Мед" Уважаемые жители Эжвинского района! В августе 2008 года поликлиника РГС-Мед открыла свое отделение по адресу: пр. Бумажников, 38 Для Вас: консультации врачей-специалистов для взрослых и детей; обслуживание в поликлинике и на дому; лабораторная диагностика; выписка больничных листов и справок. Эжвинское отделение поликлиники РГС-Мед предлагает Вас различные варианты медицинского обслуживания. Вы можете разово обратиться в поликлинику или заключить договор на медицинское обслуживание взрослых и детей, что дает Вам право на получение 10% скидки от стоимости услуг, и на бесплатное обслуживание у терапевта на весь период обслуживания. Напоминаем, что по итогам календарного года Вы имеете право получить социальный налоговый вычет в размере 13% от стоимости оплаченных медицинских услуг при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц. Лицензия на осуществление медицинской деятельности № 11-01000098 от 13.11.2008 г. Сыктывкар, пр-т Бумажников, д. 38 телефон регистратуры 62-19-95 www.rgsmed.ru, К. врач-педиатр" (далее - реклама).
По мнению заявителя, реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в связи с чем, нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
По результатам проверки Управлением принято решение № 0378/5113 от 28.10.2009 года, которым реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Общество не согласилось с указанным решением и обжаловало его в судебном порядке.
В своих доводах Общество указало на то, что в газете опубликована реклама общества, а не оказываемые услуги.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В Законе о рекламе (пункты 2 и 3 статьи 3) под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части 7 статьи 5 названного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, определены в статье 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 указанной статьи реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)). Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности услуги по медицинскому массажу включены в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получения медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.
Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Приказом Минздрава Российской Федерации № 268 от 16.07.2001 года утвержден отраслевой классификатор "сложные и комплексные медицинские услуги" ОК 91500.09.0002-2001, согласно которому клиническая лабораторная диагностика является сложной медицинской услугой и относится к разделу 03 - комплексные диагностические услуги (методы исследования: лабораторные, функциональные инструментальные, рентгенорадиологические и др.) В указанном разделе содержится перечень диагностических комплексов включая лабораторные (исследование биологических жидкостей, морфологическое исследование тканей и т.д.), функциональные инструментальные (ультразвуковые исследования, электрокардиография, фонокардиография, использование волоконной оптики и т.д.), рентгенорадиологические, выполняемые на этапе диагностического поиска. Класс 016 - клиническая лабораторная диагностика.
Кроме того, выражение "консультации врачей-специалистов" в контексте рассматриваемого рекламного объявления подразумевает услуги врачей не определенных медицинских специальностей в связи, с чем и требует консультации специалистов для получения данных услуг.
Рекламное объявление общества формирует интерес к услуге - лабораторной диагностики и направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.
В целях Закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона "О рекламе").
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 7 статьи 24 указанного закона предусмотрено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Опубликование обществом рекламного объявления об оказании медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и получения консультации специалистов подтверждено материалами дела.
Соответствующая информация правомерно и обоснованно оценена Управлением как ненадлежащая реклама, противоречащая требованиям части 7 статьи 24 Закона.
Общество, являясь рекламодателем, допустило нарушения требований пункта 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд, в апелляционном порядке.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru