Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 17 февраля 2010 года

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Законодательство по налогу на имущество физических лиц находится в стадии реформирования. В настоящий момент действует принятый 09.12.1991 Закон № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон). Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектом налогообложения по налогу признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона № 2003-1).
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
На органы технической инвентаризации возложена обязанность ежегодно по состоянию на 1 января текущего года представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости.
Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. При этом указанные органы могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения в следующих пределах (см. таб. 1):

Таблица 1

+------------------------------------------+------------------------------+
¦  Суммарная инвентаризационная стоимость  ¦     Ставка налога (в %)      ¦
¦         объектов налогообложения         ¦                              ¦
+------------------------------------------+------------------------------+
¦До 300 000 рублей (включительно)          ¦До 0,1 процента (включительно)¦
+------------------------------------------+------------------------------+
¦Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей    ¦Свыше 0,1 до 0,3 процента     ¦
¦(включительно)                            ¦(включительно)                ¦
+------------------------------------------+------------------------------+
¦Свыше 500 000 рублей                      ¦Свыше 0,3 до 2,0 процента     ¦
¦                                          ¦(включительно)                ¦
+------------------------------------------+------------------------------+

Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Из этого следует, что в пределах одного муниципального образования, прежде чем будет применена ставка налога к каждому отдельному объекту, сначала суммируется их инвентаризационная стоимость, а затем по шкале определяется ставка налога.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
До 2008 года алгоритм расчета налога по долевому имуществу был следующий: от инвентаризационной стоимости объекта определялась стоимость доли, затем стоимость доли суммировалась с инвентаризационной стоимостью других объектов налогообложения, далее по шкале выбиралась соответствующая ставка налога и, наконец, рассчитывался сам налог.

Пример 1
Физическое лицо владеет однокомнатной квартирой стоимостью 170 000 руб. и 1/2 доли в четырехкомнатной квартире стоимостью 460 000 руб.
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов для расчета налога составляла 400 000 руб. (170 000 + (460 000 : 2) = 400 000). После этого по шкале выбиралась соответствующая стоимости ставка и исчислялся налог.
Однако приведенная выше методика с 2009 года не применялась, так как Законом не были предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество. В качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, была определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (т.е. всего объекта, находящегося в долевой (совместной) собственности, а не стоимость доли).
Поэтому с 2009 года стал применяться другой порядок расчета налогооблагаемой базы. Одновременно перерасчету был подвергнут и 2008 год.

Пример 2
Условия, как и в первом примере. Суммарная инвентаризационная стоимость объектов исходя из нового порядка составила 630 000 руб. (170 000 + 460 000). Ввиду того, что возросла стоимостная оценка имущества, следовало применять новую повышенную ставку налога.
28 ноября 2009 года принят Федеральный закон № 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 283-ФЗ), который установил в качестве самостоятельного объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, находящегося в общей долевой (совместной) собственности нескольких лиц долю в праве общей собственности на имущество.
Указанные положения вступили в силу с 1 января 2010 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
То есть теперь методика расчета налоговой базы (следовательно, и налога), по имуществу, находящемуся в долевой собственности, существовавшая до 2008 года, нашла подтверждение в Законе, и теперь налог будет рассчитываться исходя из стоимости доли.

Пример 3
Квартира в Казани, инвентаризационная стоимость которой составляет 900 000 рублей находится в долевой собственности трех человек. На территории г. Казани действуют ставки налога на имущество физических лиц, установленные решением представительного органа муниципального образования города Казани от 29 ноября 2005 г. № 4-3 "О ставках налога на имущество физических лиц" (см. таб. 2).
С момента принятия ставки не изменялись.
Посчитаем сумму налога до принятия Закона № 283-ФЗ: инвентаризационную стоимость квартиры умножаем на установленную ставку 900 000 x 0,5% = 4500 руб. (сумма налога на квартиру в целом).
Разделим налог среди собственников квартиры: 4500 : 3 = 1500 руб.
Сумма налога составила по 1500 руб. на каждого собственника квартиры.
После принятия Закона № 283-ФЗ. Определяем стоимость доли в квартире каждого собственника: 900 000 : 3 = 300 000 руб.
Данной инвентаризационной стоимости соответствует ставка налога 0,1% : 300 000 x 0,1% = 300 руб.
Сумма налога на каждого собственника квартиры составит 300 руб.
Следовательно, сумма налога для каждого из налогоплательщиков имущества, находящегося в долевой собственности, в нашем примере уменьшилась в пять раз.
Сумма налога с квартиры в целом в нашем примере составит 900 рублей.
Если квартирой будет владеть один собственник, то сумма налога для него составит 4500 руб. (900 000 x 0,5% = 4500).

Таблица 2

+-------------------------------------+-----------------+
¦Стоимость имущества                  ¦Ставка налога (%)¦
+-------------------------------------+-----------------+
¦Жилых строений и помещений           ¦                 ¦
¦До 300 тыс. рублей                   ¦       0,1       ¦
¦От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей¦       0,3       ¦
¦Свыше 500 тыс. рублей                ¦       0,5       ¦
+-------------------------------------+-----------------+
¦Нежилых строений и помещений         ¦                 ¦
¦До 300 тыс. рублей                   ¦       0,1       ¦
¦От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей¦       0,3       ¦
¦Свыше 500 тыс. рублей                ¦       2,0       ¦
+-------------------------------------+-----------------+

Ввиду того, что в 2009 году гражданам, владеющим долей в квартире (доме), налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости дома или квартиры, после вступления в силу Закона № 283-ФЗ будет произведен перерасчет налога за 2009 год. Образовавшуюся переплату по налогу можно будет вернуть на расчетный счет (написав в налоговый орган заявление о возврате и указав реквизиты расчетного счета) или зачесть в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения. Перерасчет производится поэтапно, начиная с декабря 2009 года.
Сумма налога, пересчитанная в 2009 году за 2008 год, корректировке с учетом принятых в Закон поправок не подлежит.
За получением более подробной информации об исчислении налога на имущество физических лиц гражданам следует обращаться в налоговые органы по месту нахождения имущества.
При посещении инспекции нужную информацию можно найти на информационных стендах, или воспользовавшись гостевым компьютером, или обратившись к налоговому инспектору отдела работы с налогоплательщиками.
Необходимую информацию можно получить и по телефонам справочных служб, имеющимся в каждой инспекции (номера таких телефонов всех инспекций Республики Татарстан имеются на официальном сайте Управления ФНС России по Республике Татарстан: www.r16.nalog.ru).

Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
В.ГАПОНЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru