Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2010 г. по делу № А12-42/2010

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2010 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лаврик Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лаврик Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям индивидуального предпринимателя Ч.И. (г. Волгоград)
к Нижне-Волжскому территориальному управлению Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, с участием на правах заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Федерального государственного учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, а также прокурора Волгоградской области с правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
о признании недействительными предписаний государственного органа
при участии в судебном заседании:
от ИП Ч.И. - представителя Ж.А. (дов. <...>)
от НВУ Росохранкультуры - представителя Б.М. (дов. <...>)
от ТУ Росимущества - начальника отдела правового обеспечения П.Д. (дов. <...>)
от ФГУК музей-заповедник "Сталинградская битва" - зам. директора Б.В. (дов. <...>)
от Администрации Волгоградской обл. - гл. специалиста отдела госконтроля по охране культурного наследия О.Е. (дов. <...>)
от прокуратуры области - помощника прокурора Б.Э.
в отсутствие КУГИ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление № 99380 о получении определения 17.02.2010 г., расписка в протоколе предварительного заседания от 10.02.2010 г.)

установил:

Индивидуальный предприниматель Ч.И. (далее - ИП Ч.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с двумя заявлениями о признании недействительными предписаний Нижне-Волжского территориального управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Нижне-Волжское управление Росохранкультуры, ответчик) от 12.10.2009 г. № 723 и № 724.
Оспариваемыми предписаниями территориального федерального органа исполнительной власти по охране объектов культурного наследия приостановлено осуществление ИП Ч.И. торговой деятельности на территории памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане, за скульптурой "Родина-мать зовет!", а также возле "Площади Героев" в конце "Стен руин". Одновременно на Ч.И. возложена обязанность демонтировать и вывести в течение 3-х дней (с момента получения предписаний) киоски, используемые им для торговой деятельности в указанных местах.
В обоснование заявлений, поданных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) заявитель ссылается на то, что торговая деятельность на территории памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане г. Волгограда не противоречит действующему законодательству и осуществляется им на законных основаниях, ввиду наличия договора аренды участка гранитного покрытия от 06.09.2007 г. № 048/499/7 и бессрочного разрешения на право торговли на территории памятника, выданного Государственным учреждением музеем-заповедником "Сталинградская битва".
В отношении заявления ИП Ч.И. об оспаривании предписания Нижне-Волжского управления Росохранкультуры от 12.10.2009 г. № 723 в арбитражном суде возбуждено дело № А12-44/2010, а предписания № 724 - дело № А12-42/2010. Определением арбитражного суда от 10.02.2010 г. указанные дела объединены в одно производство под номером - № А12-42/2010 (т. 3 л.д. 37 - 40).
Определениями арбитражного суда от 15 и 27.01.2010 г. к участию в деле на правах заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и Администрация Волгоградской области.
К участию в деле также допущен прокурор Волгоградской области с правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
До рассмотрения заявленных требований по существу представитель ИП Ч.И. обратилась с ходатайством о приостановлении производства по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до рассмотрения Волгоградским областным судом принятых к производству надзорных жалоб Ч.И. на постановления мирового судьи судебного участка № 116 Центрального района г. Волгограда и решения Центрального районного суда г. Волгограда по делам об административном правонарушении.
Рассмотрев данное ходатайство, суд, с учетом мнения остальных участников дела, возражавших против его удовлетворения, не находит достаточных оснований для приостановления производства по настоящему делу в силу следующего:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
По смыслу и содержанию указанной процессуальной нормы обязанность приостановить производство по делу возникает не в связи с фактом нахождения в производстве суда другого дела (даже и взаимосвязанного с первым делом), а из-за невозможности рассмотрения данного дела до окончательного разрешения другого дела.
Для разрешения вопроса о возможности или невозможности рассмотрения дела в арбитражном суде до принятия решения по другому делу и, соответственно, вопроса о том, подлежит или приостановлению производство по рассматриваемому делу, суду следует учитывать: предмет и основание заявленного иска; характер и специфику правового регулирования спорных правоотношений; предмет доказывания по арбитражному делу, а также установить имеются ли обстоятельства, препятствующие рассмотрению спора по существу.
При рассмотрении дел в порядке главы 24 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку акта, решения, действий (бездействия) и устанавливает: 1) соответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемого действие (бездействие); 3) нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае оспариваемые предписания вынесены Нижне-Волжским управлением Росохранкультуры не только в связи с привлечением ИП Ч.И. к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, а в порядке реализации полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, по факту выявленного нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия федерального значения.
Следовательно, окончательная судьба актов, постановленных судом общей юрисдикции по делам об административном правонарушении, не имеет принципиального значения для рассмотрения требований ИП Ч.И. о признании недействительными предписаний Нижне-Волжского управления Росохранкультуры от 12.10.2009 г. № 723 и № 724.
После отклонения ходатайства о приостановлении производства по делу, представителем ИП Ч.И. заявлено ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы для установления принадлежности Ч.И. подписи, учиненной на приемо-сдаточном акте от 02.11.2007 г. о возвращении арендодателю гранитного покрытия площадью 8 кв. м мемориального комплекса на Мамаевом кургане.
Указанное ходатайство арбитражным судом также отклонено, но после заслушивания объяснений всех участников дела, которые в обоснование своей позиции не ссылались на приемо-сдаточный акт от 02.11.2007 г. как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик по заявленным требованиям - Нижне-Волжское управление Росохранкультуры, заинтересованные третьи лица - Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области, ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", Администрация Волгоградской области, а также прокурор Волгоградской области находят требования ИП Ч.И. необоснованными и просят отказать в их удовлетворении.
Возражения мотивированы: 1) отсутствием у заявителя необходимой разрешительной документации для размещения стационарных точек (металлического ларька и сборно-разборного киоска) для осуществления торговой деятельности по продаже продуктов питания на территории охранной зоны Мамаева кургана - объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения; 2) наличием у территориального органа Росохранкультуры полномочий по вынесению обязательных для исполнения предписаний о прекращении действий, влекущих изменение облика и интерьера памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы".
Третье лицо - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку в суд своего представителя не обеспечил, что по правилам части 5 статьи 156 и части 1 статьи 197 АПК РФ не препятствует проведению судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников дела, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" обратилось в прокуратуру Центрального района г. Волгограда с жалобой от 17.08.2009 г. на несанкционированное размещение Ч.И. на территории памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" двух стационарных торговых точек.
Прокуратурой Центрального района г. Волгограда по данной жалобе проведена проверка соблюдения законодательства в области сохранения, использования, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по результатам которой прокурором вынесены постановления от 23.09.2009 г. о возбуждении в отношении ИП Ч.И. административного производства за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении хозяйственной (торговой) деятельности на территории земельного участка, занимаемого памятником-ансамблем федерального значения без согласования с Территориальным управлением Росохранкультуры. Постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 23.09.2009 г. и материалы прокурорской проверки направлены для решения вопроса в Нижне-Волжское управление Росохранкультуры.
Постановлениями Нижне-Волжского управления Росохранкультуры. от 05.10.2009 г. № АП-10 и № АП-11 предприниматель Ч.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ. В качестве наказания Ч.И. назначен административный штраф в размере 1000 руб. за каждую стационарную торговую точку. Штраф уплачен Ч.И. добровольно по чеку-ордеру от 16.10.2009 г. (т. 2 л.д. 48).
В последующем Нижне-Волжским управлением Росохранкультуры вынесены предписания от 12.10.2009 г. № 723 и № 724, согласно которым приостановлено осуществление ИП Ч.И. торговой деятельности на территории памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане, за скульптурой "Родина-мать зовет!", а также возле "Площади Героев" в конце "Стен руин". Одновременно на ИП Ч.И. возложена обязанность демонтировать и вывести в течение 3-х дней (с момента получения предписаний) киоски, используемые им для торговой деятельности в указанных местах.
]]>
Ч.И. не согласился с указанными предписаниями, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившего в арбитражный суд за судебной защитой.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, несет заявитель.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения касаются территории Мамаева кургана, расположенного в Центральном районе города-героя Волгограда.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Мамаев курган - место ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг, исходя из историко-культурной ценности, связанной с особой ролью в Сталинградской битве, ставшей переломным событием в Великой Отечественной войне и II Мировой войне, был отнесен к числу исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения.
На территории Мамаева кургана в центральной части выделяется земельный участок, занимаемый мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы", который построен в городе Волгограде 1967 году. Данный мемориальный комплекс состоит из ансамблей площадей вводной композиции, Стоявших насмерть, Героев, Скорби, могил В.И. Чуйкова - маршала Советского Союза, А.М. Полухина - генерал-майора авиации, братских могил и мемориального кладбища советских воинов, погибших в 1942 - 1943 гг.
Памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы", ставший символом героизма и патриотизма советского народа, одержавшего победу в Великой Отечественной войне, является самостоятельным предметом государственной охраны, на который распространяется требование законодательства об обеспечении его сохранности.
Согласно пункту 3 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В приложении № 2 к названному постановлению в числе объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей... не указывались памятники культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения.
Таким образом, территория Мамаева кургана с мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы" и иными объектами, существовавшими в составе памятника по состоянию на 27.12.1991 г., являются объектами федеральной собственности в силу закона.
Более того, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Мамаев курган - место ожесточенных боев 1942 - 1943 гг. признан объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 № 1449-р расположенный на территории Мамаева кургана мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" отнесен к объектам культурного наследия федерального значения.
Между тем Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 67/706 комплекс архитектурно-градостроительных и монументальных памятников, связанных с событиями 1942 - 1943 гг., а также мемориальные парки на Мамаевом кургане и предместия Мамаева кургана поставлены на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области.
Первоначально историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" как имущественный комплекс был закреплен на праве оперативного управления за областным государственным учреждением культуры.
В последующем Территориальным управлением Росимущества в Волгоградской области издано распоряжение № 1189-р от 24.12.2007 г. о безвозмездной передаче государственного учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", как имущественный комплекс, в федеральную собственность. Основанием для издания названного распоряжения послужили поручение Росимущества от 11.12.2007 г. № СС-07/32982, согласие Администрации Волгоградской области от 13.11.2007 г. № 10-02/7893, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 09.11.2007 г. № 6922-01-50/04-АС и Федерального агентства по культуре и кинематографии от 12.11.2007 г. № 1-07-4010.
Во исполнение распоряжения № 1189-р между Территориальным управлением Росимущества в Волгоградской области и Администрацией Волгоградской области 25.12.2007 г. подписан акт приема-передачи государственного учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", как имущественного комплекса, в федеральную собственность. Названным актом приема-передачи в федеральную собственность среди прочих объектов недвижимого имущества был передан памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы".
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) записано, что объекты культурного наследия народов России представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 названного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со статьей 35 Закона № 73-ФЗ проведение хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
На основании статьи 46 Закона № 73-ФЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В статье 5 Закона № 73-ФЗ оговорено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный кодекс Российской Федерации, корреспондируя Федеральному закону № 73-ФЗ, в статье 99 определяет, что земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), относящиеся к землям историко-культурного назначения, используются строго в соответствии с их целевым назначением.
В силу части 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. № 942 издано от 04.06.2007, а не 04.07.2007.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.07.2007 № 942 утверждены границы зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (согласно приложениям 1 и 2), а также определен режим использования земель в границах зон охраны (согласно приложению 3).
Указанное постановление официально опубликовано в газете "Волгоградская правда" 15.06.2007 за № 107 и вступило в силу через 10 дней со дня опубликования на основании пункта 3 документа.
Мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" расположен в центральной части Мамаева кургана, а земельный участок, занимаемый мемориальным комплексом, входит в состав территории Мамаева кургана.
Материалами дела доказано, что принадлежащий ИП Ч.И. сборно-разборный ларек, занимающий часть федерального земельного участка (с кадастровым номером 34:34:040000:00001) расположен за скульптурой "Родина-мать зовет!", а металлическая палатка размещена возле "Площади Героев" в конце "Стен руин".
Таким образом, стационарные торговые точки ИП Ч.И. находятся на территории мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" и в охранной зоне Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия.
Охранная зона Мамаева кургана предназначается также для обеспечения оптимального зрительного восприятия этого объекта и мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы".
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 г. № 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" территория мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане не подлежит никаким изменениям и дополнениям. Это относится к объектам памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" и другим объектам культурного наследия, системе благоустройства и озеленения. В пределах границ мемориального комплекса все работы подлежат согласованию с федеральным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (раздел II приложения № 3)
На территории Волгоградской области таким федеральным исполнительным органом является Нижне-Волжское управление Росохранкультуры.
Между тем за согласованием размещения своих стационарных торговых точек на Мамаевом кургане, за скульптурой "Родина-мать зовет!", возле "Площади Героев" в конце "Стен руин", либо в ином месте на территории мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" ИП Ч.И. в Нижне-Волжское управление Росохранкультуры не обращался. Иное материалами дела не подтверждается.
Во исполнение делегированных полномочий Нижне-Волжским управлением Росохранкультуры 09.07.2009 г. согласована Схема размещения торговых точек на территории музея-заповедника "Сталинградская битва" (т. 2 л.д. 50 - 51).
Расположение металлического ларька и сборно-разборного киоска предпринимателя Ч.И. не соответствует согласованной и утвержденной Схеме размещения торговых точек на территории музея-заповедника "Сталинградская битва". Тогда как несанкционированное размещение торговых точек нарушает принцип обеспечения оптимального зрительного восприятия объекта культурного наследия, сопряжено с изменением его внешнего облика и интерьера.
В подтверждение своего права по размещению на Мамаевом кургане, на территории музея-заповедника "Сталинградская битва" стационарных точек под торговлю мороженым и прохладительными напитками ИП Ч.И. в заявлениях, поданных в арбитражный суд, ссылается: во-первых, на договор аренды от 06.09.2007 г. № 048/499/7 между Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (арендодателем), ГУК "Историко-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" (балансодержателем) и Ч.И. (арендатором) и, во-вторых, на бессрочное разрешение, выданное ему 28.05.2008 г. ФГУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва".
Однако названный договор аренды был оформлен лишь на период с 20 августа по 01 ноября 2007 г.
В качестве объекта аренды в договоре от 06.09.2007 г. № 048/499/7 обозначено: участок гранитного покрытия площадью 8 кв. м., расположенный по адресу: г. Волгоград, Мамаев курган, на площади Героев. Данные, указанные в договоре (к которому никаких схем, определяющих местоположение объекта аренды, не оформлялось) не позволяют определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Исходя из положений статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 06.09.2007 г. № 048/499/7 считается незаключенным, т.е. несуществующим.
Кроме того, из собственноручно написанных Ч.И. объяснений от 23.09.2009 г. вытекает, что принадлежащие заявителю ларек и киоск находятся на территории памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы с 2007 года, Ч.И. обращался в ФГУК "Сталинградская битва" с просьбой заключить договор аренды, но он не был заключен. (т. 1 л.д. 35 и т. 2 л.д. 37).
Отсюда можно сделать вывод, что заявитель осознает отсутствие у него договора аренды земельного участка федеральной собственности для размещения стационарных торговых точек на территории памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы".
Разрешение от 23.05.2008 г. № 359/01 (за подписью директора ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" В.А.) о праве Ч.И. осуществлять торговлю в музее-заповеднике "Сталинградская битва" на территории комплекса "Мамаев курган" не имеет юридической силы, т.к. оно выдано с нарушением требований указанного выше законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 407 (в редакции от 27.01.2009 № 43), Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.
Росохранкультура руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства культуры Российской Федерации, а также настоящим Положением. (пункт 3)
Свою деятельность Росохранкультура осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. (пункт 4).
Подпунктом 5.4.4.2 Положения предусмотрено, что Росохранкультура выдает в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательные для исполнения предписания о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования в области охраны объектов культурного наследия, земельных и гражданских отношений оспариваемые предписания вынесены Нижне-Волжским управлением Росохранкультуры в пределах предоставленных полномочий и без нарушения законодательства.
В результате вынесения оспариваемых предписаний права и законные интересы ИП Ч.И. в сфере предпринимательской деятельности не нарушены, поскольку он не является обладателем каких-либо прав на федеральную землю и территорию Мамаева кургана, где незаконно размещаются принадлежащие заявителю стационарные торговые точки.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт или решение государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По смыслу и содержанию части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы (в частности - государственная пошлина) относятся на проигравшую сторону, т.е. в рассматриваемом случае на заявителя - ИП Ч.И.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ч.И. (<...>) о признании недействительными предписаний Нижне-Волжского территориального управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 12.10.2009 г. № 723 и № 724, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области) или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273 - 277 АПК РФ.

Судья
Н.В.ЛАВРИК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru