Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 января 2009 г. по делу № А79-9695/2008

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике, 428014, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Крупской, д. 9
к закрытому акционерному обществу "НБ-центр", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. П.Ермолаева, д. 1, пом. № 4; 428000, ЧР, г. Чебоксары, пр. Ленина, 51, зоомаркет "Динозаврик"
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора В. по доверенности № 3 от 11.01.2009, главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения К.Т. по доверенности № 29 от 02.10.2008,
от ЗАО "НБ-центр" - главного бухгалтера Я. по доверенности № 1 от 11.01.2009, М. по доверенности № 2 от 11.01.2009,

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике (далее - заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "НБ-центр" (далее - ЗАО "НБ-центр" или Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что 05.12.2008 в зоомаркете "Динозаврик", расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, 51, принадлежащем ЗАО "НБ-центр", установлено осуществление Обществом фармацевтической деятельности в части обращения лекарственных средств для животных без специального разрешения - лицензии.
Указанные действия являются нарушением требований статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 4 и пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Протоколом осмотра от 05.12.2008 главным специалистом-экспертом отдела государственного ветеринарного надзора Управления В. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО "НБ-центр".
На основании изложенного Управление просит привлечь ЗАО "НБ-центр" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представители Управления в судебном заседании от 12.01.2009 просили суд привлечь ЗАО "НБ-центр" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, по основаниям, изложенным в заявлении № 02-45/604 от 12.12.2008, и при этом пояснили, что деятельность Общества, связанная с продажей лекарственных средств, предназначенных для лечения животных, подлежит обязательному лицензированию согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьям 4, 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и пункту 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
При выявлении факта совершения Обществом административного правонарушения 05.12.2008 Управление не составило протокол, поскольку не был надлежащим образом уведомлен законный представитель Общества.
Согласно Перечню должностных лиц, утвержденного приказом от 12.04.2005 № 138 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору сотрудники Управления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представители Общества в судебном заседании от 12.01.2009 заявленные требования не признали по доводам, изложенным в отзыве, и при этом пояснили, что сотрудником Управления была проведена проверка деятельности Общества на предмет соблюдения законодательства в сфере реализации лекарственных средств для животных и условий их хранения путем осуществления контрольной закупки ветеринарных препаратов капли от блох для собак "Барс", капли от ушного клеща "Барс" и осмотра помещения зоомаркета "Динозаврик", расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, 51. В ходе осмотра было выявлено, что ветеринарные препараты находились в недоступном для покупателей месте, то есть в закрытых нижних ящиках шкафов, расположенных в торговом помещении магазина.
Общество считает, что осмотр помещения зоомаркета "Динозаврик" был осуществлен сотрудниками Управления с нарушением Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ, поскольку сотрудники Управления убедившись об отсутствии ветеринарных препаратов на витринах и стеллажах магазина, настойчивыми просьбами фактически вынудили персонал магазина реализовать им ветеринарные препараты.
В нарушение указанного Федерального закона сотрудниками Управления также не был составлен акт проверки.
01 июля 2008 года Обществом был издан приказ № 3 о приостановке торговли ветеринарными препаратами, в связи с подготовкой документов для получения лицензии на право реализации ветеринарных препаратов, с которым были ознакомлены продавцы-консультанты и управляющая зоомаркетом "Динозаврик" М.
Согласно приказу № 3 от 01.07.2008 управляющая зоомаркетом "Динозаврик" М. должна обеспечить снятие с реализации находящихся в продаже указанных препаратов, хранение снятых с реализации ветеринарных препаратов в недоступном для покупателей месте.
Общество считает, что отсутствует состав правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с тем, что ЗАО "НБ-центр" предприняло меры, направленные на недопущение указанных нарушений.
Отсутствие в продаже ветеринарных препаратов косвенно подтверждается записями покупателей в книге отзывов и предложений, которая находится в помещении магазина.
Общество указывает, что правонарушение было совершено управляющей зоомаркетом "Динозаврик" М., ответственность за которое предусмотрено статьей 14.2 КоАП РФ, поскольку управляющая данного магазина наделена организационно-распорядительными функциями.
Ветеринарные препараты, которые указаны в фототаблице к осмотру помещения зоомаркета "Динозаврик" (л.д. 8 - 15 и на верхней фотографии л.д. 16) находились в недоступном для покупателей месте, то есть в закрытом шкафу без указания ценников.
Покупателю, которому были проданы 05.12.2008 лекарственные препараты для лечения животных, представился как юрист Управления - это был К.В.
Признаками контрольной закупки ветеринарных препаратов 05.12.2008 являются предоставление Обществом кассового и товарного чеков покупателю - сотрудников Управления.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 11 часов 50 минут 12.01.2009 до 16 часов 15 минут 13.01.2009.
Представители Управления в судебном заседании от 13.01.2009 просили суд привлечь ЗАО "НБ-центр" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП по основаниям, изложенным в заявлении и письменным пояснениям к нему от 13.01.2009.
Одновременно представители Управления в судебном заседании пояснили, что факт наличия события административного правонарушения подтверждается объяснительными управляющей зоомаркета "Динозаврик" М., продавцов-консультантов С. и М.Г.
Производство по делу об административном правонарушении осуществлялось в порядке, предусмотренном КоАП РФ, как следует из статьи 1.1 КоАП РФ.
Управление считает, что ссылка Общества на нарушение Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с отсутствием распоряжения руководителя Управления на проверку Общества, не может быть принята во внимание, поскольку мероприятия по контролю в отношении Общества не проводились, а приняты превентивные меры в целях предотвращения нанесения ущерба имуществу и здоровью граждан, общественной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Управление указывает, что Общество не подпадает ни под одно из определений соискателя лицензии и лицензиата, предусмотренных статьи 2 вышеназванного Закона, то положения части 3 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с закреплением необходимости применения положений Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" при проведении лицензионного контроля в данном случае неприменимы.
Согласно должностному регламенту от 23.04.2008 у сотрудника Управления В. имеются полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении, отнесенных к компетенции Управления и применять меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении.
Представители Общества в судебном заседании от 13.01.2009 заявленные требования не признали по ранее изложенным доводам, пояснив, что управляющая зоомаркета "Динозаврик" приходила 05.12.2008 в Управление для составления протокола об административном правонарушении, но она не была допущена к участию на составление протокола. Управляющая зоомаркета "Динозаврик" М. представляла должностную инструкцию управляющего данного магазина, приказ Общества № 3/общ от 01.07.2008, акт о списании товаров № Ц0000316 от 11.12.2008 и объяснительные М. от 12.12.2008, продавцов-консультантов С. и М.Г. от 06.12.2008, которые не были приняты во внимание Управлением, но несмотря на это ею были написаны объяснения от 12.12.2008 под принуждением сотрудников Управления.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закрытое акционерное общество "НБ-центр" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Московского района г. Чебоксары 06.07.1998.
Как следует из материалов дела, 05.12.2008 сотрудниками Управления В. и В.Т. установлен факт реализации Обществом в зоомаркете "Динозаврик", расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, 51, без специального разрешения (лицензии) капель для собак от блох и от ушного клеща "Барс", а также хранение иных лекарственных препаратов, предназначенных для лечения животных.
Согласно должностному регламенту, утвержденному руководителем Управления 23.04.2008, у сотрудника Управления В. имеются полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении, отнесенных к компетенции Управления и применять меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении.
Сотрудниками Управления составлен протокол осмотра от 05.12.2008, согласно которому лекарственные препараты, предназначенные для лечения животных, находились в нижнем закрытом шкафу, расположенном вдоль стены со стороны входной двери. Согласно фототаблице, которая является приложением к протоколу осмотра, на лекарственных препаратах, предназначенных для лечения животных, отсутствуют ценники.
Копию указанного протокола осмотра получила управляющая магазина М.
Уведомление о назначении места и времени составления протокола об административном правонарушении на 12.12.2008 к 11 час. 05 мин. по адресу: г. Чебоксары, ул. Крупской, 9, каб. 9, вручено управляющему магазина М., а также направлено согласно почтовой описи вложения по юридическому адресу ЗАО "НБ-центр": г. Чебоксары, ул. П.Ермолаева, 1. Директор ЗАО "НБ-центр" Ш. извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ телеграммой (л.д. 22 - 23).
12 декабря 2008 года в отношении ЗАО "НБ-центр" составлен протокол № 02/278 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Законный представитель Общества либо иной представитель с надлежаще оформленными полномочиями на составление протокола не явились.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
В статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" определено, что под лекарственными средствами понимаются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции); фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающих оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Согласно пункту 6 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, должна осуществляться в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром.
Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301, ветеринарные препараты отнесены к коду 93 0000 4 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения".
Факт реализации 05.12.2008 Обществом ветеринарных лекарственных средств для лечения животных (капли от блох и от ушного клеща "Барс") в зоомаркете "Динозаврик", расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Ленина, 51, без специального разрешения (лицензии) установлен судом, подтверждается представленным в материалы дела кассовым чеком (л.д. 26) и ЗАО "НБ-центр" не отрицается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения обязательных правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Общество не приняло в полном объеме все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения и по соблюдению законодательства в области лицензирования фармацевтической деятельности, поскольку не обеспечило надлежащий контроль за исполнением его работниками своих трудовых обязанностей, несмотря на приказ № 3/общ от 01.07.2008 о приостановлении реализации ветеринарными препаратами.
Доводы Общества о том, что управляющая зоомаркета "Динозаврик" М., разрешившая продавцу в нарушение вышеназванного приказа реализовать 05.12.2008 ветеринарные лекарственные препараты и в связи с этим должна самостоятельно нести административную ответственность как лицо, наделенное организационно-распорядительными функциями, суд считает необоснованными, поскольку все торговые операции, осуществляемые в зоомаркете "Динозаврик" Общества любым работником, производятся от имени этого юридического лица. Ненадлежащее исполнение управляющей данного магазина и продавца возложенных на них функций не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности. В данном случае имела место реализация ветеринарных лекарственных средств для лечения животных, принадлежащих Обществу, и в его магазине.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом установлено, что по результатам проверки акт по установленной форме составлен не был. Вместе с тем фиксация контрольных мероприятий отражена в протоколе осмотра от 05.12.2008, который содержит все предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" сведения, поэтому отсутствие акта не может служить основанием для признания результатов проверки недействительными и доводы Общества в этой части не могут быть судом приняты во внимание.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ.
Согласно данной статье КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
В пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, а также то, что Общество совершило административное правонарушение впервые, суд приходит к выводу, что вменяемое Обществу административное правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло вредных последствий, в связи с чем суд расценивает содеянное как малозначительное, исходя из того, что Обществом были предприняты меры по предотвращению совершения правонарушения путем издания приказа № 3/общ от 01.07.2008 о приостановлении реализации ветеринарных препаратов и пищевых добавок до получения лицензии на право торговли ветеринарными препаратами, ознакомив сотрудников с его содержанием, и последующее списание данных препаратов на основании акта № Ц0000316 от 11.12.2008.
Как подтверждают материалы дела, в целях реализации данного приказа Обществом ветеринарные лекарственные средства для лечения животных не были выставлены для продажи и на момент проверки находились в недоступном для покупателей закрытом шкафу без ценников. Суд также учитывает, что реализация 05.12.2008 ветеринарных препаратов покупателю была разовой по настойчивому требованию покупателя. Вышеназванные обстоятельства были также подтверждены показаниями свидетеля М.Т.
На основании изложенного, суд считает возможным применить к Обществу статью 2.9 КоАП РФ, освободить его от административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

закрытое акционерное общество "НБ-центр", зарегистрированное в качестве юридического лица администрацией Московского района г. Чебоксары 06.07.1998, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. П.Ермолаева, 1 офис 4 освободить от административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничиться устным замечанием.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 206, статьями 259, 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru