Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

БЮЛЛЕТЕНЬ
судебной практики Омского областного суда
№ 2(39), 2009

Информационный материал по вопросам оказания
правовой помощи в соответствии с международными договорами
Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация о применении Гаагских конвенций по международному частному праву
1.1. Заявления стран-участниц Конвенции 1965 года
1.2. Информация о порядке составления и исполнения запросов
1.3. Образцы запроса и подтверждения о вручении в форме свидетельства
1.4. Статус Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам
1.5. Центральные органы федеральных земель ФРГ
2. Информация о порядке составления и исполнения судебных поручений в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года
3. Информация о порядке составления и рассмотрения ходатайств о признании и разрешении принудительного исполнения за границей судебных решений в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года
4. Основные нарушения международных договоров о правовой помощи, допускаемые российскими судами

1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ГААГСКИХ КОНВЕНЦИЙ
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

1.1. ЗАЯВЛЕНИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ КОНВЕНЦИИ 1965 ГОДА

Заявления стран-участников Конвенции
о вручении за границей судебных и внесудебных документов
по гражданским или торговым делам 1965 года

АРГЕНТИНА - 2 февраля 2001 года - 15 ноября 2001 года - 1 декабря 2001 года
Аргентина сделала следующие заявления:
"...
1. К статье 5, третий пункт: "Аргентинская Республика не будет принимать документы для вручения или передачи, если они не будут сопровождаться на испанский язык."
2. К статье 21, первый пункт, a): "Аргентинское правительство назначает Министерство иностранных дел, внешней торговли и церковных сношений в качестве центрального органа."
3. К статье 21, второй пункт, a): "Аргентинская Республика против использования методов передачи, предусмотренных статьей 10."
4. К статье 21, второй пункт, b): "Правительство Аргентины принимает заявления в соответствии со вторым пунктом статьи 15 и третьим пунктом статьи 16".
5. Аргентинская Республика отклоняет требуемое расширение области применения Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или коммерческим делам, принятой в Гааге 14 ноября 1965 года, на области Мальвин, островов Южной Георгии и Южных Сандвичевых островов, как было сообщено 20 мая 1970 года Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии Королевству Нидерланды как депозитарию Конвенции под неточным наименованием "Фолклендские острова и зависимые страны". Поэтому Аргентинская Республика также отклоняет назначение "Регистратора Верховного Суда" на Мальвинских островах в качестве применяющего органа этого соглашения, которое было сделано по тому же случаю, так же как любое другое действие, происходящее или которое может произойти от этого требуемого территориального расширения. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций признала существование спора по поводу независимости Мальвин, Южной Георгии и Южных Сандвичевых островов и призвала Аргентинскую Республику и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии вести переговоры, чтобы как можно скорее найти мирное и определенное решение такого спора, при хорошем посредничестве офисов Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, которые сообщат Генеральной Ассамблее о достигнутом прогрессе (Резолюции 2065 (XX), 3160 (XXVIII). 31/49, 37/9, 38/12, 39/6, 40/21, 41/40, 42/19 и 43/25). Специальный комитет по деколонизации, одинаково заявивший, ежегодно принял резолюцию, которая заявляет, что, чтобы положить конец этому колониальному положению, должны быть возобновлены переговоры в целях мирного и определенного решения этого спора о суверенитете. Последняя из этих резолюций была принята 1 июля 1999 года.
6. Аргентинская Республика вновь подтверждает свой суверенитет над Мальвинскими островами, Южной Георгией и Южными Сандвичевыми островами и ее приморскими областями, которые являются неотъемлемой частью ее национальной территории.".

(присоединение)

БЕЛАРУСЬ - 6 июня 1997 года - 1 января 1998 года - 1 февраля 1998 года
В соответствии со статьей 2 Конвенции, Республика Беларусь назначила в качестве центрального органа: "Министерство юстиции Республики Беларусь, ул. Коллекторная, 10, 220084, Минск".
БЕЛЬГИЯ - 21 января 1966 года - 19 ноября 1970 года - 18 января 1971 года
Со следующим заявлением:
]]>
- документ, из которого следует, что сторона, против которой вынесено решение и которая не приняла участия в процессе, была своевременно и в надлежащей форме извещена о рассмотрении дела;
- документ о неисполнении или частичном исполнении на территории Российской Федерации решения суда.
В соответствии со сложившейся международной практикой данными документами являются справки, составленные судом.
Копия судебного решения и все прилагаемые документы свидетельствуются подписью судьи и скрепляются гербовой печатью суда.
Суд, оформивший указанные документы, направляет их сопроводительным письмом в адрес Управления Минюста России по Новосибирской области (далее - Управление) для направления на территорию иностранного государства.
Важно отметить, что судебный приказ не имеет силы судебного решения в связи с упрощенностью правовой процедуры его вынесения. По общему правилу признание и исполнение решений российских судов по гражданским делам на территории других государств, так же как признание и исполнение решений иностранных судов на территории Российской Федерации, не допускается, когда сторона, против которой вынесено решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела. Вместе с тем вынесение судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом, вообще не предполагает проведения судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Соответственно, место жительства или место нахождения должника вне пределов Российской Федерации является основанием для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа (пункт 2 части 1 статьи 125 ГПК РФ). В случае вынесения судебного приказа в нарушение указанного положения ГПК РФ заинтересованное лицо может обратиться в суд с исковым заявлением.
Судьям рекомендуется давать заинтересованным гражданам разъяснения по оформлению документов и порядку их направления на территорию иностранного государства для признания судебного решения.

Рассмотрение ходатайства о признании и разрешении
принудительного исполнения на территории
Российской Федерации иностранного судебного решения

Компетентный суд иностранного государства на основании ходатайства заинтересованного лица (взыскателя) устанавливает:
- вступило ли решение в законную силу на территории государства, его вынесшего;
- был ли ответчик, не принявший участия в процессе, надлежащим образом уведомлен о дате и месте судебного заседания;
- нет ли на территории государства, где должно быть исполнено решение, другого решения по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
- рассмотрение дела не относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого должно быть исполнено решение;
- не истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством государства, суд которого рассматривает ходатайство;
- отсутствует ли документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности.
Ходатайства взыскателей и их представителей о признании и принудительном исполнении решений судов иностранных государств рассматриваются в Российской Федерации Верховными судами республик, краевыми (областными) судами, судами городов федерального значения, судами автономной области или автономного округа, по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
Суд, рассматривающий ходатайство, направляет должнику уведомление, а в случае неоднократной неявки должника делает запросы в адресно-справочное бюро или в регистрирующие юридические лица органы. При поступлении информации о том, что должник не значится зарегистрированным по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, суд выносит определение о возврате ходатайства без рассмотрения как неподсудное данному суду (статья 135 ГПК РФ).
Согласно части 3 статьи 411 ГПК РФ, суд должен известить должника о времени и месте рассмотрения ходатайства, причем его неявка без уважительной причины (когда ему вручена судебная повестка) не является препятствием к рассмотрению ходатайства. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 № 22пв04 необходимо также извещать о времени и месте рассмотрения ходатайства и самого взыскателя, чтобы обеспечить принцип состязательности и равноправия сторон. Извещение взыскателя, проживающего на территории иностранного государства, о дате и месте рассмотрения ходатайства возможно на основании судебного поручения либо заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если в ходатайстве о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения иностранного суда указаны неточные сведения о месте жительства (месте нахождения) должника, месте нахождения его имущества либо эти сведения не указаны, суд, рассматривающий ходатайство, оставляет его без движения и выносит определение, предоставляя взыскателю срок для устранения недостатков. При этом суду при рассмотрении ходатайств взыскателей, проживающих на территории иностранных государств, следует учитывать время, необходимое на доставку определения суда взыскателю и возврат в суд уточненных взыскателем сведений. В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 № 22пв04), продолжительность данного срока определяется судом с учетом характера выявленных в ходатайстве недостатков и реальной возможности их исправления (с учетом сложившейся международной практики, не менее двух-трех месяцев).
В соответствии с частью 6 статьи 411 ГПК РФ, в случае необходимости истребования дополнительных документов и сведений от взыскателя либо от суда, вынесшего решения, суд, рассматривающий ходатайство, может запросить такие документы и сведения, вынеся при этом определение об оставлении ходатайства без движения. В таких случаях на территорию иностранного государства направляется надлежащим образом оформленное судебное поручение о производстве отдельных процессуальных действий.
Согласно статье 224 ГПК РФ, во всех случаях когда судья, рассматривающий ходатайство, не заканчивает рассмотрение дела по существу, он выносит об этом определение.
В случае отказа в удовлетворении ходатайства (при наличии оснований, предусмотренных статьей 412 ГПК РФ), а также в случае удовлетворения ходатайства суд выносит об этом мотивированное определение, три надлежащим образом оформленные копии которого направляются в адрес Управления для дальнейшего направления на территорию иностранного государства. Исполнительный лист (если ходатайство удовлетворено) направляется судом в службу судебных приставов для исполнения.
Необходимо отметить, что все документы, составленные в связи с рассмотрением ходатайств о признании и исполнении судебных решений, должны быть написаны ясным и четким языком, отпечатаны, тщательно и аккуратно оформлены (без подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений). В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены гербовой печатью суда.





4. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
И ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ, ДОПУСКАЕМЫЕ
СУДЬЯМИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Нарушения, допускаемые судами при оформлении
судебного поручения (запроса) о производстве отдельных
процессуальных действий в иностранном государстве

1. Несоответствие судебного поручения по форме и содержанию статье 7 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее - Конвенция 1993 года).
Например, перечислялись не все документы, подлежащие вручению (хотя они были приложены к поручению), или вместо поручения направлялось определение о судебном поручении, что недопустимо.
2. Отсутствие официальной (гербовой) печати на судебном поручении.
3. Направление судебного поручения, адресованного компетентному суду непризнанного международным сообществом государственного образования - Приднестровской Молдавской Республики.
4. Направление судебного запроса о вручении документов на основании Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 (далее - Конвенция 1965 года) через Управление Минюста России по Новосибирской области (далее - Управление), а не напрямую в центральный орган запрашиваемого иностранного государства, как это предусмотрено указанной Конвенцией.
5. Указание в судебном поручении на неприменяемый в отношениях между Российской Федерацией и запрашиваемым иностранным государством международный договор о правовой помощи.
6. Направление в иностранное государство для вручения лицу извещения о дате судебного заседания, к которой исполнить поручение и возвратить документы, составленные в связи с его исполнением, в запрашивающий суд, объективно невозможно. Если сношения между Российской Федерацией и иностранным государством осуществляются на основании международного договора о правовой помощи в дипломатическом порядке, судебное заседание не следует назначать на дату ранее чем через 1 год - 1,5 года с момента направления поручения. Если взаимодействие с иностранным государством осуществляется по схеме: российский суд - Управление - Минюст России - Минюст иностранного государства - суд иностранного государства, судебное заседание может быть назначено не ранее через 10 - 12 месяцев с момента составления поручения. Если судебные поручения после поступления в Управление пересылаются для организации исполнения напрямую в центральный или территориальный орган юстиции иностранного государства для последующего направления на исполнение в суд, судебное заседание назначается на дату не ранее чем через 6 месяцев. Данные сроки обусловлены тем, что на основании сложившейся международной практики как поручение, так и составленные в связи с его исполнением документы должны пройти несколько инстанций, на основании применяемого в каждом конкретном случае международного договора.
7. Указание в судебном поручении просьбы компетентному иностранному суду о направлении составленных во исполнение поручения документов напрямую в адрес запрашивающего суда, что противоречит основному принципу взаимодействия компетентных судов, заключающемуся в необходимости пересылать все исполненные документы через органы юстиции.

II. Нарушения, допускаемые российскими судами
при исполнении иностранных судебных поручений

1. Отсутствие официальной печати суда на документах, подтверждающих исполнение иностранных поручений (на подтверждении об исполнении, свидетельстве, протоколе судебного заседания, истребованных и составленных судом документах в связи с исполнением).
2. Исполнение поручений не судьями, а работниками суда, что выражается в подписании подтверждения о вручении документа, протокола судебного заседания, акта о невозможности исполнения поручения секретарем судебного заседания. Однако в соответствии со статьей 63 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", исполнение судебных поручений должно производиться судом с соблюдением всех установленных законом процессуальных правил. Недопустима передача исполнения поручений работникам аппарата суда.
3. Ненадлежащее оформление свидетельства об исполнении поручения (отсутствие сведений в строке "имя и статус лица, отношения с адресатом", где указываются Ф.И.О. получателя и лица, вручившего документ, отсутствие сведений о причинах невручения документа в строке "2) что документы не были вручены по следующим причинам", отсутствие такого свидетельства, заполненного согласно требованиям Конвенции 1965 года.
4. Ненадлежащее оформление документов, составленных во исполнение поручения в соответствии с Конвенцией 1993 года: отсутствие акта о невозможности исполнения поручения с указанием всех принятых судьей по его исполнению мер после получения поручения; заполнение не подтверждения, а направленного Управлением вместе с памяткой образца подтверждения, отсутствие протокола судебного заседания.
5. Нарушение судьями округа норм международных договоров, закрепляющих порядок сношений договаривающихся сторон. В этих случаях, исполнив поручение иностранного компетентного органа, некоторые суды в нарушение установленного порядка сношений направляют документы не через органы юстиции, а напрямую инициатору запроса, т.е. в адрес суда иностранного государства.

III. Нарушения при оформлении пакета документов,
необходимых для признания и разрешения принудительного
исполнения судебных решений на территории иностранных
государств

1. Отсутствие справок о вступлении решения в законную силу, об исполнении решения на территории Российской Федерации, о надлежащем извещении о дне и месте судебного заседания стороны по делу, не принявшей участия в процессе (статья 53 Конвенции 1993 года, статья 8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992, соответствующие статьи двусторонних международных договоров о правовой помощи). Все документы, в том числе и справки, должны быть подписаны судьей и скреплены гербовой печатью суда. Направление справок судебных приставов-исполнителей о частичном исполнении (неисполнении) решения на территории Российской Федерации не допускается.
2. Направление судебного приказа по делам о взыскании алиментов, вынесенного при несоблюдении статьи 125 ГПК РФ. В соответствии со статьей 125 ГПК РФ, судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случае, если место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации. Такой судебный приказ не имеет силы судебного решения в связи с упрощенностью процедуры его выдачи и, учитывая положения статьи 53 Конвенции 1993 года, не подлежит направлению на территорию иностранного государства для разрешения принудительного исполнения. Такой судебный приказ подлежит отмене, а заявление о взыскании алиментов с должника, проживающего за пределами Российской Федерации, рассматривается в порядке искового производства.
3. Направление исполнительных листов вместо заверенных копий решений судов в рамках Конвенции 1993 года.
4. Ненадлежащее оформление ходатайства взыскателя: отсутствие сведений об адресе должника в иностранном государстве, подача ходатайства не от имени заинтересованного лица (взыскателя), а от имени судьи (суда). Судья подписывает ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства судебного решения только в части взыскания с должника государственной пошлины, судебных издержек, расходов на материально-техническое обеспечение по гражданским делам.

IV. Нарушения при рассмотрении ходатайств о признании
и разрешении принудительного исполнения на территории
Российской Федерации иностранных судебных решений

1. Отсутствие официальной (гербовой) печати на определении суда об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства.
2. Составление по результатам рассмотрения ходатайства письма о результатах рассмотрения с приложением возвращаемых взыскателю документов. Тогда как в соответствии с частью 4 статьи 411 ГПК РФ, выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные доказательства, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. А на основании части 1 статьи 224 ГПК РФ, судебные постановления суда первой инстанции, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений суда.
3. Направление определения об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства напрямую в суд иностранного государства, вынесший основное решение по делу, или взыскателю. Управление при этом лишь информируется об исполнении, что не соответствует основному принципу взаимодействия компетентных судов.
4. Вынесение определения о возвращении ходатайства в связи с тем, что в пакете приложенных к ходатайству документов отсутствуют сведения, подтверждающие надлежащее извещение ответчика о судебном заседании (имеются в виду копии почтовых уведомлений, подтверждений о вручении).
В соответствии со статьей 53 Конвенции 1993 года, а также аналогичными положениями двусторонних договоров о правовой помощи между Российской Федерацией и иностранными государствами, к ходатайству взыскателя прикладываются: решение суда; документ, из которого следует, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу; документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена; документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки.
С учетом сложившейся международной практики, такими документами являются справки суда, подписанные судьей и заверенные гербовой печатью суда. На основании изложенного рекомендуем не возвращать иностранным компетентным органам документы, если отсутствуют копии документов (уведомлений, телефонограмм, подтверждений), подтверждающих вручение извещений лицу, не принявшему участия в процессе. Эти документы в последующем истребуются российским судом из иностранного суда, вынесшего решение по делу, в порядке судебного поручения.
Информация и образцы документов размещены на Интернет-сайте Управления Минюста России по Новосибирской области www.djsib.atlas-nsk.ru в разделе "Информация" - "Международная правовая помощь".

Информационный материал по вопросам оказания
правовой помощи в соответствии с международными
договорами Российской Федерации предоставлен
отделом международной правовой помощи Управления
Минюста России по Новосибирской области.
Тел.: 8 (383) 201-16-23, 201-16-31.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru