Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2009 г. по делу № А74-4330/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю. Ишь, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ж.В. Кимяевой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации города Абакана, г. Абакан,
к муниципальному унитарному предприятию города Абакана "Троллейбусное управление", г. Абакан,
о взыскании 958 578 руб. 55 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Шульга С.А. по доверенности от 29.12.2008,
от ответчика - представителя Комарова А.А. по доверенности от 01.07.2009.

Администрация города Абакана обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Абакана "Троллейбусное управление" о взыскании 958 578 руб. 55 коп., в том числе 842 279 руб. 60 коп. задолженности по арендной плате за использование земельного участка по договору аренды земельного участка № АЮ11481 от 22.09.2006 за период с 01.10.2008 по 01.10.2009 и 116 298 руб. 95 коп. неустойки за период с 02.01.2009 по 08.10.2009.
Представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика подтвердил наличие задолженности по арендной плате в сумме 842 279 руб. 60 коп. Пояснил, что погасить задолженность вовремя ответчик не имеет возможности, поскольку не имеет права самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, поэтому находится в тяжелом материальном положении, и существует, в том числе, на дотации, получаемые из бюджета города Абакана.
Тем не менее, как пояснил представитель ответчика, муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Троллейбусное управление" погасит имеющуюся задолженность при первой возможности, поскольку является предприятием, созданным для выполнения муниципальных нужд (перевозки пассажиров по городу Абакану). Кроме того, представитель ответчика просит уменьшить размер взыскиваемой неустойки, так как размер неустойки, предъявляемой истца, несоразмерен последствиям нарушения обязательства, поскольку Администрация города Абакана не понесла никаких убытков, связанных с неисполнением ответчиком своих обязательств.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2006 года между муниципальным образованием город Абакан (арендодателем) и муниципальным унитарным предприятием "Троллейбусное управление" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка № АЮ11481, на основании которого истец передает ответчику в аренду земельный участок общей площадью 38011 кв. м, категория земель - земли поселений, кадастровый номер 19:01:020107:0090, кадастровый квартал 020107, кадастровой стоимостью 45 193 558 руб. 56 коп., расположенный по адресу: город Абакан, улица Советская, 150, предоставленный для эксплуатации и обслуживания производственной базы в границах, указанных на плане границ земельного участка.
Согласно пункту 2.1 договора период аренды участка определен сторонами с 22.09.2006 по 19.09.2011.
Согласно пункту 3.1 указанного договора передача участка осуществляется на основании акта приема-передачи земельного участка. План границ земельного участка и акт приема-передачи являются приложениями к договору, о чем указано в самом договоре № АЮ11481.
По акту приема-передачи земельный участок передан арендодателем муниципальному унитарному предприятию "Троллейбусное управление" в аренду.
В соответствии с частью 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу статьи 131, части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка № АЮ11481 от 22.09.2006 зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается справкой Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия № 05-30-63/08.
На основании указанного договора в силу статей 307, 309, 310, 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации у сторон возникли обязательства по договору аренды, которые должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 2.2 договора № АЮ11481 размер годовой арендной платы составляет 632 883 руб. 15 коп.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что арендная плата вносится ежеквартально, равными частями не позднее 1 числа следующего квартала.
Истцом взыскивается задолженность по арендной плате за период с 01.10.2008 по 01.10.2009 в сумме 842 279 руб. 60 коп.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а не пункт 10.

Администрации города Абакана принадлежит право передавать земельные участки в аренду и взимать арендную плату согласно Федеральному закону "Об общих принципах местного самоуправления" и пункту 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 43 Устава города Абакана Администрация города Абакана управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, взимает арендную плату за землю. Таким образом, Администрация города Абакана как исполнительно-распорядительный орган для обеспечения защиты интересов муниципального образования город Абакан имеет право взимать арендную плату и, соответственно, взыскивать задолженность по арендной плате в судебном порядке.
В соответствии с абзацем 2 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Пунктом 2.5 предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения ставок арендной платы Абаканским городским Советом депутатов без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор.
Согласно пункту 6.7 договора ставки арендной платы, установленные Абаканским городским Советом депутатов, действуют до принятия Правительством Российской Федерации решения о новых ставках арендной платы за земельные участки, переданные в аренду юридическим лицам.
Пунктом 6.8 договора установлено, что после принятия Правительства Российской Федерации решения, указанного в пункте 6.7 договора, арендная плата исчисляется арендодателем в соответствии с новыми ставками арендной платы без внесения изменений и дополнений в договор, без соответствующего уведомления арендатора.
Расчет арендной платы выполнен по ставкам арендной платы, утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов № 445 от 25.12.2007, Постановлением Правительства Республики Хакасия № 05 от 23.01.2008, решением Абаканского городского Совета депутатов об утверждении коэффициента № 25 от 22.04.2008, вступившим в силу с 05.02.2008, решением Абаканского городского Совета депутатов № 118 от 26.02.2009.
Для расчета арендной платы с 05.02.2008 применяется Постановление Правительства Республики Хакасия № 05 от 23.01.2008 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия".
Коэффициент изменения арендной платы за землю в городе Абакане на 2008 год согласно решению Абаканского городского Совета депутатов № 445 от 25.12.2007 составляет 1,1.
За период с 01.01.2009 по 01.10.2009 применена Методика, указанная в Постановлении Правительства Республики Хакасия № 05 от 23.01.2008 с учетом измененного коэффициента инфляции, который составляет 1,27, согласно информационному письму Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
Расчет суммы основного долга по арендной плате за период с 01.10.2008 по 01.10.2009 истцом выполнен верно.
Доказательств оплаты суммы долга ответчик не представил, хотя, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на нем лежит обязанность доказывания.
Поскольку односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим в силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а доказательств надлежащего исполнения обязательств ответчиком не представлено, арбитражный суд полагает, что требование истца о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.10.2008 по 01.10.2009 в размере 842 279 руб. 60 коп. подлежит удовлетворению.
Кроме того, истец предъявил ко взысканию неустойку за период с 02.01.2009 по 08.10.2009 в сумме 116 298 руб. 95 коп.
Пункт 7.2 указанного договора устанавливает ответственность за неуплату в срок арендных платежей в виде неустойки в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки.
Неустойкой по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Арбитражный суд признал расчет неустойки верным, а требование истца о взыскании неустойки в размере 116 298 руб. 95 коп. за период с 02.01.2009 по 08.10.2009 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. При этом суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации № 263-О от 21.12.2000 предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки возможных убытков, вызванных нарушением обязательства; длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 17 от 14.07.1997 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Поскольку установленная договором мера гражданско-правовой ответственности за несвоевременную оплату поставленного товара составляет фактически 36,5% годовых и значительно превышает учетную ставку банковского процента, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие причинение истцу значительных убытков, учитывая чрезмерно высокий процент неустойки, который несоразмерен последствиям неисполнения обязательства ответчиком, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки до 40 000 руб.
По результатам рассмотрения дела с ответчика в пользу истца следует взыскать 882 279 руб. 60 коп., в том числе 842 279 руб. 60 коп. основного долга за период с 01.10.2008 по 01.10.2009, 40 000 руб. неустойки за несвоевременную оплату за период с 02.01.2009 по 08.10.2009.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6 от 20.03.1997 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" при уменьшении арбитражным судом размера неустойки, на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
Государственная пошлина по иску составляет 16 085 руб. 79 коп., в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения спора относится на ответчика. Поскольку истец, в силу подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, при обращении в арбитражный суд освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 166 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление", г. Абакан, в пользу Администрации города Абакана, г. Абакан, 882 279 (восемьсот восемьдесят две тысячи двести семьдесят девять) руб. 60 коп. по договору аренды земельного участка № АЮ11481 от 22.09.2006, в том числе 842 279 (восемьсот сорок две тысячи двести семьдесят девять) рублей 60 коп. основного долга по арендной плате за период с 01.10.2008 по 01.10.2009 и 40 000 (сорок тысяч) руб. неустойки за несвоевременную оплату за период с 02.01.2009 по 08.10.2009, с перечислением суммы в ГРКЦ НБ Республики Хакасия, БИК 049514001, расчетный счет 40101810200000010001, ИНН 1901022594, получатель: УФК Минфина РФ по РХ (ДГАЗ администрации г. Абакана), код бюджетной классификации 93211105010040000120, назначение платежа "арендная плата за землю".
2. В удовлетворении остальной части иска отказать.
3. Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление", г. Абакан, в доход федерального бюджета 16 085 (шестнадцать тысяч восемьдесят пять) руб. 79 коп. государственной пошлины.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.Ю.ИШЬ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru